02.03.20
 

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Эх, мужики, как же вы так

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Эх, мужики, как же вы так

В последний день февраля пришла новость о том, что суд Республики Кабо-Верде в Западной Африке признал капитана и десять членов экипажа сухогруза «ESER» виновными в транспортировке и контрабанде наркотиков и приговорил их соответственно к 12 и 10 годам лишения свободы. Десять моряков - жители Мурманской области. На фотографиях из изолятора они выглядят несколько растерянно, но как-то с улыбкой в глазах. На рецидивистов точно не похожи - наши обычные моряки, оказавшиеся в сложной ситуации. Приговор как чугунный удар по голове им и членам их семей. Шок и растерянность. И сейчас мнения разделятся, найдутся те, кто подумает, что так им и надо, а кто-то скажет, наоборот. Мое мнение твердое, что бы там ни происходило на судне до задержания в африканском порту, ребят надо вытаскивать из тюрьмы, и уж если на то пошло - дома разбираться. Наркотики - это смерть, только идиоты или отмороженные циники этого не понимают, за их производство и распространение надо не просто наказывать - надо жестко и публично карать. Но, делать это необходимо в рамках законов, в том числе и международных.

Данная ситуация сложная, но, как мне представляется, небезнадежная. Капитан утверждает, что экипаж не знал о характере груза. За исключением капитана, моряки вину не признают и считают себя невиновными, это факт. Их возвращение в Россию возможно, но потребует значительного времени и, к сожалению, немалых средств.

Действительно, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года отдельно выделяет уголовную юрисдикцию прибрежного государства по отношению к случаю пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. Однако, учитывая то, что торговое мореплавание охватывает весь мир, сотни морских портов в различных странах, а на судах работают люди, являющиеся гражданами многих государств, уже давно сформировалось международное законодательство в данной сфере деятельности, в том числе и защищающее права моряков в различных производственных ситуациях. Кроме этого, в принятой в 1990 году резолюции 45/107 Генеральной Ассамблеи ООН «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» сказано, что государства должны подтвердить свою готовность соблюдать действующие международные договоры и свою приверженность принципам ООН, выраженным в ее Уставе и в других соответствующих международных документах.

Очевидно, что в подобных ситуациях, связанных именно с моряками дальнего плавания, иностранными подданными, пересекающими границы разных государств, учитывая их строго ограниченные должностные обязанности на судне, наступление уголовной ответственности за действия или бездействия членов экипажа иностранного судна, находящегося в той или иной юрисдикции, в первую очередь определяется международным уголовным правом, где принцип индивидуальной ответственности явился одним из важнейших. Это означает, что в случае, если будет доказано, что человек являлся исполнителем или иным соучастником преступления на борту судна, то он несет ответственность в зависимости от своего фактического участия в совершении преступного деяния. 

В связи с этим совершенно неубедительно звучит то, что все без исключения члены экипажа сухогруза «ESER» осуществляли какие-либо противоправные действия или преступные бездействия по отношению к данному грузу. Как заявила сторона обвинения, экипаж намеренно перевозил кокаин, поскольку опытные моряки не могли подписывать контракты «не зная, какой груз они перевозят». Это только утверждение, но не доказанный аргумент для обвинительного приговора. Характер груза известен только тем, кто отвечает за это. Например, судовой повар, моторист или палубный матрос работают по контракту и делают только то, что в нем записано, знать информацию об упакованном грузе это не их работа. Более того, наемные члены экипажа в принципе не могут влиять на перевозчика и отправителя груза и решать, какие грузы перевозить на судне, а какие нет. Решение суда, на мой взгляд, надуманно. Сложно себе представить ситуацию, если бы, например, это был океанский круизный лайнер. По такой логике сажать надо более тысячи членов экипажа, а может быть и всех пассажиров, как «соучастников».

Именно для того, чтобы не возникало уголовного перегиба в различных юрисдикциях в части наказаний иностранных моряков, работающих по найму на судах под различными флагами, за несколько сотен лет в мире сложилось международное морское законодательство, которое устанавливает нормы для решения различных ситуаций, касающихся морских судов и моряков. Эти нормы должна уважать и использовать любая страна. В ином случае в качестве ответной меры государство, чьих моряков посадили в тюрьму на территории какого-то другого государства, может в качестве ответной меры сделать что-то подобное по отношению к аналогичному количеству граждан данной страны.

Кроме этого, существуют давно принятые большинством государств мира основы уголовного наказания. Статья 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 году гласит: 

«Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву».

Международный пакт о гражданских и политических правах Принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году повторяет и уточняет:

«Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением».

Вряд ли возможно доказать в суде, что наем на судно и, например, вахта на мостике или в машинном отделении являются преступлением.

Что в этой ситуации делать? Если обжалование приговора не принесет хороший результат, то, увы, необходимо найти опытных адвокатов, имеющих компетенцию в области международного морского и международного уголовного права и обращаться в международные органы, рассматривающие подобные ситуации. В любом случае надо бороться и не терять надежды.

Очень хочется верить также и в то, что наше государство своих граждан не бросает не при каких обстоятельствах.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

17:39Самый дорогой кулич на Пасхальной ярмарке в Мурманске продают за 1000 рублей

16:38Сразу два клуба военно-исторической реконструкции отказались участвовать в мероприятиях в Долине Славы

15:32Игорь Морарь: Полярная дивизия боролась за Родину

12:26Оленегорский водитель попал в больницу после неравного «боя» с фонарным столбом

11:47Космические откровения: Сергей Волков делится уникальными историями о жизни на орбите

09:48«Деньги. Страсть. Власть»: Профессор МАУ получил московскую премию за постановку в Ереване

17:39В Мурманске открывается фотовыставка «Эхо прошлого в настоящем» Яны Дербиной

16:55Троллейбус «Победы» начал курсировать в Мурманске

14:57Танцоры из Апатитского интерната заняли призовые места на фестивале Inclusive Dance в Санкт-Петербурге

12:49«Алёша», контейнер-холл и саамская деревня борются за звание главных достопримечательностей России

10:32Самые ранние +13 в зафиксированы в Мурманске

09:03Мокрый снег и похолодание до -3° вернутся в Мурманскую область

18:42Блюдо «2+2+2» запомнится всем: ресторанная вкуснятина за 28 минут — нужны только кабачки, помидоры и лук

18:34Любовь с 21 апреля: 3 знака Зодиака ждёт романтический поворот — счастье спустится с небес

18:01Ошибки в образе, и женщина в 50 лет выглядит на все 60: что делать, чтобы этого избежать — на что обратить внимание

17:29Жизнь без боли: как я снизила мочевую кислоту в 5 действий — суставы как у подростка

17:01Сочный пирог с мясом и грибами готовлю каждые выходные: не успеешь поставить на стол, уже нет — съедается до последней крошки

16:24Гороскоп на понедельник, 21 апреля 2025 года, для всех знаков Зодиака: Ракам — сюрпризы, Скорпионам — упорство, Рыбам — гармония

Все новости