13.02.23
 

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Рыба в поисках выхода из лабиринта схемы «квоты под киль»

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Рыба в поисках выхода из лабиринта схемы «квоты под киль»

В предыдущем материале под названием «Рыбный завтрак с Дворковичем» говорилось, что потребность бизнеса в конструктивном диалоге с властью явление вполне объяснимое и даже необходимое, особенно в условиях «перестройки» и неопределённости экономических перспектив. В этой связи отмечалась особенность некоторых лиц пытаться получить для себя эксклюзивный доступ к государственному «телу» для решения тех или иных коммерческих вопросов. Не заставил себя долго ждать очередной сюжет на эту тему.

Предыстория

В 2015 году в рыбной отрасли России стартовала необычная программа под названием «квоты под киль». Суть «дебютной идеи» проста: построишь судно на отечественной верфи - получишь дополнительную квоту на вылов даров моря. Долевой принцип распределения квот между предпринимателями, основанный на многолетних статистических результатах рыбного промысла, поменяли на известный в советском прошлом вульгарный принцип «ты мне - я тебе». Как громко заявляли копировщики соцреализма, таким образом можно загрузить судостроительные заводы и обновить флот рыбной промышленности. В известном сатирическом романе это звучало примерно так: «ослепительная перспектива проекта гарантирует неслыханный расцвет производительных сил». Фактические инициаторы «межотраслевого спаривания» - судостроители и чиновники Минпромторга. Автор нормативных текстов - Минсельхоз. Изначально рыбаки были категорически против этой затеи. Согласно замыслу «грандиозный проект» должен завершиться в 2024 году.

Что на практике

С 2018 по 2021 год по схеме «квоты под киль» 21 предприятие рыбного хозяйства заключили с 17 верфями договоры на строительство 105 промысловых судов с общим объемом строительных затрат 265 млрд рублей. Это большие, средние и малые траулеры, ярусоловы и суда-краболовы. По воле чиновников сверх указанной суммы в 2019 году рыбопромышленники дополнительно потратили на крабовых аукционах с «инвестиционными» обязательствами по строительству флота ещё 142 млрд рублей. Эти деньги прямиком ушли в федеральный бюджет. Итого, для реализации схемы «квоты под киль» из отрасли изымается 407 млрд рублей. С учетом построенных по такой же схеме «квоты под завод» 25 новых береговых рыбоперерабатывающих фабрик, общей стоимостью 26 млрд рублей, получается гигантская сумма, взятая в долг у банков. Для крохотной в масштабах страны рыбной отрасли (0,25% ВВП) такое финансовое бремя неизбежно негативным образом отразится на экономическом состоянии рыбохозяйственных организаций и на внутреннем рыбном рынке, в первую очередь в росте цен на рыбу.

По состоянию на начало 2023 года «материализация» административной новеллы выглядит так: построено и передано заказчикам 13 судов, то есть, чуть более одной десятой части от обещанного верфями. Это крах. Вместо регулярных торжественных мероприятий по случаю сдачи в эксплуатацию очередных траулеров, ярусоловов и краболовов, в «порту пяти морей» проходят многочисленные конфликтные совещания на тему «как теперь быть». Старательно пишутся справки, письма, дорожные карты и планы издания нормативных правовых актов. Что самое любопытное в этой столичной суете - отправленные в судостроительный комплекс рыбацкие деньги, как утверждает большинство верфей, у них закончились. Вот так просто - деньги потрачены, а судьба недоделанных объектов строительства теперь под большим вопросом.

Энтузиазм чиновников дошел до апогея

Несмотря ни на что, в явно тупиковой ситуации в Москве перед новым годом принимается государственное решение о втором этапе дозагрузки природными ресурсами судостроительной схемы «квоты под киль». Излучая напряженный оптимизм, чиновники Минпромторга и Минсельхоза «баян порвали», дуэтом убеждая членов парламента принять соответствующий закон и продолжить «топить» рыбой и крабами «прожорливую печь» отечественного судостроения. Рыбаки и в этот раз до последнего упирались, как могли, доказывая полную абсурдность происходящего, особенно в нынешних условиях отсутствия поставок из-за рубежа современных судовых технических систем и многочисленного оборудования для создания современного рыбопромыслового судна. Но, увы, «всё, как об стенку горох» - нынешний мир устроен иначе. Как по указке, депутаты от одной политической партии в Государственной Думе закон приняли, а представители регионов, в том числе приморских, в Совете Федерации закон одобрили.

Крах и блуждание в лабиринте схемы

Пытаться искать какую-то экономическую или иную логику в происходящем не следует, эта история не про логику - это про другое. Тем не менее, минимизировать финансовый ущерб от чиновничьих авантюр теперь хотят многие рыбопромышленники, принявшие добровольное участие в схеме «квоты под киль». При этом каждый идет по «лабиринту разочарований» своим путём.

Именно в этой связи привлекло внимание удивительное в своей откровенности совещание 30 декабря 2022 г. у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова. Интересно оно не только констатацией глубоких системных проблем в судостроении для рыбаков и изобретательной «игрой мыслей» вокруг этой темы, но и необычным составом участников. В частности, присутствовавшими представителями рыбного бизнеса. Их было трое: ООО «УК НОРЕБО», ООО «УК «ФОР» и ООО «Русская рыбопромышленная компания». Собственно говоря, согласно протокола, данное правительственное мероприятие и было полностью посвящено этим трем частным коммерческим структурам и их бизнес-желаниям. Десятки других субъектов хозяйственной деятельности, попавших в ловушку схемы «квоты под киль», посетителей «завтрака с Дворковичем - 2017» на «обед с Мантуровым - 2022» уже приглашены не были. Оно и понятно, в правительственную «спасательную шлюпку» все не помещаются.

Подробный анализ итогов совещания, экономический диагноз состояния участников, а также прогноз на будущее читайте в следующем материале.

Продолжение следует.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

13:24Нового года не будет: снежногорский Гринч сорвал гирлянду, украшавшую местный магазин

13:23Автомобиль Яндекс Такси оказался в кювете на дороге в Териберку

12:50Мурманчане просят вернуть парковку для людей с инвалидностью возле «Плазмы»

12:18Нахимовцы Мурманска осваивают аддитивные технологии для поддержки военнослужащих

12:05Дети в Никеле шалят возле ДК «Восход», оставшегося без забора

11:11На этой неделе с мурманчанами встретятся три депутата Горсовета

10:54В Кировске открылась новая АЗС

10:51Североморцы выбирают новый облик Дома офицеров флота

10:18Гран-при фестиваля в Мурманске отдали спектаклю Мурманской Облдрамы

10:01В ночном пожаре улице Миронова в Мурманске погибли двое человек

09:57Пассажирка KIA скончалась в реанимации после странной аварии в центре Мурманска

09:44Только 14% мурманчан будут дарить новогодние подарки коллегам — опрос

09:29Два водителя погибли в аварии в центре Мурманска [фото]

09:06От -2 до +3° ожидается в Мурманской области

17:15Невероятно красиво: В Мурманской области хаски ходят по глади воды

13:41Как легко отмыть батареи от грязи — французская хитрость с губкой и бельевой верёвкой

13:31Фаршированные кальмары: превосходное блюдо из Греции — для любителей морепродуктов

13:16Как организм реагирует на овсянку — основные ошибки и советы по приготовлению

Все новости