О том, что в последние недели Мурманская область была в центре внимания рыбацкой России, говорят в разных регионах страны. И про официальную реакцию губернатора А.В. Чибиса на очередную попытку дальневосточной группы «Русская рыбопромышленная компания» отобрать у большинства российских рыбаков их работу, и о нормативных проблемах прибрежного рыболовства, и про то, что наконец-то сбудется давняя мечта Президента России В.В. Путина о рыбных рынках в приморских городах, а рыбакам-любителям государство разрешит продавать на этих рынках излишки своих морских уловов. Обо всем об этом еще не раз расскажут СМИ. И мы к этому обязательно вернемся на сайте NORD-NEWS. Мне же сегодня вспоминается другое.
В мае 2019 года в правительстве Мурманской области состоялось интересное событие. В разговоре приняли участие губернатор Мурманской области Андрей Чибис, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, заместитель генерального прокурора России Алексей Захаров, а также представители Росрыболовства, пограничной службы ФСБ России, ФТС России, транспортной прокуратуры, Россельхознадзора, отраслевых общественных объединений Мурманской области. Обсуждались вопросы, связанные с деятельностью государственных органов, в сферу полномочий которых входит контроль работы организаций рыбного хозяйства.
Сразу скажу, пока в этой части, увы, ничего принципиально не изменилось. Ежедневно поджидающие капитанов рыболовных судов запутанные лабиринты нормативной правовой базы в сфере рыболовства сплели крепкую основу для существования многочисленных проверяющих и наполнения внебюджетных кошельков ведомственных госучреждений. В этой связи по сравнению с практикой мирового рыболовства ассортимент условий осуществления рыбохозяйственной деятельности в Российской Федерации поражает своим разнообразием. Это и таможенные наказания за каждую ошибку в подсчете нескольких коробок с рыбой, выловленной в российской экономической зоне, коробок, которые не прячутся, а лежат открыто в трюме, где перевозятся сотни, а порой тысячи тонн рыбной продукции. У нас в стране, почему-то, по-людски внести корректуру в судовую грузовую декларацию нельзя, не предусмотрено законодательством - возможно только административное наказание в обеспечение роста ведомственных показателей («палок»). Это и уникальное и единственное в Мире условие для российских рыболовных судов ходить отмечаться в своих морских водах в какие-то специальные «контрольные точки», при этом никого не интересуют миллионные затраты и потери промыслового времени на принудительные дальние походы. Бюрократические требования Росприроднадзора о лицензировании каждой судовой партии живых морепродуктов административным регламентом убивают смысл продажи даров моря в живом виде. Похоже, чем-то насолили ведомству живые крабы и морские ежи. В номинации «рыбо-контрольный хит года» вне всякой конкуренции выстрелила гениальная мысль о запрете обескровливания и удаления потрохов из трески и пикши на борту судов-охлажденщиков. Данное контрольно-революционное условие уже реально потянет на мировой отраслевой шедевр.
В современной России идеи тотального контроля проникли даже на камбуз и в тарелку к матросу. За неоформленную в промысловом журнале кастрюлю ухи на судовой кухне, приготовленную из выловленной этим судном рыбы, в нашей великой рыболовной державе можно получить административное наказание и штраф. Мало-мальски образованный и в известном смысле здоровый человек посчитал бы последнее типичным морским юмором, типа «сходи разгони шваброй девиацию на баке» или что-нибудь в этом роде. Но, увы, у нас так. Все железно.
В отличие от людей военных, отраслевые научные организации и лаборатории действуют тоньше, почти интеллигентно. Они научились основательно пополнять свои внебюджетные фонды, загнав рыбаков в расставленные сети различных ведомственных приказов и прейскурантов цен на принудительные услуги. Изобретательные руководители государственных учреждений по согласованию с руководителями Федерального агентства по рыболовству обложили рыбаков неустановленным законодательством специальным «отраслевым оброком», без «добровольной» уплаты которого нельзя вести промысел. Иначе попадешь в контрольные сети - крепкий капкан административных протоколов и штрафов. Очевидное и невероятное - за нарушение методики рыбного института теперь в России применяют нормы КоАП, то есть, штрафуют и повышают показатели деятельности контрольных служб. Речь идет о разработке и продлении переводных коэффициентов при производстве рыбной продукции, замечу, продукции изготавливаемой годами на одном и том же технологическом оборудовании. Интересный ведомственный бизнес отстроили ученые и чиновники, по объемам многомиллионных ежегодных поборов с рыбохозяйственных организаций - «средний». Что тут скажешь - настоящие кабинетные ловцы внебюджетного дохода!
