02.03.20
 

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Эх, мужики, как же вы так

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Эх, мужики, как же вы так

В последний день февраля пришла новость о том, что суд Республики Кабо-Верде в Западной Африке признал капитана и десять членов экипажа сухогруза «ESER» виновными в транспортировке и контрабанде наркотиков и приговорил их соответственно к 12 и 10 годам лишения свободы. Десять моряков - жители Мурманской области. На фотографиях из изолятора они выглядят несколько растерянно, но как-то с улыбкой в глазах. На рецидивистов точно не похожи - наши обычные моряки, оказавшиеся в сложной ситуации. Приговор как чугунный удар по голове им и членам их семей. Шок и растерянность. И сейчас мнения разделятся, найдутся те, кто подумает, что так им и надо, а кто-то скажет, наоборот. Мое мнение твердое, что бы там ни происходило на судне до задержания в африканском порту, ребят надо вытаскивать из тюрьмы, и уж если на то пошло - дома разбираться. Наркотики - это смерть, только идиоты или отмороженные циники этого не понимают, за их производство и распространение надо не просто наказывать - надо жестко и публично карать. Но, делать это необходимо в рамках законов, в том числе и международных.

Данная ситуация сложная, но, как мне представляется, небезнадежная. Капитан утверждает, что экипаж не знал о характере груза. За исключением капитана, моряки вину не признают и считают себя невиновными, это факт. Их возвращение в Россию возможно, но потребует значительного времени и, к сожалению, немалых средств.

Действительно, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года отдельно выделяет уголовную юрисдикцию прибрежного государства по отношению к случаю пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. Однако, учитывая то, что торговое мореплавание охватывает весь мир, сотни морских портов в различных странах, а на судах работают люди, являющиеся гражданами многих государств, уже давно сформировалось международное законодательство в данной сфере деятельности, в том числе и защищающее права моряков в различных производственных ситуациях. Кроме этого, в принятой в 1990 году резолюции 45/107 Генеральной Ассамблеи ООН «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» сказано, что государства должны подтвердить свою готовность соблюдать действующие международные договоры и свою приверженность принципам ООН, выраженным в ее Уставе и в других соответствующих международных документах.

Очевидно, что в подобных ситуациях, связанных именно с моряками дальнего плавания, иностранными подданными, пересекающими границы разных государств, учитывая их строго ограниченные должностные обязанности на судне, наступление уголовной ответственности за действия или бездействия членов экипажа иностранного судна, находящегося в той или иной юрисдикции, в первую очередь определяется международным уголовным правом, где принцип индивидуальной ответственности явился одним из важнейших. Это означает, что в случае, если будет доказано, что человек являлся исполнителем или иным соучастником преступления на борту судна, то он несет ответственность в зависимости от своего фактического участия в совершении преступного деяния. 

В связи с этим совершенно неубедительно звучит то, что все без исключения члены экипажа сухогруза «ESER» осуществляли какие-либо противоправные действия или преступные бездействия по отношению к данному грузу. Как заявила сторона обвинения, экипаж намеренно перевозил кокаин, поскольку опытные моряки не могли подписывать контракты «не зная, какой груз они перевозят». Это только утверждение, но не доказанный аргумент для обвинительного приговора. Характер груза известен только тем, кто отвечает за это. Например, судовой повар, моторист или палубный матрос работают по контракту и делают только то, что в нем записано, знать информацию об упакованном грузе это не их работа. Более того, наемные члены экипажа в принципе не могут влиять на перевозчика и отправителя груза и решать, какие грузы перевозить на судне, а какие нет. Решение суда, на мой взгляд, надуманно. Сложно себе представить ситуацию, если бы, например, это был океанский круизный лайнер. По такой логике сажать надо более тысячи членов экипажа, а может быть и всех пассажиров, как «соучастников».

Именно для того, чтобы не возникало уголовного перегиба в различных юрисдикциях в части наказаний иностранных моряков, работающих по найму на судах под различными флагами, за несколько сотен лет в мире сложилось международное морское законодательство, которое устанавливает нормы для решения различных ситуаций, касающихся морских судов и моряков. Эти нормы должна уважать и использовать любая страна. В ином случае в качестве ответной меры государство, чьих моряков посадили в тюрьму на территории какого-то другого государства, может в качестве ответной меры сделать что-то подобное по отношению к аналогичному количеству граждан данной страны.

Кроме этого, существуют давно принятые большинством государств мира основы уголовного наказания. Статья 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 году гласит: 

«Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву».

Международный пакт о гражданских и политических правах Принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году повторяет и уточняет:

«Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением».

Вряд ли возможно доказать в суде, что наем на судно и, например, вахта на мостике или в машинном отделении являются преступлением.

Что в этой ситуации делать? Если обжалование приговора не принесет хороший результат, то, увы, необходимо найти опытных адвокатов, имеющих компетенцию в области международного морского и международного уголовного права и обращаться в международные органы, рассматривающие подобные ситуации. В любом случае надо бороться и не терять надежды.

Очень хочется верить также и в то, что наше государство своих граждан не бросает не при каких обстоятельствах.

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11:01Через 23 года тишины: корабельная рында вернулась на вершину высоты 258,3 в Мурманской области

10:0816 кг рукава и 70 кг манекен: в Мурманске испытание на прочность прошли газодымозащитники

16:29Ученые посетят остров Кильдин с научным исследованием 12 июля

15:24Горит тундра: в Териберке зовут волонтеров для спасения природы от огня

15:17Водовоз водоканала трижды колесил на встречной полосе по дороге из аэропорта Хибины

15:05В Мурманске появилась большая клумба «северных» тюльпанов

14:06В Минькино открылся SUP-серфинг: новичков научат полезно отдыхать на воде

14:032 часа в дороге до кладбища преодолевают водители на автодороге возле Мурмашей в Мурманской области

12:51Студенты Мурманской области присоединятся к забегу в ветропарке в День молодежи

11:24Бабушка на велосипеде протаранила Ford Explorer в Апатитах

11:0130 июня юные изобретатели приедут в Мурманск на этап Олимпиады по робототехнике

18:26Капитальный ремонт рухнувшего моста после паводка ожидают в поселке Лопарская

10:45Стамбул для души: 5 тонкостей отдыха, о которых знают бывалые туристы

10:33Почему «завтрак» так называется: ведь поесть нужно сегодня — да еще и с утра

09:45Нескучное сало: Две закуски — которые домашние сметут в один момент

09:03Падение астероида размером с Париж на Землю: пожар, кислотный дождь, ядерная зима — какие будут последствия

08:45Летний гардероб 60+: ваш ключ — к стилю и комфорту без компромиссов

08:39Наступает день X: 100% удачи 9 июня 2025 года достанется только 1 знаку Зодиака — Вселенная выбрала счастливчика

Все новости