В социальных сетях еще с начала учебного года то тут, то там всплывает обсуждение нововведения - уроков «На Севере - жить!», появившихся в расписаниях школьников. Родители пописывают комментарии главе региона, жалуются в крупные паблики в соцсетях и региональные телеграм-каналы.
Чему же учат детей на этих уроках? Мы поговорили с учителями, учениками, собрали мнения родителей и задали вопросы Минобру.
Что говорят родители?
«Введен дополнительный предмет «На Севере - жить!», плюс ещё несколько внеурочных на неделе. Ежедневно по 7 уроков. Окончание в 15 ч. Далее у большинства детей кружки и секции. Домой к 20-21 ч. вечера. До ночи выполнение домашнего задания. Выходных нет, т.к. и по субботам либо «внеурочка», либо кружки. У моего ребёнка - ученицы 9 класса, ещё 2 репетитора, т.к. преподавателя по алгебре нет, и когда будет не известно, а ОГЭ по математике никто не отменит. И это коротко», - написала на странице губернатора Чибиса северянка Анастасия.
«Речь идёт не о классных часах, а о дополнительном «На Севере - жить!» И это, безусловно, приводит к дополнительной нагрузке, поскольку все сверхурочные дополнительные часы ставят между уроками, либо первым уроком, что приводит к увеличению количества уроков в день (вместо 7 уроков дети учатся 8 уроков и заканчивают в 16-30). Так что дополнительные занятия по факту становятся обязательными к посещению и увеличивают нагрузку на детей. Очень жаль, что Вы прикрываетесь общими фразами о федеральных стандартах и не пытаетесь даже вникнуть в то, что пишут родители здесь», - поделилась в тгк «Заполярный Ворчун» Анна.
«У меня сын пятиклассник. По понедельникам 9 утра у него «Разговоры о важном». По пятницам в 8.20 теперь - «На Севере - жить!», а после еще шесть обычных уроков. Классный руководитель рассказала, что детей будут знакомить с тем, где они могут учиться и работать в Мурманской области. Нас предупредили, что заставить нас посещать эти уроки они не могут, но пропускать их нельзя. Также у нас получилось и с субботами, куда вынесены внеурочные часы, обязательные к посещению. Среди них, наглядная геометрия, естествознание и еще один предмет по написанию рефератов и других письменных работ. Смысл в уроках «На Севере - жить!» в пятом классе я не вижу. Сын пришел и рассказал, что смотрели фильм про Мурманск, показывали порт и вокзал. Ради этого его пришлось поднять на полчаса раньше», - рассказала мама школьника Вера.
«В нашей школе, чтобы не загружать детей лишним часом, решено отводить время на эти разговоры на других уроках. Например, уроки окружающего мира - 5 минут говорят в связке с темой про наш север. На литературном чтении - тоже, изучая, например, тему осени, почему бы не вспомнить наших поэтов. И т.д. На русском - проходят тему обращение или знаки препинания, тоже берут что-то из наших северных произведений. Не знаю, правда, как они это оформили документально. Но, судя по прошлогоднему расписанию, лишних часов у ребенка не добавилось. Кстати, разговоры о важном идут всего 20 минут, так что ничего в них страшного, по-моему мнению. И по мнению родителей нашего класса. И дети не жалуются, им интересно», - поделилась мама двоих детей Светлана.
Как оказалось, курс внеурочной деятельности «На Севере - жить!» разработан региональным министерством по образованию. Туда мы и обратились с вопросами: «Кем разрабатывается план этих уроков? Сколько таких уроков в неделю проходит для каждой параллели школьников? С какого класса они начинаются? Какие педагоги проводят эти уроки? По каким методичкам и правилам разработаны уроки?»
И Минобр ответил:
«Еженедельно предусмотрено проведение 1 занятия курса внеурочной деятельности «На Севере - жить!» для обучающихся 1-11 классов и студентов. Продолжительность занятия - не более 30 минут. В соответствии с федеральным стандартом внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной программы общего образования. Эти часы не являются дополнительной нагрузкой - они входят в те десять часов внеурочной деятельности, которая обязательно есть в каждой образовательной организации. Данная норма закреплена на федеральном уровне с 2012 года. Таким образом, нагрузка на школьников сохранилась», - сообщили в министерстве образования Мурманской области.
В ведомстве напомнили, что «внеурочные занятия отличаются тем, что по ним не ставят отметки и не задают домашние задания. Они носят ознакомительный характер, дети узнают новую для себя информацию». «Цель программы курса внеурочной деятельности - развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, знающей и любящей свой регион, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Мурманской области, её истории, культуре, и с уважением - к жителям края. Проинформировать ребят о тех возможностях, которые есть в регионе для их успешной самореализации (об учебных заведениях, предприятиях, о социальных гарантиях (стипендиях, грантах и т.п.)», - пояснил Минобр.
