За прошедшие пару лет акцент моей профессиональной деятельности значительно сместился. Раньше я занимался частной практикой, вел юридическую колонку на Nord-News, и считал себя юристом до мозга костей. Прошло несколько лет и юридического в моей жизни и работе стало куда меньше, но стало гораздо больше вопросов экономики и предпринимательства. Жизнь бежит и меняется подобно бурной реке, и на очередном ее изгибе я решил возродить свою колонку на Nord-News, но уже не как юридические заметки, а скорее, как дайджест экономических новостей, которые меня заинтересовали. Надеюсь, вам будет интересно.
Центробанк поддержал по-своему
Многие ожидали, но не хотели верить, что это произойдет так скоро. Центробанк на минувшей неделе принял решение поднять ключевую ставку до 4,5%. По мнению Центробанка причиной для увеличения стало уверенное восстановление внутреннего спроса, которое происходит даже быстрее, чем ожидалось.
Поможет ли новая ключевая ставка поддержать тренд на восстановление спроса, большой вопрос, поскольку в-первую очередь принятое решение коснется ставок по кредитованию. Банки скорее всего отреагируют молниеносно и поднимут процент по кредитам всех видов, дабы удержать свою маржу на прежнем уровне.
Соответственно, заемные деньги для бизнеса также станут дороже, что скажется на конечной стоимости товаров и услуг.
Кроме того, делать прогноз об устойчивом росте основываясь на коротком посткоронокризисном периоде (если его можно считать «пост») как минимум странно. Экономика поднимается с глубокого дна и «дорогие» деньги вряд ли ускорят этот подъем.
Дискаунтеры занимают рынок
Магазины из категории дискаунтеров (FixPrice, Светофор и др.) показали самый активный рост в сегменте FMCG1 по итогам прошедшего года. Тот же Светофор вошел в десятку продуктовых ритейлеров уже по итогам 2019 года, и сейчас в планах дискаунтера не только активное расширение в России, но и открытие первого магазина очень дешевых товаров на территории Испании под брендом Mere.
В купе с ростом продаж СТМ2-товаров во всех продуктовых ретейлах эти данные могут указывать на длящееся падение реальных доходов населения.
Будет дорожать?
Компания Valio вложила порядка 178 млн рублей в модернизацию своего подмосковного завода. В первую очередь вложения понадобились для подготовки завода к вводу обязательной маркировки молочной продукции. По словам представителей компании, они будут стараться нивелировать влияние маркировки на стоимость продукции, но исключить роста цен не могут.
Эта новость показательна и с высокой долей вероятности свидетельствует о том, что введение системы «Честный ЗНАК» с 1 июня 2021 года скажется на всех участниках молочного рынка и повлечет рост цен на продукцию. И если крупные игроки справятся с ней относительно безболезненно, то небольшие хозяйства и производители могут столкнуться с серьезными проблемами.
В то время как производители молочки опасаются говорить о будущем росте цен, производители и ритейлеры одежды уже заявляют об удорожании своих товаров. Это связано со стоимостью материалов на рынке. К примеру хлопок вырос в цене на 30-35%, а материалы из нефтепродуктов (например полиуретан) примерно на 20%. Участники рынка прогнозируют, что возможный рост стоимости товаров может составить до 30% на отдельные категории. Вероятно, рост цен мы заметим уже этим летом, когда на рынок выйдут новые коллекции.
Максим Горнаев, сопредседатель Мурманского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Фотография Татьяны Кудряшовой
- FMCG (fast-moving consumer goods) - товары повседневного спроса
- СТМ - собственная торговая марка. Данная категория товаров обычно представлена в самых низких ценовых категориях. Наиболее известные примеры «Красная цена» («Пятёрочка»), «Просто» («Перекрёсток»), «Каждый день» («Ашан»), «365 дней» («Лента»).