Гидробиолог ФГБУ «Кандалакшский природный заповедник» Вадим Хайтов рассказал, оскудеют ли колонии мидий в Белом море. Как отметили в паблике охраняемой природной территории, отправной точкой для разговора послужил вопрос от подписчицы.
- Начнем с того, что добыча дикой мидии очень невыгодна, - таково мнение специалиста. - Известны случаи, когда местные жители собирают «диких» мидий, но такие моллюски, обитая в плотных поселениях, находятся в условиях высокой внутривидовой конкуренции, и у них мало мягких тканей. Это приводит к тому, что их пищевая ценность не столь высока. Их трудно очистить от ила, в них много жемчуга - в большинстве случаев это капсулированные паразиты, которых таким образом моллюск устраняет. Для людей эти паразиты не опасны, но представьте, как этот жемчуг скрипит на зубах.
Отмечается, что промышленный сбор диких мидий способен довольно быстро уничтожить поселение на конкретной мидиевой банке - так называются отмели, покрытые плотными поселениями моллюсков.
А с исчезновением моллюсков рухнет и вся экосистема: птичье царство потеряет одну из основ питания. И в целом такой вылов по вышеизложенным причинам нерентабелен - уверен ученый.
- Коммерсанты, которые займутся этим, просто будут работать себе в убыток. И мне неизвестны сейчас случаи такой добычи, но допускаю, что такое есть. В советское время, например, на банке в губе Падан в районе Умбы добывали мидию для питания. Чтобы сейчас кто-то добывал в Белом море дикую мидию, я не знаю. Говорят, что есть прецедент в Баренцевом море, - подчеркнул он. - В Европе используется технология, когда тралом добывают молодь мидии, поднимают ее и доращивают в специальных садках до товарного размера. Коммерчески это оправдывает себя, но траление, конечно, имеет негативные последствия для экосистемы, исследования это показывают. В условиях Белого моря этого не осуществить - к счастью.
Кроме того, ученый подчеркивает, что и искусственное разведение мидий имеет свои последствия.
- Сейчас есть много программ по выращиванию мидий, в том числе в Белом море. На карельском Сонострове, в Чупе стоят фермы, есть желающие сделать это и в Кандалакшском заливе, в тех местах, где есть подходящая инфраструктура для этого, в первую очередь транспортная доступность. Это, например, Колвица, окрестности Кандалакши, - рассказал Вадим Хайтов.
По каждой из этих локаций у ученых есть контраргументы.
Например, Колвица - губа ковшового типа, то есть вход в акваторию отгорожен как бы порогом, и нижние слои воды при приливе-отливе почти не обмениваются с морем. Таким образом, неизбежно скапливающиеся под мидиевыми плантациями отходы их жизнедеятельности быстро засорят акваторию, и эта толща сероводородного ила сделает ее непригодной для других организмов.
В районе Сонострова гораздо более промывные условия, и то пробы показывают, что там дно акватории под плантациями уже сильно загрязнено.
Но есть еще и аспекты, которые стоит учитывать, и они тоже не должны прибавить оптимизма потенциальным мидиевым заводчикам-фермерам.
Мидии, фильтруя воду, накапливают в себе все, что она содержит. И если вода загрязнена, например, нефтепродуктами, как в акватории рядом с Кандалакшей, то качество мидии как продукта вызывает большие опасения.
Ранее Nord-News сообщало, что специалисты рассказали северянам, где ночуют синички.
Фото: С. Святов, Кандалакшский заповедник / vk.com/clubzapovedkand
Сейчас также читают: В новых «Елках 10» снялся актер из Мурманска