У депутатов Государственной думы наступает горячая страда. В конце этого года пройдут выборы в наш высший законодательный орган. Пора подводить итоги и, возможно, предпринять определенные усилия, чтобы удержаться в высших эшелонах власти. Депутаты будут использовать любой повод, чтобы напомнить о себе. И это с точки зрения политической игры правильно.
Выборы, интриги, съезды
В этом смысле пресс-конференция депутата Госдумы от Мурманской области Игоря Чернышенко, прошедшая на минувшей неделе, выглядит продуманным шагом. Тем более что нашему депутату действительно было о чем рассказать.
- Главным мотивом весенней сессии, - сказал Игорь Константинович, - является то, что 2011 год будет выборным. В количественном смысле надо будет принять около 500 законов, и это очень большая нагрузка, поскольку для примера могу сказать, что во время осенней сессии было принято 280 законов. Поэтому будем работать сверхинтенсивно. В качественном - на первом плане доведение до ума Закона о полиции, обсуждение Закона об образовании. Отдельно внимание будет уделено законам по модернизации, совершенствованию судебной системы. Очень важен международный блок - особенно, что касается российско-американского соглашения по ограничению стратегических вооружений.
В этом году возможны изменения в законодательство о выборах, - выделил Игорь Чернышенко. - В частности, предполагается, что выборы в городские советы будут проводиться по смешанной системе, то есть с использованием партийных списков. По инициативе Санкт-Петербурга внесен на рассмотрение законопроект о совмещении выборов в Госдуму и региональные законодательные собрания, что затрагивает интересы 19 регионов, в том числе и Мурманской области. В настоящее время нет еще четкой нарезки округов. Не исключено, что Мурманская область будет объединена с каким-нибудь другим либо двумя регионами - имеется в виду по партийным спискам.
Депутат Чернышенко, как бывший профсоюзный лидер, счел необходимым отдельно рассказать о недавно закончившемся в Москве 7-м съезде ФНПР. По его словам, на съезде было сразу две интриги. Первая заключалась в том, что съезд пришлось проводить во внеплановые сроки.
- Съезд был заявлен как некая, - сказал Игорь Чернышенко, - предупреждающая мера давления на исполнительную власть и предпринимателей.
По мнению депутата, эта цель была достигнута, поскольку в своей речи Владимир Путин четко дал понять, что никакого ухудшения прав трудящихся не будет.
Второй интригой было возможное переизбрание главы ФНПР Михаила Шмакова. Называлась даже кандидатура преемника - депутата Госдумы Андрея Исаева. Однако эта интрига не состоялась.
Надо отдать должное депутату Чернышенко. Оказывается, во время открытия так называемой весенней сессии ему была предоставлена возможность выступить от фракции «Единая Россия» с политическим заявлением, и наш депутат воспользовался этим шансом, как нам представляется, на благо Мурманской области. Политическое заявление Игоря Чернышенко было целиком посвящено проблемам Арктики.
Пять задач - и будет «отлично»
- На мой взгляд, - сказал Игорь Константинович, - здесь выделяются пять главных задач.
Во-первых, предстоит провести большую работу по закреплению границ Российской Федерации в Арктике. Важное значение в урегулировании межпограничных споров имеет подписанный в Мурманске в сентябре 2010 года договор между Россией и Королевством Норвегия о разграничении морских просторов и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Этот договор, ратифицировать который нам предстоит в ближайший период, положил конец почти 40-летним спорам между нашими государствами и в то же время вызвал определенную тревогу в рыбацких коллективах Северного бассейна. Нам следует защитить интересы российских рыбаков в северных морях и в районе архипелага Шпицберген.
Во-вторых, нужно будет четко определить перечень муниципальных образований, относящихся к арктической зоне. Для этого прежде всего следует обозначить южную границу Арктики. В настоящее время в Арктическую зону РФ входят полностью или частично семь субъектов Федерации (Мурманская и Архангельская области, Республика Якутия, Красноярский край, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа.)
