В прошлый раз мы говорили о выборе врача, к кому идти: к доктору со стажем, у которого, как думают некоторые, и знания старые и интерес к работе угас, или же к молодому, энергичному, но с небольшим практическим опытом, зато познающим современную информацию в интернете, ещё не растратившему участие к каждому больному.
Правильно ли пациенты оценивают врача? В состоянии они отличить лаконичность назначений опытного профессионала от нежелания заниматься хронически больным? Недостаток опыта, неумение построить алгоритм поиска проблемы и назначение ненужного, порой дорогого обследования от профессионального мышления и использования современных точных методов диагностики.
Врачи после окончания института более отзывчивы, доброжелательны, еще не успели заработать профессиональное выгорание и даже, несмотря на загруженность, много времени посвящают дальнейшему обучению. Они общаются на «ты» с современными гаджетами.
Но не нужно опытных врачей считать ретроградами. Они учатся постоянно, это требование времени. Видеоконференции, приезжие спикеры дают новую информацию. Да, врачи имеют определённый арсенал средств, которые у них наработаны. Но клинические рекомендации выполняют все.
Практика показывает, что пациенты в большинстве случаев делают эмоциональный, а не рациональный выбор. Это вполне объяснимо, так поступает большинство во всех ситуациях, не только связанных со здоровьем. Обычный человек плохо представляет систему медицинского образования, как институтского, так и последипломного. Отсюда мифы о том, что у врачей постарше знания старые, а молодые сплошь зелёные недоучки.
Постараюсь если не развеять эти мифы, то хотя бы внести ясность в тему, а что же такое медицинское образование в России. Для начала необходимо знать, что есть научные учреждения - НИИ (научно-исследовательские институты), есть образовательные центры: институты, академии, университеты, но во всех сочетается наука и образование в том или ином виде.
Существует система первичного обучения в высших медицинских учебных заведениях, в них вчерашние школьники учатся 5 или 6 лет в зависимости от профиля. Направлений обучения несколько: лечебное дело, педиатрия, стоматология, медико-профилактическое дело и другие. А есть последипломное образование. Это когда врачи повышают квалификацию, осваивают новые технологии, переучиваются на другие специальности.
Несмотря на вал критики, российское медицинское образование считается одним из лучших в мире. К нам едут учиться молодые люди из десятков стран.
Наша система образования является академической. Это когда даётся образование, позволяющее стать и практическим врачом любой специальности, и учёным, т.е. врачом-исследователем, и преподавателем. Физика, высшая математика преподаются будущим врачам. Зачем? Чтобы разобраться в работе сложной техники в будущем.
Я не буду вас грузить перечислением количества анатомий и химий с их трехэтажными названиями. Базовые дисциплины очень сложны, на первых трёх курсах идёт самый большой отсев студентов.
А на старших курсах начинается знакомство с узкими направлениями. И те, кто остался, видят себя Пироговыми и Вишевскими, Боткиными и бог знает кем, когда проходят ту или иную специальность. Это свойственно молодым. Лётчики хотят стать Чкаловым и Гагариным, дизайнеры Юдашкиным или Логерфельдом, танцоры Лиепой или Цискаридзе.
И станут. Но сначала учиться. После института врач учится 2 года в ординатуре по выбранной специальности. Поэтому пациента встречает не мальчик или девочка, а человек 8 лет познававший медицину. Кто-то скажет, что сегодня к услугам молодых врачей интернет, международные медицинские библиотеки. Не то, что раньше.
Соглашусь. Но сразу добавлю, что практической подготовки было больше в советское время. Врачи проходили одногодичную интернатуру там, где им предстояло работать. Старшие товарищи готовили из них помощников и смену себе.
Разные времена в разной степени зависят от идеологических установок. Сколько времени у моего поколения было потрачено на историю КПСС, политэкономию, философию, научный атеизм. Поколение 2000-х смотрело в рот Западу, мы обменивались с ними визитерами.
Российские больницы догнали их по оснащению. Только больниц по стране стало меньше. ФАПы, изобретение советской медицины 20-30-х годов, стали открываться с торжественностью, свойственной эпохе «одобрямса», а потом пылиться без кадров. У каждого времени свои плюсы и минусы. У врачей разные достоинства и недостатки.
Всегда мерилом была медицинская школа конкретного региона. И в Мурманской области она была, ой как, высока.
А что вы можете сказать о медицине Мурманской области, какой вы её видите сейчас и хотите видеть в будущем? Ведь любовь к родному краю крепче, когда твои дети получают хорошее образование, здоровье родителей в надёжных руках, в домах тепло и на улице чисто.
Каково это сегодня: На Севере жить или жить на Севере?
Сейчас также читают: Радио временно отключат в Мурманске