Производительные силы общества формируются десятилетиями, а некоторые производственные школы веками.
Автор
Продолжение. Предыдущую часть читай здесь.
Начало XXI века
В начале двухтысячных после перехода нефтяных цен на хороший уровень в Россию опять рекой потекла валюта. Это позволило открыть страну для зарубежных инвесторов. В очередной раз понадобились современные технические и технологические решения, новый станочный парк и квалифицированные кадры. Как до революции 1917 года появились акционерные общества с участием иностранцев, гарантии получения и вывоза из России доходов (валюты) от предпринимательской деятельности. В страну в первую очередь пришёл западный капитал, а с ним современные средства производства и технологии. В последние 20 лет во многих отраслях промышленности, энергетики, транспорта, строительства, связи, сельского хозяйства прошла замена старых основных производственных фондов или их серьезная модернизация. Перечислять названия иностранных компаний-инвесторов не имеет смысла, ибо это практически все мировые бренды промышленности группы «А» и группы «Б».
После пятнадцатилетнего разрыва в России опять начали формироваться современные производительные силы, в том числе, свои трудовые ресурсы.
Экономика страны интегрировалась в систему мирового разделения труда и производственной кооперации, увеличивался внешнеторговый оборот. Потребительское разнообразие на внутреннем рынке не отличалось от рынков развитых стран. Запас прочности позволил стране спокойно пройти мировой кризис 2009 года.
2022 год
Можно ли утверждать, что к настоящему моменту Российская Федерация для обеспечения потребностей внутреннего рынка создала современные производительные силы и обрела технологический суверенитет, позволяющий развиваться независимо от иностранного капитала? Ответ очевиден - нет.
За редким исключением, в России в промышленности группы «А» и группы «Б» отсутствует полный цикл производства конечного продукта. Кроме того, имеющиеся на территории страны зарубежные средства производства и орудия труда при эксплуатации во многих случаях зависят от их производителя.
Можно, конечно, зарубежный строительный кран отремонтировать, используя деталь-копию, да и то не факт - это опасное производство. Несущественные поломки иностранной сельскохозяйственной, лесозаготовительной или дорожно-строительной техники допустимо залечить деталями-подделками, и то - до поры, до времени. А как быть с иностранной парогазовой турбиной для электростанции, питающей город? С высокотехнологичным оборудованием для нефтедобычи и нефтехимии и нефтепереработки? С силовыми установками железнодорожного локомотива и океанского судна, c агрегатами пассажирского воздушного лайнера? В данном случае, ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности), узлы и агрегаты должны быть только оригинальные - номерные от производителя.
Необходимо понимать, что, кроме всего прочего, страна имеет инженерный каркас - это одна «большая железяка», обеспечивающая людей энергией, городскими системами жизнеобеспечения, транспортной инфраструктурой, связью и многим чем ещё. В настоящее время для нескольких системообразующих отраслей промышленности значительная часть сложного технического оборудования произведена в Европе или в США. Тут никакая Азия в виде «пиратских» запчастей не поможет.
Даже в промышленности группы «Б», например, в «пищёвке», практически все технологические линии иностранного производства. Они, как это ни странно, иногда ломаются, и совсем не очевидно, что итальянскую или исландскую фабрику можно починить с использованием неоригинальных составляющих. Да, кстати, для любителей темы «своих гвоздей» - гвозди в России тоже производят на зарубежных технологических линиях.
Куда идти дальше
На самом деле теперь это принципиальный вопрос. От выбора курса государственного корабля зависит, куда приплывет страна.
В настоящее время как реакция на резко меняющиеся условия хозяйствования, усиливается эмоциональный задор типа «настало время делать всё самим, у нас всё для этого есть». Это не так. У нас много чего нет. И, в первую очередь, почти отсутствуют средства производства, орудия труда и трудовые ресурсы (производительные силы) для современного гражданского машиностроения промышленности группы «А» (производство средств производства и орудий труда). Как производная от этого, практически нет своих средств производства и орудий труда для промышленности группы «В». Практически всё технологическое оборудование в стране импортное. И это случилось не потому, что мы какие-то недоразвитые и чего-то не понимаем, нет. Появились валютные возможности и понеслось. Хотели быстро и всё самое лучшее, чтобы изобилие было «здесь и сейчас». А потом как-нибудь сами научимся придумывать и делать своё, не хуже заграничного.
В этот раз опять не успели. Окно возможностей, похоже, снова закрылось.
Что делать? Создавать полностью свои производительные силы для гражданского машиностроения группы «А»? Хорошо. Тогда начинать нужно с организации системы профессионального образования, отраслевой науки, формирования инженерных школ, научно-экспериментальных производственных баз, цепочек специализированных предприятий-подрядчиков для производства и сборки чего-либо конечного. Для всего этого понадобятся профессиональные кадры. И деньги - много денег. Обязательное условие - активное международное сотрудничество в области научно-технического прогресса. В принципе, всё это сделать возможно. Но, нужно время. Лет двадцать. Минимум. Тогда в России появится свой станочный парк для производства полного цикла, например, сельскохозяйственной, лесозаготовительной, строительной, дорожно-строительной техники, морских судов, самолетов и автомобилей, которые на 100% будут собраны российскими трудовыми ресурсами из составляющих отечественного производства. Тяжелое машиностроение пока оставим в покое, это уже «Индустриализация-2», только без бывших западных партнеров. Теперь сами.
Хорошо устроенные в жизни оптимисты-гуманитарии не любят инженерно-производственные темы, они привыкли к поискам высоких смыслов. Поэтому в подобном диалоге, чувствуя неладное, говорят технарям просто: не драматизируйте, всё будет хорошо, в этих вопросах нам поможет Китай.
Китай. Вот так.
Однако тут и остановимся. Чтобы хорошо подумать - есть над чем. Ибо, это в прямом смысле другое направление пути к технологическому суверенитету. А пока профессиональная дискуссия о месте нашей страны в трансформируемой системе мировых экономических отношений не началась, поищем исторические примеры, каким странам Китай оказал экономическое и техническое содействие в обеспечении технологического суверенитета.