Определение южной границы позволит приступить к следующему важнейшему этапу - разработке федеральной целевой программы по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов.
В-третьих, одной из самых «горячих» проблем для России является освоение богатейших углеводородных запасов как в пределах нашей национальной экономической зоны, так и на северном континентальном шельфе.
В последние годы наша страна предпринимает активные усилия не только по освоению ресурсов северных морей, Штокмановского и Варандейского месторождений, но и по обоснованию своих прав на континентальный шельф.
По мнению депутата Чернышенко, регулярные экспедиции российских научно-исследовательских судов, высадка полярной станции «Северный полюс-38», спуск на дно Ледовитого океана батискафа «Мир» - все это важные шаги по закреплению за Россией хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, где сосредоточены миллиарды тонн условного топлива.
К сожалению, Комиссия ООН по морскому праву не признала первую заявку РФ, и нам предстоит найти новое подтверждение наших прав на эти участки шельфа.
В-четвертых, важнейшей задачей является использование транспортного потенциала Северного морского пути, определенного как национальная единая коммуникация страны в высоких широтах.
В связи с глобальным потеплением, угрозой пиратства в южных морях трасса Севморпути стала зоной повышенной привлекательности для стран Европы, Азии и Америки как высокорентабельный и безопасный транспортный путь.
Подтверждением этому явилась прошлогодняя проводка по СМП атомными ледоколами танкера «Балтика» из Мурманска в Китай, которая позволила на четверть сократить время перехода и до 30 - 35% уменьшить эксплуатационные расходы грузоотправителей.
В-пятых, необходимо срочно начинать строительство атомных ледоколов.
Бесспорным преимуществом СМП является атомный ледокольный флот, который, работая эффективно и безаварийно, на протяжении 50 лет демонстрировал не только достижения советской и российской науки и техники, но и позволил сохранить единое Арктическое пространство страны.
На данный момент только два ледокола «50 лет Победы» и «Ямал» эксплуатируются, не выработав назначенный ресурс, при этом на «Ямале» ресурс заканчивается в 2011 году. На атомных ледоколах «Россия», «Таймыр» и «Вайгач» произведены работы по модернизации и продлению ресурса до 150 тысяч часов с планируемым выводом из эксплуатации до 2016 года.
Таким образом, с учетом программ продления ресурса, сегодня в составе российского атомного ледокольного флота действуют лишь 5 судов.
Учитывая предстоящее списание атомных ледоколов по мере их физического износа, ОАО «ЦКБ Айсберг» в 2009 году разработало проект универсального атомного ледокола мощностью 60 мВт (ЛК-60Я) с переменной осадкой (от 8,5 до 10,8 метра), который будет в состоянии одновременно заменить атомный ледокол типа «Арктика» и «Таймыр».
В 2012 - 2018 годах, по прогнозам, планируется значительное увеличение объема перевозимых грузов в Арктике, а также расширение работ по геологическим, гидрологическим, географическим и иным исследованиям в акваториях и на шельфах северных морей.
В этих целях «Морской доктриной РФ на период до 2020 года», а также рядом поручений президента РФ, правительства РФ, определена необходимость развития атомного ледокольного флота и его береговой инфраструктуры. Владимир Путин лично поручил соответствующим ведомствам рассмотреть вопрос о строительстве до 2020 года трех атомных ледоколов нового поколения, первый из которых должен быть заложен в 2011 году.
К сожалению, в утвержденном Госдумой законе «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрено финансирование строительства атомохода ни в текущем, ни в последующих годах.
- Для решения перечисленных задач, - сказал в заключение Игорь Чернышенко, - я предложил создать в Госдуме отдельную рабочую комиссию по вопросам развития Арктики. В настоящее время председатель Госдумы Борис Грызлов поручил мне письменно изложить все соображения о работе этого органа.