Продолжая нашу беседу о половом воспитании, вернемся к интернациональному опыту. В предыдущих публикациях мы говорили о необходимо развести понятия «половое воспитание» и «половое просвещение», которые многими педагогами и родителями понимаются как тождественные. Также вы смогли узнать о половом просвещении в США, Германии, Италии и Швеции. Продолжу рассказом о Японии.
В Японии сексуальное просвещение не является отдельной дисциплиной, его преподают на уроках физкультуры и биологии.
На протяжении 10 лет, начиная с 1992 года, младшим подросткам рассказывали про контрацепцию, интимные контакты и принятие своей сексуальности. Это был практически европейский подход.
Но в 2003 году все резко изменилось, консервативный взгляд на половое воспитание возобладал. И теперь физиологические процессы рассматриваются в общих чертах, учебники не содержат натуралистических изображений женского и мужского тела. Национальные стандарты запрещают говорить со школьниками младше 11 лет о процессе оплодотворения или упоминать беременность, пока ученикам не исполнится 13.
Но в более старших классах половому просвещению есть место. В старшей школе, когда ученики достигают 15-16 лет, учебная программа охватывает больше тем: учителя говорят о контрацепции, абортах, отношениях в паре и гендерных ролях.
Смена парадигмы полового просвещения вызывает недовольство молодежи. Подростки разочарованы поверхностной программой и хотели бы больше уроков, посвященных контрацепции и болезням, передающимся половым путем.
В Израиле половое воспитание тоже не считается обязательным предметом: вводить его или нет - решают сами школы, которые делятся на светские и религиозные. В религиозных школах с 2013 года убрали уроки о половом созревании, заболеваниях и контрацепции. Считается, что ученики ведут ортодоксальный образ жизни и хранят девственность до брака, а значит, сексуальное просвещение им не нужно. Юноши и девушки, которые оканчивают религиозные школы, перед свадьбой получают консультацию от специальных семейных педагогов или наставников: разговор ведется о супружеских обязанностях и рождении детей как высшем предназначении женщины.
Итогом такого воспитания являются школьные скандалы, возникающие на сексуальной почве. Поэтому сейчас в Израиле рассматриваются школьные программы полового просвещения, но только для светских школ.
В Канаде сексуальное образование определяется самостоятельно каждой из провинций. Объем и качество учебных программ в разных регионах различается между собой, но половое просвещение введено практически во всех школах страны как обязательный предмет.
В провинциях, где легализовали однополые браки и приняли закон против дискриминации трансгендерных людей, в школьные программы внедряются образовательные модули на эти темы. Это приводит к возмущению верующих и представителей восточных культур. А обратные попытки убрать эти модули вызывают возмущение «прогрессивной» публики.
Независимо от сексуальных предпочтений 85% родителей согласны с тем, чтобы сексуальное просвещение обязательно входило в школьные программы. По их мнению, курс должен включать широкий спектр тем - навыки отношений, половое здоровье, ориентация, безопасный секс и методы предохранения, а также сексуальное насилие.
В нашей стране многочисленные опросы показывают, что с годами россияне становятся менее консервативными: если в 1992 году секс до брака считали допустимым 39% россиян, то в 2022 - уже 67%.
При этом старшее поколение все же придерживается более традиционных взглядов. Среди россиян в возрасте от 18 до 34 лет интимную жизнь вне зарегистрированных отношений одобряют 84% опрошенных, а среди тех, кто старше 60, таких всего 48%.
В вопросах, которые касаются интимных аспектов супружеской жизни, россияне за эти 30 лет, наоборот, стали более консервативными. Например, если в 1992 году недопустимым иметь любовника или любовницу в браке считали 49% опрошенных, то в 2022 - уже 86%.
Все мы обязаны жизнью сексу, как бы его не называли - любовь, интим, соитие, совокупление. Биологию человека не изменить, даже если он меняет ориентацию, пол, религию. Я глубоко убежден, что половое воспитание и половое просвещение должны быть и формировать будущее общество нашего многонационального и многоконфессионального государства.
Должны быть не возмутителем общественных нравов, а гармоничной составляющей воспитания наших детей. Сегодня, как в 90-е, мы стоим перед выбором. Мировое сообщество идет разными путями. Какой путь выберем мы?
Как будем готовить детей к взрослой жизни, которая начинается гораздо раньше, чем у их родителей? Уйти от ответов не получится, потому что эти вопросы задает сама жизнь.
Я готов обсудить это с вами в моих социальных сетях: Андрей Галенко и Гинеколог Галенко Андрей Григорьевич.