Порядок выдачи семейной ипотеки необходимо изменить, ограничив ее регионом проживания заемщика. С таким предложением председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину. По словам Валентины Ивановны, в прошлом году более 50% выданной семейной ипотеки пришлось на четыре региона: Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. При этом из них более 40% — вне этих регионов проживания. Если рыночную ипотеку россияне могут брать в любом регионе, то семейную необходимо ограничить регионом проживания, а не использовать в инвестиционных целях, как это происходит.
Честно говоря, я что-то не припомню ни одного случая, когда запрет чего-то открывал перед нами широкие, почти безграничные возможности. Спасибо, Валентина Ивановна просветила меня на этот счет. Итак, по словам спикера Совета Федерации, именно запрет «позволит во всех регионах улучшать жилищные условия семьям с детьми, а не только в четырех вышеназванных». И еще одна прямая цитата из Валентины Матвиенко: «Это будет, безусловно, стимулировать жилищное строительство во всех регионах, способствовать развитию регионов, поможет не допустить дальнейшего обезлюживания — это в том числе и вопрос демографического благополучия, позволит более эффективно использовать рынок вторичного жилья, что было разрешено». «Обезлюживание» — это не я придумал! Честное слово, это из Валентины Ивановны! Впрочем, ведь её вклад в современный русский язык этим не ограничивается. Достаточно вспомнить, как будучи губернатором Санкт-Петербурга, она на всю страну сетовала на петербургские «сосули». Но сейчас не об этом.
Видите, как всё просто — запретил брать семейную ипотеку в других регионах, и в твоём немедленно начнется строительный бум. Запретил брать семейную ипотеку в других регионах, и в твоём начнется еще и другой бум, демографический! Но трогательная забота спикера верхней палаты нашего парламента наводит меня, человека всю жизнь живущего на Севере, совсем на другие мысли. И два самых подходящих слова в моих мыслях — «рабство» и «резервация». Думаю, что если такой закон появится, то его вполне можно будет за глаза называть «Закон „Сидите и не рыпайтесь“».
Помните, раньше говорили «завербуюсь на Север»? Эта самая вербовка и была добровольным рабством. Устроившись на работу, ты мог ее поменять только «по согласованию сторон». Конечно, ты мог уволиться и «по собственному желанию», но в этом случае все накопленные тобой к этому времени «полярки», которые в основном и привлекали людей, сгорали, и их надо было опять начинать копить с нуля. Правда, похоже на узаконенное рабство? Нас привязывали к месту жительства деньгами. Довольно надежный способ, а иногда и беспроигрышный.
А между тем, психологи советуют менять место жительства каждые пять-семь лет, кардинально менять образ жизни, чтобы не терять связь с миром. Имеется в виду не переезжать из одной квартиры в другую, а менять сам регион проживания. С «полярками» слава Богу, давно разобрались, а вот другого способа узаконенного рабства придумать долго не удавалось. Вот теперь нашли. И не абы кто, а целый председатель Верхней палаты Российского Парламента. Кстати, отказывая нашим семьям в переезде в другие регионы, сама Валентина Матвиенко ни разу не москвичка и не петербурженка. Она родилась в городе Шепетовка, Каменец-Подольской области, Украинская ССР.
Думаю, что есть еще одна причина предложения Валентины Матвиенко. Косвенная. Она, как и некоторые другие представители высших эшелонов власти, очень боятся, что мы станем слишком богатыми. Может быть, даже такими богатыми, как те, кто предлагает нам запретительные законы. Что я имею в виду? А вот что. Валентина Ивановна считает, что сейчас, получив семейную ипотеку в другом регионе нашей необъятной Родины, мы немедленно начнем использовать построенное жильё в инвестиционных целях. Более того, она считает, что мы так и делаем.
Думаю, что такая трогательная забота о нас власть имущих еще не раз выйдет нам боком.