Неделю назад я поделился с вами своими мыслями по поводу организации (или реорганизации? Или оптимизации? Или возрождения?) детского футбола. Напомню, что речь шла о подписанном в Москве соглашении между министром спорта России Олегом Матыциным, главой Российского футбольного Союза Александром Дюковым и губернатором области Андреем Чибисом. Соглашение можно условно разделить на две части: развитие детского футбола и возрождение в Мурманске профессионального футбольного клуба.
Вот об этой второй сверхзадаче я сегодня и поразмышляю. Хочу я этого или не хочу, но магия цифр давит на меня довольно часто и довольно сильно. Первая мысль, которая пришла мне в голову, когда я прочитал о возможном возрождении профессионального футбольного клуба в Заполярье была: вот было бы здорово! Ведь первого марта следующего, 2021-го года мурманскому «Северу» (урожденному «Тралфлотовцу») исполняется 60 лет!
Но эйфория моя быстро улетучилась, магия цифр быстро перестала застить мне глаза и подумал я, что не видать нам в Заполярье профессионального футбольного клуба, как своих ушей. Впрочем, если только...
...На домашние матчи мурманского «Севера» я начал регулярно ходить в 1968 году. Так уж совпало, что именно в этом году «Север» добился своего наивысшего успеха - вышел в финальную пульку в борьбе за право выхода из класса «Б» в класс «А» советского футбола. Ни до, ни после таких успехов наша команда не добивалась. А тогда переполненный стадион почти полутора десятками тысяч глоток поддерживал родную команду, гнал ее вперед. И она летела, забивала, побеждала. И если у большинства мурманчан «Север» ассоциируется с именем удачливого нападающего Вадима Лобка, то болельщики со стажем до сих пор с ностальгией вспоминают имена вратаря Николая Федорова, защитника Петра Круликовского и, конечно, тогдашнего любимца центрального нападающего Сергея Гилки. Но это было давно. Очень давно...
Наш «Север» умирал дважды. Причем впервые это произошло еще во времена Советского Союза. В 1985 году. Тогда в самом начале года «Север» участвовал в Москве в спартаковском турнире. Выступил весьма успешно. Проиграл только московскому «Спартаку». Болельщики ждали начала нового сезона. Но не дождались. Команда прекратила существование. Мурманск остался без большого футбола.
Надо сказать, что та группа европейской части СССР, в которой выступал «Север», во все годы была одной из сильнейших в стране. К нам на гостевые матчи приезжали вильнюсский «Жальгирис» и «Сатурн» из Раменского, которые играли позже в высшей лиге нашего футбола, а также весьма сильная «Даугава» из Риги. Тем интереснее был футбол, тем острее была борьба. И наш «Север», играя на своем поле, всегда был крепким орешком для любого, даже самого сильного соперника.
Команду возродили в 2006 году. Она прошла нелегкий путь от любительского до профессионального клуба. Болельщикам, особенно мурманским, тот «Север» особой радости не принес. И дело даже не в слишком удачных выступлениях. Команда называлась «Север» (Мурманск), но домашние матчи проводил не в Мурманске, а в Апатитах. Дело в том, что на мурманском стадионе в то время еще не было уложено искусственное поле, а в Апатитах уже было. Вот дома, то есть, в Мурманске, его и не видели. А как уложили поле на мурманском центральном стадионе, так «Север» и приказал долго жить. Денег и энтузиазма тогда хватило только на восемь лет. В 2014 году «Север» скончался во второй раз. Тогда казалось, что в последний. Но вот теперь опять забрезжил лучик надежды. А она всегда умирает последней. Настоящие болельщики, как никто другой, знают это.
Теперь о главном. О деньгах. Надо полагать, что в советское время команда содержалась за государственный счет, причем львиную долю денег давали богатые рыбаки. Недаром команда и называлась с самого начала вовсе не «Север», а «Тралфлотовец».
