Буллинг, как правило, проходит в форме психологического или физического насилия. Он может проявляться через оскорбления, обзывания, придумывание обидных прозвищ, постоянных насмешек, распространение сплетен и слухов, исключение человека из круга общения, совместных игр и занятий, отторжение, игнорирование, бойкот, побои, отбирание или порча личных вещей, принуждение к чему-то унизительному.
Отличительной особенностью травли/буллинга является то, что любые из этих действий совершаются преднамеренно, неоднократно, с целью унизить или запугать человека. Важно понять, что травить может как один человек — ученик или учитель, так и группа лиц. Иногда он может провоцироваться взрослыми, например, учителем, который демонстрирует свое негативное отношение к конкретному ученику.
Учителю, чтобы понять, что в классе есть проблемы, стоит присмотреться к ученикам повнимательнее.
Что является маркером в отношениях между учениками:
1. При появлении ученика, все замолкают или смеются;
2. Ребёнок часто остается один, и никто не хочет с ним общаться;
3. Когда ученик пытается высказаться, одноклассники или не реагируют, или начинают смеяться и обзываться.
Изменения в поведении ученика, которого травят:
1. Он стал более замкнутым, избегает общения с одноклассниками, под разными предлогами отказывается участвовать в общих проектах и активностях, в том числе внеклассных;
2. Начал опаздывать на некоторые уроки (особенно на те, где дети перед уроком остаются без присмотра взрослых — например, на физкультуру), пропускает некоторые уроки или прогуливает занятия;
3. После уроков быстро собирается и старается выйти из класса первым или, наоборот, долго собирает вещи и ждёт, пока все уйдут;
4. Стал рассеянным и невнимательным, появилась неуверенность в себе;
5. Резко стал хуже учиться, потерял интерес к обучению и предметам, которые до этого ему нравились;
6. Часто отдаёт свой телефон, деньги или личные вещи другим.
Изменения во внешнем виде ученика:
1. Часто стал выглядеть неопрятно: его одежда помята или порвана;
2. На одежде и других вещах появились следы мела и ботинок или другая грязь;
3. Часто приходит на уроки с травмами, синяками и ссадинами.
Ещё один красный флаг, это когда ученик отказывается объяснить причины вышеописанных изменений и ситуаций или даёт явно неправдоподобные версии.
Если вы хотите убедиться в ситуации, то вам поможет социометрия Джакоба Леви Морено, психиатра и социального психолога. Это очень простая и действенная методика, позволяющая провести оценку психологического климата в классе. Она помогает выявить социальный статус каждого из учащихся и прояснить особенности взаимоотношений в группе.
По результатам будет видно, кто в классе может быть в «группе риска» — с кем из учеников другие мальчишки и девчонки не хотят общаться или даже полностью исключают из общения. Что важно, она не раскрывает детям суть вашего анализа и не даёт им информацию, которую вы получите после. При этом, эта диагностика занимает очень мало рабочего времени и проста в реализации.
Данная методика может использоваться регулярно с целью общего анализа ситуации или для подтверждения ваших личных наблюдений.
Я хотел бы подчеркнуть, что зачастую взрослые, включая учителей, администрацию школы и родителей, не могут эффективно противостоять буллингу, поскольку не способны отличить его от обычных конфликтов между учениками. Проблема усугубляется тем, что внешне эти явления могут быть схожи. Вместе с тем, у травли и конфликта разные причины, цели, разное развитие и разные решения.
Конфликт устроен иначе, чем буллинг. Как правило, конфликтное столкновение рано или поздно достигает стадии открытого конфликта. Буллинг же, напротив, стараются всегда скрывать.
Конфликт — это столкновение интересов или мнений. Поэтому описывая конфликт, стороны будут говорить об этих интересах и озвучивать своё мнение. А при травле обидчики чаще всего обвиняют пострадавшего в том, что «он сам виноват» и «он всех бесит».
Конфликт — это объективное столкновение двух сторон. Поэтому свидетели конфликта, как правило, не боятся рассказывать о том, что происходит. Травля устроена так, что её свидетели тоже вовлечены в неё. Они либо поддерживают обидчика, либо сочувствуют пострадавшему, но боятся вмешаться, чтобы не оказаться на его месте. В любом случае участники и свидетели травли понимают, что происходит что-то нехорошее, и поэтому предпочитают не говорить об этом.