Пунктом перегрузки СПГ с проекта «Ямал СПГ» для НОВАТЭКа вместо бельгийского порта Зебрюгге может стать Кильдинский пролив Кольского залива. НОВАТЭК готовится перенести в район Кильдина точку перевалки СПГ с ледовых танкеров на обычные из-за санкций ЕС, вступающих в силу этой весной. Если решение будет принято, оно станет вполне логичным в условиях санкций, сообщила Nord-News ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
— На наш взгляд, решение НОВАТЭКа перенести перевалку СПГ с проекта «Ямал СПГ» из бельгийского порта в незамерзающий порт Кильдин Мурманской области, если будет принято, станет вполне логичным решением в условиях санкций ЕС. Это необходимо российской корпорации для оптимизации маршрута поставок СПГ в Азию в зимнее время, — отметила эксперт.
Ранее логистика поставок сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» зимой выглядела так: обычные танкеры-газовозы, не находящиеся под санкциями, доставляли СПГ с заводов НОВАТЭКа в два европейских порта в Бельгии и Франции. При этом максимальный объём поступал в порт Зебрюгге, далее там порту осуществлялась перегрузка СПГ «борт-в-борт» на специальные танкеры ледового класса, которые доставляли российский СПГ азиатским потребителям через Северный морской путь.
— По оценке консалтинговой группы «Гекон», объём перевалки на Кильдине в 2024 году составил 1,5 млн тонн СПГ, не изменившись по сравнению с 2023 годом. Поскольку Кильдин является круглогодичным незамерзающим портом, доставка СПГ азиатским потребителям потребует меньшей загрузки танкеров ледового класса зимой, да и санкционные риски поставок уже значительно меньше, так как из логистической схемы исключается как минимум один порт недружественной страны, — добавила эксперт.
При этом, как отмечает Наталья Мильчакова, объем перевалки в районе Кильдина должны увеличиться на 65-85%, до 2,5-2,8 млн тонн в год, а транспортный путь до конечного потребителя в Азии может сократится.
— Вместе с тем, на наш взгляд, Европа полностью не готова отказываться от покупок СПГ из России, и даже в 16-й пакет санкций такой отказ не был включён, поскольку в ЕС снова начала расти инфляция потребительских цен из-за роста цен на энергоресурсы, — добавила эксперт.
Впервые операцию по перегрузке сжиженного природного газа «борт-в-борт» в Кильдинском проливе Баренцева моря была проведена в 2020 году.
Фото: Yamal Trade/tradewindsnews.com
Сейчас также читают: Судебный процесс по признанию действий нацистов в Мурманской области геноцидом может завершиться в марте