В Государственную Думу внесли законопроект о передаче муниципальных образовательных учреждений в ведение администраций субъектов Федерации. Его авторами выступили более сотни депутатов. А главными знатоками школьного образования стали председатель нижней палаты Вячеслав Володин, его заместители Ирина Яровая и Петр Толстой. К слову, все трое видные «единороссы».
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «он разработан в целях совершенствования системы управления образованием и создания правовой основы для усиления роли и ответственности государственного управления в обеспечении качественной работы и качественных результатов современной российской школы, что, в свою очередь, будет способствовать созданию единого образовательного пространства в Российской Федерации».
В записке также говорится, что «сейчас даже в одном регионе может наблюдаться неоднородное качество образования, отсутствие единства в регулировании важных вопросов в этой сфере. Длинная цепочка управления с концентрацией влияния на низовом уровне снижает маневренность и управляемость системы. В ряде случаев, утверждается в документе, налицо несогласованность позиций региональных органов власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования».
Законопроект вносит устраняющие их изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Его рассмотрение в первом чтении назначено на 6 декабря.
Вы заметили, сколько казенщины и пустословия в закавыченных словах? Например, «в целях совершенствования системы», «создание правовой основы», «создание единого образовательного пространства» и так далее и тому подобное.
Мне думается, что упоминание о том, что авторами законопроекта стала сотня депутатов, должно было придать нужный пафос важности документа, над которым работала такая орава народных избранников. Возможно, но мне вспомнилась старая шутка о том, что «девять женщин могут родить ребенка за один месяц, но только при условии, что одна из них на восьмом месяце беременности». А тут сразу сотня педагогических светочей нашлась! Представляю себе, что они могут родить.
Передача чего-либо с низового уровня на вышестоящий принимает у нас маниакальные формы. Тем более, что в восторге от законопроекта только его авторы. Эксперты, мягко говоря, отнеслись к нему скептически. Я, конечно, не эксперт, но мнение свое тоже имею. И не просто имею, но и могу обосновать.
Достаточно вспомнить недавнюю передачу учреждений здравоохранения от муниципалитетов в область. Мне думается, что сравнение такое вполне корректно. На том простом основании, что врач и учитель самые важные профессии на земле, и что и те, и другие бюджетники. Так вот, о невиданных успехах здравоохранения в регионах после передачи его из муниципалитетов в область рапортовали только региональные чиновники. Муниципальные, понятное дело, помалкивали. А какие успехи-то, ребята? Оптимизировали? Да. В результате в больницу теперь надо ехать из одного города в другой. В Мурманске тоже оптимизировали. Теперь в свою поликлинику жителю Росты надо ехать в центр города. В последний раз такие сетования слышал во вторник в больнице «Севрыба», где провел два часа в длинной очереди на консультацию. Это успех? Сомневаюсь. Или о себе, любимом. В июне меня поставили в очередь на УЗИ внутренних органов. Очередь подошла 7 ноября. Накануне позвонили и вкрадчиво поинтересовались: «УЗИ внутренних органов для вас до сих пор актуально?». Наверно, думали, какой же дурак будет ждать пять месяцев? Наверняка, уже сделал платно. Не тут-то было! Дождался! Если это называется «очереди сократились», то чиновников кто-то обманул. Это называется по-другому. Как? Сами знаете. Писать не буду, чтобы не попасть на санкции «Роскомнадзора».
И вот теперь что-то мне подсказывает, что и с образованием выйдет такая же конфузия, какая приключилась в медицине. В том смысле, что успехи образования будут заметны только чиновникам, но уж никак не детям, их родителям и педагогам. Дело не в том, к какому ведомству, или к какой ступеньке власти относится образование, а в том, как относится к образованию сама высшая власть страны. Это касается и материальной стороны дела. И может быть, даже в первую очередь. Уж во вторую во всяком случае.
Мне интересно, а эти педагогические светочи из Государственной Думы узнавали мнение учителей? У меня много знакомых преподавателей и средней школы, и высшей. Поверьте, им абсолютно наплевать, откуда будет финансирование. Да их хоть к Министерству обороны прикрепи, только не мешай работать, не мордуй проверками, не доставай обязательной отчетностью, и, конечно, вовремя и достойно оплачивай их тяжелый труд.
Вот врачам в ковидные времена платили хорошие деньги. Правильно и делали. А если школьное образование придет в упадок (а может быть, уже пришло?), то бросятся учителям по несколько сотен тысяч рублей в месяц платить? Не поздно ли спохватятся?
И потом, кто сказал, что с передачей образования с муниципального уровня на региональный, что-нибудь изменится в лучшую сторону? Помните мораль бессмертной крыловской басни: «А вы, друзья, как ни садитесь...». Ну, дальше вы знаете. Конечно, надо что-то делать. А вот что? От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Вопросом «Что делать?» задавались не только Ленин и Чернышевский. В старом анекдоте тетя Соня, бандерша в одесском борделе, на вопрос «Что делать?» ответила: «Не мебель надо двигать».