Тематика занятий оказалась весьма обширной, но есть вопрос: «Ранее эти блоки не освещались в рамках школьных занятий вовсе?»
Что думают учителя?
«Честно? Сил и времени просто нет. У меня 10 класс. Мы «Разговоры о важном» еле впихнули детям. Все же понимают, что тут должна быть пропаганда. И мы понимаем, что она нужна. Для воспитания патриотизма, для правильной оценки нынешней ситуации. Но, у нас родители вставали «в позу» - не сметь нашим детям мозги промывать. В итоге в нашей школе все мои коллеги на этих разговорах - кто про что. Кто-то про героев Великой Отечественной войны, кто-то про безопасность в соцсетях. Одна моя коллега даже про педофилию поговорила с детьми. И это действительно важно. «На Севере - жить!» - когда на педсовете задачу спустили готовить эти занятия, многим плакать хотелось. Два разноплановых классных часа ведь по сути. Я своим дала ссылку на электронную книжку нашего историка и краеведа Киселева. Пока читаем. Что дальше будет - пока даже не знаю», - посетовала одна из педагогов.
Ее коллега отметила, что курс хороший, но для старшеклассников очень уж несвоевременный, учитывая подготовку к экзаменам и общую загрузку. Ведь в старших классах с «Разговорами о важном» и «На Севере - жить!» выходит по 8 уроков, при этом «классный час» как таковой просто перестал существовать.
Вообще учителя обсуждать нововведение желанием не горят: «Что тут скажешь? Мы же все понимаем, откуда указание. Обсуждать - себе дороже».
А что думают про эти уроки сами дети?
«Я учусь в 11 классе и на мой взгляд, эти уроки совершенно бесполезны. Мы не обсуждаем на них ничего нового, но они отнимают время, которое я могла бы потратить на подготовку к ЕГЭ. К тому же, у меня по 6-7 уроков ежедневно, к которым добавляются эти классные часы. Также добавили уроки профориентации. Что еще более бредово, так как для 11 класса это нисколько не актуально, ведь отбор в 10 класс сразу распределяет детей по их главным интересам относительно предметов. Люди в 11 классе уже зачастую знают и имеют примерный план, куда им поступать и чем им заниматься. В 11 классе первый раз задаться этим вопросом довольно поздно. Вместо этих классных часов можно было заниматься подготовкой к экзаменам, проведением дополнительных занятий, либо вовсе снижать нагрузку, при 6-7 уроках в день», - сказала старшеклассница мурманской школы Марина.
«Что касается «Разговоров о важном», они проходят каждый понедельник с утра, и, зачастую, мы обсуждаем важные и интересные темы. Так, недавно говорили про Зою Космодемьянскую, и еще мне запомнился урок про кибербезопасность. Я считаю, что это полезно и важно. Но далеко не каждый «Разговор о важном» проходит так. Например, бывает и так, что мы на протяжении всего урока просто занимаемся своими делами. Что для меня довольно странно. Ну, и темы далеко не всегда интересны. Сама суть этих разговоров непонятна. Написано, что они должны развивать любовь детей к своей стране и культуре. Но разве человек, сам зная историю своей страны, не должен ли уже ее любить?» - задалась вопросом десятиклассница Елена.
«У нас смешалось всё. Сначала появились «Разговоры о важном». Понятно, что нам должны были на них говорить о политике, объяснять решения президента, наверное. Но, наша классная - математичка. Такая, строгая женщина. Она сказала, что для нас, в 10 классе, самым важным разговором о важном станет алгебра. Потому что нам ее через год сдавать и от того, как мы ее сдадим, напрямую зависят поступление и дальнейшая жизнь. Она обсудила это на родительском собрании. Мама сказала, что были родители, которые пытались возмущаться. На что классная пообещала пристроить их детей в соседний кабинет, где им будут рассказывать о важности политики партии. Так у нас появился дополнительный час алгебры. В этом году в расписании появились классные часы «На Севере - жить!». А у нас еще один час алгебры. Я считаю, что это правильно. Это позволило лично моей семье сэкономить на репетиторе, а всему классу подтянуть важный предмет», - рассказал мурманчанин Егор. На вопрос, хотел бы он посетить какое-то крупное предприятие региона - ответил отрицательно. С будущей профессией в сфере IT он определился еще в 7 классе.
И ещё!
Уроки с региональной нагрузкой - не изобретение Мурманской области. Раньше все это было краеведение. В Краснодарском крае, например, есть «Кубановедение», которое преподают с 1 по 11 класс. Согласно данным из открытых источников, на уроках «Кубановедения» изучают географию, историю, литературу Кубани, кубанский народный язык, быт, обычаи и историю Кубанского казачьего войска. Есть даже учебник. И всё ок, жалоб не видать. Может быть, и у нас бы не было, если бы урок назывался «Североведение»?
Сейчас также читают: АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. А я всегда о них думаю