Возрождение 2006 года все связывают с областным теплоэнергетическим предприятием «ТЭКОС» и его генеральным директором Игорем Сабуровым. Он был большим поклонником и энтузиастом футбола. Но своеобразным. Мне недавно рассказали такую историю. «Север» поехал в Санкт-Петербург играть матч Кубка России с тамошним «Петротрестом». Питерскую команду тогда тренировал Владимир Казачонок. Он играл за «Зенит» в те времена, когда команда в 1980 году впервые завоевала бронзовые медали в чемпионате СССР. Казачонок был любимцем питерских болельщиков, а особенно болельщиц. Чего стоит только одна их кричалка: «Я хочу иметь ребенка от Володи Казачонка». К сожалению, Владимир Александрович ушел из жизни весной 2017 года...
Однако, я отвлекся. Так вот, тот кубковый матч «Север» выиграл со счетом 3:2. И обрадованный тренер северян Герман Коцюбинский, известный мурманский футболист и тренер, позвонил Игорю Сабурову и радостно сообщил: «Игорь Вячеславович! Мы выиграли!». А в ответ услышал площадную брань: «На кой мне сдался этот ... кубок! Вы в чемпионате как следует играйте!». И его можно понять - игра на два фронта значительно увеличивает расходы на содержание команды.
Что же «Север» представлял собой в те годы? Мне рассказывал мой старинный друг, который был в командировке в Питере и жил в той же гостинице, что и футболисты «Севера» накануне встречи с «Петротрестом». Игроков «Севера», живущих в гостинице, можно было пересчитать по пальцам. Все остальные разъехались по домам, поскольку были из Питера и из Ленинградской области. Местных воспитанников в команде почти не было. Может быть, и поэтому команда умерла во второй раз?
Что же нужно, чтобы в области возродилась, как раньше говорили, команда мастеров, или профессиональный футбольный клуб? Нужно, чтобы семимильными шагами развивался детский футбол, чтобы развивалась спортивная инфраструктура. А самое главное, нужен очень богатый фанат нашего футбола! Как Сергей Галицкий в Краснодаре. Он основал футбольный клуб «Краснодар» в феврале 2008 года. А сегодня, спустя 12 лет, команда борется за право представлять Россию в групповом этапе Лиги Чемпионов, и буквально на днях обыграла в первом матче четвертого квалификационного раунда греческий ПАОК.
Галицкий любит футбол. Он умен и последователен. У клуба есть своя футбольная академия, свой суперсовременный стадион, признанный одним из лучших в Европе. Галицкий построил его за свои деньги, причем к этому времени стало известно, что в Краснодаре не будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу.
Мы же часто идем своим, только нами изведанным путем. Примеры? Пожалуйста. В Сочи построили стадион «Фишт» для церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр для проведения олимпийского хоккейного турнира. А после Олимпиады покумекали, что делать с этими пустующими современными спортивными сооружениями и решили создать на базе стадиона футбольный клуб «Сочи», а на базе ледового дворца хоккейный клуб «Сочи». А надо-то все наоборот делать!!!
Ладно, скажете, что нет у нас на Севере Сергея Галицкого. Да, нет. Да ведь нам и столько денег не надо. Нам пока в Лигу Чемпионов рановато. С малого бы начать.
В заключение не могу не сказать еще об одной, почти самой главной составляющей футбола. О болельщиках. Я несколько раз заходил на стадион во время домашних футбольных матчей «Севера» на излете его второй жизни. Болеть за команду приходило не больше двух сотен зрителей. Скажете, что раньше ходили на футбол потому, что с другими развлечениями было не густо, а сейчас совсем другое дело? Это аргумент в пользу бедных! А что, на загнивающем Западе с развлечениями тоже негусто, как у нас 30 лет назад? Ах, густо? Тогда, скажите на милость, почему в Германии на футбольных стадионах всегда аншлаг? Почему в старой доброй Англии футбольные стадионы всегда забиты под завязку? Я знаю почему. И могу вам объяснить сей феномен. Просто на этих переполненных стадионах играют в футбол. А на наших стадионах пусто потому, что на них играют в игру очень похожую на футбол, но футболом она на самом деле не является.
Поэтому прежде, чем кидать в воздух чепчики, нужно подумать: а нужен ли нам профессиональный клуб? Будет ли он играть в футбол, который приносит радость и счастье и самим футболистам и болельщикам?
Фотография Татьяны Кудряшовой