Мошенники придумали новую схему обмана, при которой им даже цифры из смс просить назвать не нужно. Волшебным образом «сотрудники» всё видят сами. Как именно, узнала корреспондент Nord-News.
Барышня с Сиреневой
- Вы переехали в другой город. Вам срочно надо прикрепиться к МФЦ в вашем районе. Тогда вы сможете посещать его без очереди, - бодро сообщила девушка в телефонной трубке.
Приятный голос, вежливые манеры, очень вкрадчивый голос. Полная информация с именем и фамилией. У большинства северян такой звонок, возможно, не вызовет никаких сомнений. «Специалист МФЦ» просит назвать код из смс сообщения, которое придёт на мой телефон. Оно приходит с номера, начинающегося на +7951… «Вы были зарегистрированы за офисом мфц по адресу Сиреневая улица».
- В Мурманске нет такой улицы, - вежливо говорю я.
Опешившая девушка ссылается на сбой и быстро перебивает сообщение. МФЦ всё равно остаётся написан маленькими буквами, но теперь располагается на пр. Ленина. «Специалист» просит назвать 4 цифры «номера регистрации» и, получив их, кричит кому-то в сторону:
- Всё есть, открывай Госуслуги!
«Ждём следующего шага», - думаю я. По историям, которые происходят с доверчивыми гражданами по всей стране, полагаю, что сейчас мне будет звонить «специалист Росфинмониторинга» или «майор ФСБ». Но ни тот, ни другой не торопятся сообщить мне о мошеннических действиях.
Вместо этого с номера на +7953… пришли сообщения «Вы успешно выполнили вход на ГосУслуги. Местонахождение : Украина, Устройство : IPhone 14 Pro» (орфография, пунктуация сохранены). И предупреждение, что если действия выполняла не я, стоит срочно позвонить на горячую линию Роскомнадзора по телефону на +7985…
Утром – контрольный в голову. С еще одного номера на +7952… пришло смс об авторизации в личном кабинете налогоплательщика. Телефоны «горячей линии Роскомнадзора» впрочем изменились. В этот день принимали звонки на номера +7958…
Наталья по защите субъектов
Спустя пару часов отчаявшийся «Роскомнадзор», наконец, позвонил мне сам на вотсап. Данные о «спам-звонке», совершенном на мой номер вчера, им передал оператор связи, поэтому они решили провести проверку перед передачей информации в ФСБ. Звонила специалист «отдела по защите субъектов персональной информации Наталья».
- Глупости, зачем закрепляться в МФЦ, никакого закрепления не требуется, разве вы не знаете?! У вас есть связи с Украиной? Вы попали в нехорошую ситуацию, - убеждала меня она.
Попробовала успокоить «Наталью», что у меня стоит двухфакторная аутентификация на портале Госуслуг и никто не мог на них зайти без сообщения на моем устройстве. Сказала, что уже зашла сама на портал и он пускает меня с моим паролем и по-прежнему просит код через мой номер, но «Наталья» была неумолима в попытке спасти меня от «неправомерных действий врагов с Украины», даже переключила на своего руководителя – начальника отдела Анастасию Олеговну:
- Конечно, пока что вы еще можете зайти на Госулуги. Портал обновляется каждые 24 часа. Во сколько вам был совершен спам-звонок, в 15:00? Вот после 15:00 и будут созданы два личных кабинета и вы больше не сможете войти в свой.
Моя бабушка про такие ситуации говорила: «в ступе не поймаешь», поэтому тестировать изворотливость «Анастасии Олеговны» дальше я не стала и согласилась на процедуру восстановления доступа.
- Не переживайте, мы с вами сейчас будем записывать звонок и запись потом будет приобщена к материалам проверки, чтобы вы могли, если что, доказать, что вы ни к чему такому не причастны.
- А к чему такому?
- К отмыванию денег для пособничества терроризму. Вы же понимаете, это очень серьезно. Знаете, как включить запись в вотсап? Я сейчас объясню: переключитесь на видеозвонок, нажмите, потяните, разрешите…
Вот только вместо записи «начальник отдела» предлагает мне включить трансляцию экрана. Изящный обман. После этого даже код из смсок диктовать не придётся, «роскомнадзорщики» сами увидят их через демонстрацию экрана. Предлагаю записать разговор на внешний диктофон – получаю отказ, потому что «запись должна вестись на том же устройстве, через которое идёт разговор».
