Хуацяо — это китайцы, осевшие в других странах. Тема китайцев, осевших на далёком Мурмане, по-прежнему привлекает внимание, особенно в наше время, когда жителей Поднебесной в Заполярье приезжает всё больше. Однажды я слышал, как экскурсовод с гордостью рассказывал, что на Мурмане оказались китайцы, но в итоге не сумели прижиться. Что север настолько суров, что, как он подчеркнул, даже китайцы не выдержали. Что же, вынужден его огорчить: и выдержали, и прижились. Но давайте по порядку.
Железная дорога
Китайские рабочие появились на Мурмане летом 1916 года в связи со строительством Мурманской железной дороги. Они уже хорошо показали себя на строительстве Транссибирской магистрали, и воспользоваться их услугами решили и в этот раз. Предполагалось завести на строительство около десяти тысяч китайских рабочих. В итоге, по данным архива Республики Карелия, на строительстве дороги от Кандалакши до Колы работало три с половиной тысячи китайских рабочих, остальной контингент работал южнее.

Китайские рабочие на строительстве Мурманской железной дороги. 1916 г., источник: из фондов Государственного архива Мурманской области (ГАМО)
Жили и работали они обособленно, своей этнической группой. Условия труда и быта оставляли желать лучшего, ещё сложнее они были, пожалуй, только у военнопленных. К этому нужно добавить незнание местного языка, что вызывало подозрение и недоверие к местному начальству.
Тяжёлые климатические условия, периодические невыплаты или задержки заработной платы, всё это приводило к стихийным массовым волнениям и бойкотированию работы. Происходило это не часто, но интузиазма тяжёлая работа в сложных условиях у «жёлтых» тружеников не вызывала. Они явно не такое ожидали, когда их вербовали на далёкую стройку. Поэтому многие китайцы старались покинуть этот северный край при первой возможности.
«Шанхай»
В ноябре 1916 года стройка была завершена. Произошёл массовый отток рабочей силы с Мурмана, и китайцы не были исключением. Но некоторые остались по разным причинам и обосновались по линии железной дороги и в Мурманске. Отток рабочих и военнообязанных освободил рабочие места, которые тут же занимали хуацяо.
Это были в основном самые низкооплачиваемые и неквалифицированные специальности: кочегары, ассенизаторы, чернорабочие, сторожа.
Как и во многих городах мира, в Мурманске появился свой китайский квартал, который прозвали «Шанхай». Выглядел он неприглядно, строились жилища из всего, что попадалось под руки: доски, фанера, шпалы, куски железа, выловленный в заливе плавник. Находился он в припортовой зоне, у подножья Зелёного мыса.

Жилища в посёлке «Шанхай». 1918–1920 гг., источник: из фондов Государственного архива Мурманской области (ГАМО)
Скоро предприимчивые китайские подданные стали приноравливаться к новым реалиям жизни. Парикмахерские, прачечные, пекарни, питейные заведения, казино стали появляться в «Шанхае». Благодаря тому, что работающие китайцы получали паёк, начала процветать спекуляция и самогоноварение. В архиве Мурманской области хранится административный акт о том, что у гражданина Чи-Си-Хайя в бидоне из-под бензина, наполовину наполненного, «содержалась самогонка красного цвета и неприятного запаха». Было предписано уничтожить самогонку «путём вылития на землю в снег».
Бескультурье, ром и девочки
Когда наступил НЭП, китайская предприимчивость расцвела ещё сильнее. Городской рынок облепили продавцы из поднебесной, порой назойливые, объясняясь с покупателями на ломаном русском и порой предлагая весьма экзотические товары: арбузы, ананасы, сигары, кубинский ром и тд.
Начальник колонизационного отдела Мурманской железной дороги Г. Ф. Чиркин в 1926 году писал: «Несмотря на небольшой процент, китайцы в городе Мурманске, захватив почти всю частную торговлю, обращают на себя внимание как предприимчивые, хорошо освоившиеся с чуждым для них краем население…».

Реклама услуг китайского хироманта Чжан-Чи-Фа, источник: газета «Мурманский вестник» 11 марта 1919 года.
Историк А. А. Киселев добавлял: «Шанхай» был районом потрясающего бескультурья, разврата и всяческих пороков. Здесь можно было найти любую выпивку мира… У кого не было валюты, за рубли можно было достать самогонку. Тут же, в задних комнатках, — курение опиума и девочки из своих борделей. Ну, а если добавить, что картёжная игра была необходимым атрибутом этих китайских ресторанчиков на дому, то можете представить, что происходило в этом «весёлом посёлке» по ночам».
Китайский квартал в Мурманске несколько раз пытались снести. Так, из протокола президиума Ленинградского областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 16 сентября 1937 года мы узнаем об очередном требовании снести злачный посёлок в месячный срок. Ничего не вышло.
Новый виток
Китайцы покинут Мурманск в последние предвоенные годы. Кто-то уехал сам, кто-то был репрессирован, кто-то подвергся принудительной высылке летом 1940 года, а кто-то просто обрусел. «Шанхай» окончательно снесут в 60-х, когда данная территория города подвергнется масштабному строительству.

Мурманск в 60е годы. Посёлок «Шанхай», источник: фотограф Юрий Геннадьевич Шумилкин — из коллекции Олега Филонок
Несмотря на то, что китайцев в Мурманске было не так много, около 150 человек, что составляло в середине 20-х годов менее 2 процентов от всего населения, они оставили яркий след в истории города. Истории о жизни китайцев на Мурмане, о ставшем легендарным посёлке «Шанхай», до сих пор вызывают живой интерес, в том числе уже и у «новых» китайцев, вновь прибывающих в большом количестве на север, но уже с другими целями.