Системное «питание от рыбаков» обеспечила себе и другая федеральная служба. Это прочно застрявшая только в России доисторическая предельно допустимая норма концентрации мышьяка в рыбной продукции, за превышение которой рыбаков регулярно штрафует Россельхознадзор. Думаете, «не знают - не понимают»? О чем вы говорите?! Это бизнес такой под лозунгом «ветеринарной безопасности» - ведомственные лаборатории вместо мониторинга ветеринарной безопасности районов вылова водных биоресурсов предпочитают по утвержденному вышестоящим органом прейскуранту исследовать партии товарной рыбной продукции по всей территории страны. Проверять рыбу за деньги на берегу им выгоднее.
Так и живем. Это далеко не исчерпывающий перечень удивительных по своему содержанию поводов для поборов и для наказания рыбаков. Под Новый год руководство государственных «регуляторов» с наслаждением рассказывает о том, как оно, с утра до вечера, не покладая рук, достигало в уходящем году очередного рекордного успеха в добыче водных биоресурсов, а строгие контролеры рапортуют о своих «уловах» - многомиллионных объемах собранных штрафов. При этом искреннее чувство выполненного долга на лицах и тех и других мощным энергетическим потоком озаряет залы торжественных мероприятий, заряжая ведомственной уверенностью ряды подчиненных. В итоге отчетных мероприятий в сердцах большинства присутствующих зажигается боевой дух экономической борьбы на весь следующий год.
И смех, и грех. После этого некоторые с глубокомысленным видом государственных патриархов рассуждают, почему это российские рыболовные суда предпочитают вести промысел подальше от родных берегов и базироваться преимущественно в иностранных портах. Каждый раз в больших кабинетах по случаю превышения уровня предельной допустимой концентрации очередной глупости, слышишь со стороны руководителей контролеров одно и тоже - таков закон, надо менять закон. Звучит это, как правило, скупо, монотонно, но не убедительно, и даже как издевательство, учитывая то, что этот самый Закон о рыболовстве согласовывается и во многом теперь формулируется в части, их касающейся, самими контролерами.
В этой связи хотелось бы отметить, что последнее время оторванные от жизни теории и экономические модели организации морского рыболовства действительно дают практические результаты - рыбакам уже надоело объяснять очевидные вещи и слушать в ответ заклинания непрофессиональных людей о том, как надо рыбакам развивать рыбное хозяйство. Люди перестают бояться. Повторю: люди перестают бояться. Так как разговор стал публичным и откровенным то, ввиду отсутствия соответствующих знаний в области рыболовства и производства пищевой продукции, со стороны контролеров все чаще стало звучать как отрезал короткое - «экономическая безопасность». Во как! В Арктическом регионе в порту Мурманск рыболовных судов кот наплакал, разбежались кто куда от проверяющих, а это оказывается теперь называется «экономическая безопасность» - изгнать рыбаков с их рыбой из России.
Порой хочется спросить, а на самом ли деле все это происходит всерьез и наяву, не игра ли это. Может просто сон, так, ошибка системная вышла где-то в прошлом, году эдак в 1995-ом? Да нет, это совсем не сон - это система. Система, которая целенаправленно выпихивает российских рыбаков с их продукцией с внутреннего рынка Российской Федерации. И это не преувеличение, официальные данные таможенной статистики говорят сами за себя. Вопросы влияния на рыбный рынок страны контрольно-надзорной системы, анализа сформированной в последние десять лет нормативной правовой базы контроля работы предприятий рыбного хозяйства, практики применения существующих в законодательстве норм, очевидно, уже назрели. Пора, время пришло. Первыми эту тему на федеральном уровне в предстоящую осеннюю сессию обсудят сенаторы в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Председатель Совета регионов человек опытный, неподверженный давлению со стороны, принципиальный и строгий. Тому пример недавний «разбор полетов» в сфере, недосягаемой до последнего времени для публичной критики - российском гражданском судостроении для рыбной отрасли.
А пока Мурманская область официально выражает перед Правительством России аргументированную позицию региона по созданию основанных на производственной практике стабильных условий для развития рыбного хозяйства на Севере Российской Федерации.