«Анастасия Олеговна» при этом вкрадчива и заботлива, есть ощущение, что она применяет незамысловатые методы НЛП, пытаясь подстроиться под мой тембр голоса и снимает мои возражения по методикам, которые обычно применяют продавцы.
Потыкав не в те кнопочки с «записью разговора», сбрасываю звонок и не отвечаю на пару следующих. «Анастасия Олеговна», дозвонившись, меняет тон на более резкий. За те пару минут, что я не отвечала на их звонки, с моими данными из Госуслуг произошло что-то неповторимое. Теперь мне придётся разговаривать с ФСБ.
- Ожидайте звонка, - холодно сообщает «роскомнадзорщица».
Майор Зуев: не в вашей ситуации
Риторика следующего позвонившего (тоже на вотсап, но уже с видео) совсем другая. «Майор Зуев», быстро показав в экран удостоверение, переходит на прессинг.
- Зачем вы цифры из смс сообщали? Вы что, телевизор не смотрите?
- Если честно, не смотрю, уже лет 10 как не смотрю.
- А новости-то хоть читаете? Таких как вы миллионы, через вас проводят деньги и все уходит на Украину. Вы знаете, какие у нас отношения с Украиной?
- Ну это и без телевизора все знают.
- Покажите свое лицо срочно!
- Не хотелось бы, я не накрашена, - говорю я и поправляю листок, который закрывает камеру.
- Не в вашей ситуации чего-то не хотеть!
«Майор» предупреждает об уголовном деле о госизмене, рассказывает, что я могу сейчас лишиться всех средств и имущества, а когда узнает, что у меня нет ни того, ни другого, сообщает, что через мои счета будут проводить деньги таких же как я «обманутых пенсионеров».
- Вряд ли. Из меня вышел бы плохой дроп* – мои счета постоянно арестовывают судебные приставы. Вот видите, вы уже улыбаетесь и не наседаете с вопросами. Цифры из сообщения с мобильного телефона, отправленные, скорее всего, через сим-бокс** где-нибудь в России, я назвала якобы сотрудникам МФЦ, чтобы поговорить с якобы сотрудниками Роскомнадзора и с якобы майором ФСБ. Чтобы посмотреть, что будет дальше. Посмотреть и предупредить как можно больше людей о маневрах, которые вы применяете. А новости я не просто читаю, я их пишу.
«Майор» с ухмылкой просто прерывает связь. Без оскорблений и проклятий. После все телефоны «прямых линий», «ГосУслуг» и «ФСБ» оказываются недоступны. Цепочка мошенников переключается на другую жертву.
КСТАТИ: На самом деле схемы с использованием трансляции экрана мошенники придумали еще несколько лет назад. Но вот поводы для того, чтобы убедить человека дать им доступ к устройству, были разными. В 2022-м по всей стране «прокатилась» схема с предложениями работы с высокой зарплатой и онлайн-собеседованиями. Позже включить демонстрацию экрана предлагали «сотрудники банков», для того чтобы помочь пенсионерам обновить приложения. Тут вроде как все привычные рекомендации про «не называйте коды доступа и номера карт» оказываются соблюдены и люди охотнее верят мошенникам. Тем более, когда с тобой разговаривает вкрадчивая «Анастасия Олеговна» или запугивает какой-нибудь «Майор Зуев».
----
*Дроп или дроппер - посредник мошенников, который зачастую даже не знает, что его счета или карты используют для перевода денежных средств пострадавших.
**Сим-бокс - небольшое устройство, которое позволяет организовать мобильный колл-центр: туда устанавливаются десятки сим-карт, чтобы одновременно совершать несколько звонков и массово рассылать смс-сообщения.
Фото: скриншот разговора с мошенниками
Сейчас также читают: Оленегорскую ОПГ с несовершеннолетними наркоторговцами приговорили к крупным срокам лишения свободы