Тревожная новость, касающаяся Заполярья пришла из Москвы. На выставке-форуме АРХ Москва 2024 представят проект храма, который предлагают построить в Териберке. Авторы проекта отмечают, что вдохновились обликом сгоревшего в 2018 году храма Успения Пресвятой Богородицы в Карелии.
Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АРХ Москва 2024 пройдет в Гостином Дворе с 22 по 25 мая 2025 года. Она будет уже двадцать девятой по счету. Главная тема выставки-форума этого года – «Польза». Как известно, польза, прочность и красота - три закона архитектуры. А, стало быть, составляющая полезности архитектуры в ее красоте. Именно так считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Вот такая новость. Казалось бы, что тут тревожного и причем здесь мы? А вот причем. По смелым замыслам архитекторов, храм будет стеклянно-деревянным и позволит сквозь стеклянный потолок комфортно наблюдать за северным сиянием. И сразу становится понятно, чем именно вдохновились архитекторы, вспоминая храм Успения Пресвятой Богородицы, сгоревший в карельской Кондопоге в августе 2018 года.
Вдохновило их вовсе не то, что храм был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. И не то, что он принадлежит к прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. А то, что потолок храма был расписан звездным небом. Отсюда уже один шажок до замены росписи стеклянным потолком, и после этого заходи в храм, глазей в потолок и лови северное сияние. Вы ведь помните, что девиз выставки-форума этого года – «польза». Тут польза налицо! А молитва? Молитва будет прилагаться, как опция?
Уверен, что в Русской православной церкви ведать не ведают о кощунственных планах современных архитекторов, хотя, на мой взгляд, их скорее можно назвать современными геростратами. Ведь если бы они проявили хотя бы малую толику любопытства, то легко бы узнали, что православный храм, или господний дом, - это культовое сооружение, предназначенное для собрания прихожан, совершения богослужений и религиозных обрядов. И все! Ни про какое северное сияние речь не идет!
Восемь лет назад в Оксфордском словаре появилось слово «глэмпинг». Это симбиоз гламура и кемпинга, то есть, отдых на природе, но со всеми удобствами. Господа архитекторы! Называйте вещи своими именами! Не православный храм вы хотите построить в нашей Териберке, а арт-объект со всеми вытекающими. Вопросы веры и любви вас вовсе не волнуют. Для вас главное – извлечение прибыли. Словом, ничего личного, просто бизнес.
Для заголовка я позаимствовал строчку песни «Деньги» моего любимого Юрия Визбора. «Всё на продажу понеслось, и что продать, увы, нашлось». Юрий Иосифович ушел из жизни сорок лет назад. Интересно, что бы он написал об этом сегодня?
Двадцать лет назад, во время Великого Поста, я увидел в магазинах Пасхальные наборы для окрашивания яиц. Один из них назывался «Гламур». Честное слово! Я тогда подумал: «Вот оно, дно». Я ошибался…