В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь стал одним из важнейших треков ленд-лиза — поставок вооружения и предметов снабжения, организованных союзниками СССР по антигитлеровской коалиции.
Так, за этот период порт Мурманска принял 379 пароходов, доставивших сотни тысяч тонн боевой техники, оборудования, стратегических материалов, оружия и продуктов питания.
«Наличие ледоколов в арктической акватории было серьезным козырем Советского Союза. С одной стороны, ледоколы открывали арктический водный путь для всесезонной навигации. С другой, они давали возможность нашим и союзным судам проходить там, где не могли пройти немцы, — льды позволяли укрыться от вражеских рейдеров, сберегая грузы и людей. Жизнь наглядно показала необходимость обладания развитым ледокольным флотом: именно он является настоящим ключом к Арктике», — считает генеральный директор ПОРА Максим Данькин.
На долю Кольского Заполярья выпала задача приема и обработки нескольких миллионов тонн критически важных грузов, остро необходимых на фронте. Для этого руководитель Главсевморпути, легендарный И. Д. Папанин, был назначен уполномоченным Государственного комитета обороны СССР, а под его началом был учрежден специальный штаб. С помощью северных конвоев в Советский Союз были доставлены почти 4 миллиона тонн различных грузов, или 22,6% от всего тоннажа, полученного по ленд-лизу. В июле–декабре 1941 года через Арктику прошло порядка 40% всех союзнических поставок, гласит содержание материала, опубликованного на портале Goarctic.ru.
Еще один маршрут для доставки ленд-лизовской военной техники в СССР был воздушным. По нему с Аляски через Чукотку, Колыму и Якутию в СССР перегоняли боевые самолеты, построенные в США. Он вошел в историю под именем «Алсиб» — «Аляска — Сибирь». Маршрут, соединивший Фэрбанкс с Красноярском, пролегал через Уэлькаль, Сеймчан, Якутск и Киренск. Организация этой трассы потребовала чудес изобретательности и поистине героических усилий. Всего за годы войны по Алсибу в СССР было переброшено без малого 8000 самолетов. Это помогло ликвидировать превосходство немцев в воздухе, что в конечном итоге позволило Красной Армии одержать победу.
«Объективно говоря, багаж знаний об Арктике, накопленный русскими и советскими исследователями, был больше, чем у противника. Наша полярная инфраструктура превосходила немецкую, а информация о ледовой обстановке и погоде, имевшая подчас критическое значение для боевых действий и проводки конвоев, была более системной и полной, чем у немцев. И это — большой урок для нас сегодняшних. Как и десятилетия тому назад, мы должны сделать все, чтобы качественно превзойти любого противника, рискнувшего покуситься на северные границы России. Нужно развивать Арктику, изучать ее, крепить ее оборону. И делать это лучше всех остальных», — отметил Максим Данькин.
Фото: ПОРА
Сейчас также читают: Аналитики выяснили, как мурманчане выбирают лекарства