Компания Ростелеком совместно с Mindsmith провели большое исследование на тему киберрисков для детей.
Ранее Nord-News сообщало о категориях и видах рисков.
Сегодня основатель и управляющий партнер Mindsmith Руслан Юсуфов рассказал, что при анализе более 300 патентов, компаний и ИТ-решений в области кибербезопасности детей было сформировано 8 кластеров технологических решений.
• Предиктивная аналитика - используется для прогнозирования будущих событий или поведения. Для этого изучается онлайн-среда ребенка (что изучает, как взаимодействует с родителями или учителями), профилирование (лингвистический анализ сообщений и комментариев, анализ аудиосообщений), выявление частых интенсивных контактов.
• Детские социальные сети - аналог обычных соцсетей, в которых блокируется публикация жестокого, грубого и нежелательного для просмотра контента.
• Практики разработки - возможность блокировки некоторых функций во избежание запуска нежелательных действий и защиты детей от просмотра неприемлемой информации.
• Инструменты родительского контроля и мониторинга - функционал направлен на регулярную проверку действий ребенка в интернете (направлено на выявление и заблаговременную минимизацию киберрисков для детей).
• Интернет-фильтры - блокировка доступа к сайтам и скачиванию нежелательной информации, ограничение запуска приложений.
• Автоматизированная модерация - удаление, фильтрация или блокировка информации; рекомендация контента через новостную ленту, тематические списки.
• Сервисы оказания помощи - список организаций и сервисов, где ребенок или родители могут попросить помощи психологов, волонтеров, правозащитников и других специалистов.
• Инфраструктура - совокупность взаимосвязанных объектов, структур, решений в области безопасности, интегрированных в единую систему. Основной̆ принцип обеспечения безопасности - это непрерывность защиты в пространстве и времени.
- Цифровой мир стремительно меняется, технологии развиваются, происходят геополитические изменения и появляются новые тренды. Не исключено, что на горизонте ближайших 5-10 лет для детей и подростков появятся новые киберриски, - отметил Руслан Юсуфов.
Прежде всего, аналитики выделили инфлюенсеров, которые влияют на мнение и выбор детей и подростков, транслируют свои ценности и пользуются доверием со стороны аудитории, тем самым получают возможность манипулировать подписчиками.
В современных приложениях с виртуальной реальностью контроль за детьми и подростками очень низкий - дети могут ставить на аватар фото взрослого, а взрослые могут использовать фото детей. Из-за этого растет количество прецедентов кибербуллинга, сталкинга и других действий, оказывающих негативное влияние на несовершеннолетних.
Доступ к искусственному интеллекту становится все более общим, подобные технологии выходят на потребительский рынок. Это позволяет злоумышленникам использовать нейросети в качестве инструмента для копирования лица, голоса, мимики.
По мнению специалистов, искусственный интеллект постепенно становится частью воспитания детей. Родители прибегают к помощи голосовых помощников на умных устройствах: к установке напоминания для ребенка, включению сказки или музыки. В исследовании привели пример, когда в 2018 году в западном обществе разгорелись дебаты из-за того, что младенец сказал «Алекса» (сервис, встроенный в умную колонку) в качестве своего первого слова. Ребенок может не понимать, что робот или искусственный интеллект - это инструменты, совершенные программы, а не живые существа с самосознанием, и могут к ним привязываться.
К числу новых рисков аналитики также отнесли дистанционную эксплуатацию детей - когда аудитория создает контент для платформы коммерческих компаний. В качестве примера приводится TikTok и детская игра Roblox.
- Цифровой след начинает накапливаться ребенком с самого раннего возраста. Это может являться вектором для разнообразных атак: неосторожное высказывание в интернете может стать поводом для увольнения, а обширный цифровой след, биометрические и персональные данные - цель для мошенников, сталкеров и других злоумышленников, - пояснил Руслан Юсуфов.
Кроме того, с учетом нынешних реалий и карантинных ограничений произошла трансформация социальных навыков детей. Школьники начали больше общаться онлайн и пользоваться домашними устройствами с искусственным интеллектом. Теперь дети больше полагаются на интернет, и это оказывает влияние на их социализацию. Вместо того, чтобы встречаться на спортивных и игровых площадках, они собираются с друзьями в онлайн-играх.
Если несовершеннолетним устанавливают какие-либо ограничения или запреты на использования интернет-ресурсов, ребенок начинается искать пути обхода в виде программ для отключения запретов.
Проведенный анализ угроз и рисков для детей в интернете позволил сформировать список рекомендаций для тех, кто несет ответственность за безопасность в онлайн-среде.
Согласно исследованию, одну из важнейших ролей в процессе обеспечения кибербезопасности играет государство. Ему необходимо расширить поддержку существующих и создание новых коммуникационных площадок, предназначенных для обсуждения проблем кибербезопасности и поиска совместных путей их решения.
Перед образовательными учреждениями различного уровня стоит комплексная задача, связанная одновременно с безопасным включением онлайн-технологий в учебный процесс, реализацией учебных программ и дисциплин, посвященных интернет-безопасности, а также цифровой социализации детей и подростков.
- Родителям стоит чаще интересоваться виртуальной жизнью своих детей, проявляя при этом уважение и интерес к этой части социализации личности. Также важно самому владеть знаниями в области цифровой грамотности и кибербезопасности, - подытожил Руслан Юсуфов.
Фото: Nord-News
Сейчас также читают: У мурманского Контейнер-холла появятся ледовые скульптуры