Витиеватые надписи на фасадах, которые спустя какое-то время превращаются в прямоугольники, отличающиеся по цвету от остальных стен. Такими заплатками пестрят стены домов в центре городов и на отдаленных улицах, а порой их просто закрашивают из такого же баллончика, который держал в руке вандал.
Что это значит? Кому это нужно? Можно ли как-то искоренить эту «моду»? Что для этого требуется сделать? С этими вопросами редакция Nord-News подступилась к 15-летнему вандалу Илье* [имя изменено по просьбе собеседника редакции - Ред.].
Илья портит стены Мурманска уже 4 года, и при нем почти всегда есть маркер или баллон.
- «Тэги» никого не оскорбляют. Это просто подпись, имя, название. Когда все возмущаются, мне непонятно. А что, в СССР слово из трех букв на заборе или в лифте выглядело поприятнее? Тут же большинство даже не понимает, что написано, - удивительно, но Илья производит впечатление воспитанного парня.
Он грамотно разговаривает и, если ему верить, хорошо учится. Просто в определенное время - берет баллон и идет самоутверждаться.
- Есть чаты в «телеге», куда кидают фото с «тэгами», чем ближе к центру объект - тем круче автор, который сумел там расписаться. Если это еще и под камерами - вообще круто. В тик-токе тоже есть видосы - непосредственно момента подписи. Также засчитывается сложность подписи - если она не просто ломаная линия, а с дополнительными элементами - уровень тегера - выше, - рассказывает Илья.
На его счету - почти все фасады на проспекте Ленина. Он явно хочет стать «знаменитым» в сообществе вандалов. Того, что его «творчество» уродует стены, он не принимает и не признает. Он не считает, что делает что-то плохое: наркотики не рекламирует, нецензурных слов не пишет.
Диалог с ним превращается в разговор ни о чем:
- Но ведь вы уродуетет стены...
- Почему?
- Потому что это - некрасиво.
- Почему?
- Потому что непонятные надписи черной краской на фасаде свежеотремонтированного дома не могут считаться красивыми.
- Почему? Ведь это вы так думаете. А я думаю, что это красивее, чем уродливый прямоугольник другого цвета на месте моего тега.
- Почему?
- Ну вот, вы просекли тему, - смеется вандал.
Можно ли «переключить» Илью и его единомышленников, предложив им легальную альтернативу? Стену в промзоне или на окраине города. Роспись дома, который через неделю снесут. Пожалуйста, пишите, соревнуйтесь, снимайте фото и видео. Дом потом под снос, а со стеной может выйти долгоиграющая история - закатать ее краской и начинай сначала.
- А смысл? Рисовать свой тег на стенке которая доступна всем лузерам. Без риска и интереса. Там же, где все и вместе со всеми. Это скучно. Вы бы уж лучше тогда предложили вариант с закрашиванием росписи конкурента. Могло бы сработать. Но это мы сами у себя должны решить и запустить такую игру. А не то, что нам это кто-то укажет, - говорит Илья.
Возможность наказания его не пугает совсем: никого же не поймали. Хотя на самом деле, это не так. Мы писали в 2021 году о том, что полиция поймала троих подростков, которые рисовали граффити на бетонной стене рядом с рыбным портом. У них изъяли 11 баллонов с краской, а ущерб оценили в 40 тысяч рублей. Были составлены административные протоколы. И что? И всё.
В 2021 году в Брянске и Краснодаре возбуждали уголовные дела по факту нанесения граффити на фасады домов, являющихся объектами культурного наследия.
В обоих случаях речь шла о ч. 1 ст. 243 УК РФ («Повреждение объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации»). Виновным по этой статье грозит до трех лет лишения свободы, однако, сначала их нужно найти.
Так в 2020 году в Рыбинске Ярославской области очень красиво отреставрировали несколько фасадов исторических зданий в центре города. Буквально через пару месяцев за одну ночь шестеро вандалов расписали почти три десятка домов.
Полиция нашла их по записям с видеокамер. Тогда всех возмутило оправдание: просто у кого-то был баллончик, и все захотели «попшикать». Казалось бы, вот оно уголовное дело. Но оно было прекращено по нереабилитирующим основаниям, в связи с возмещением ущерба. То есть, коммунальные службы несколько дней подбирали краски и снова красили стены, потому что вандалы, фактически, откупились.
В то время, когда города «обрастают» камерами видеонаблюдения, дома этих городов покрываются уродскими автографами вандалов. Потом не менее уродливыми прямоугольниками в исполнении коммунальщиков. И выхода из этого круга пока не видно.
Фото: Nord-News
Сейчас также читают: Норвежский город Тромсе разрывает побратимские отношения с Мурманском