Наконец-то свершилось то, что так долго ждали. Подписаны документы о безвизовом режиме для китайских туристов, который будет действовать до 14 сентября 2026 года.
Это моментально вызвало бурное ликование одних и глухое, но очень активное, ворчание других участников рынка туристических услуг. Например, в нашей Мурманской области некоторые, в том числе хорошо мне знакомые руководители туристических компаний и профессиональные гиды, высказывают опасение, что эта новая реальность усилит не совсем добросовестную конкуренцию со стороны так называемых серых гидов и турагентств. И вообще со стороны китайского бизнеса.

Кроме того, в последние годы некоторые мурманчане любят поворчать по поводу слишком большого количества китайских туристов. Критика звучит по поводу их шумного поведения, что они часто перебегают улицы в неположенных местах, что машины с китайскими номерами проезжают на запрещающие знаки, что в Териберке ставят палатки в неположенных местах и прочее, и прочее.
Но сейчас я хочу высказаться в поддержку китайского туризма. Замолвить за них слово, так сказать. Во-первых, даже если китайские бизнесмены будут легально (подчёркиваю это слово) вкладывать свои деньги в строительство каких-либо объектов, то обычно это даже хорошо. Если они честно и с соблюдением всех процедур приобрели право на земельный участок, вложили легальные деньги в стройку, заплатив при этом все налоги и отчисления, то это здорово, это называется — создание инфраструктуры и новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты. Кроме того, это увеличивает конкуренцию, а значит повышает качество услуг, что хорошо для всех, как туристов, так и местных жителей.

А во-вторых, не могу согласиться с часто звучащими алармистскими выводами, что дескать все деньги от китайских туристов уйдут в Китай и локальному бизнесу ничего не достанется. Это в корне не верно! Даже тот кемпинг под Мурманском, в создании которого несколько лет назад участвовал капитал из Гонконга, платил налоги в местный бюджет и зарплаты местному персоналу. А все остальные отели и кемпинги в Мурманской области принадлежат россиянам, а значит все денежные потоки остаются в стране и в регионе.
То же самое и с ресторанами. Во многие рестораны Мурманска в зимний сезон иногда трудно попасть из-за наплыва туристов из Юго-Восточной Азии и прежде всего из Китая. Иногда в ресторанах даже не успевают подвозить морепродукты, которые составляют основную часть арктической кухни. Недавно в одном ресторане наблюдал ситуацию, когда группа китайских туристов пыталась заказать сразу 12 королевских крабов, а в аквариуме было только четыре, так как в тот день уже было съедено другими гостями 9 огромных и очень дорогих таких крабов. В любом случае, в ресторанах китайские туристы тратят очень много денег, и иногда не меньше, чем в отелях.
Кроме того, китайские туристы оставляют много денег в обычных продовольственных магазинах. Постоянно вижу в магазинах «Сити Гурме» и «Пятёрочка» гостей из Китая, покупающих как еду, так и напитки, причём в больших количествах.
А недавно стоял в очереди за парой китайцев в магазине «Улыбка радуги», которые накупили товаров на 15 000 рублей. Представляю, сколько денег китайские туристы оставляют в сувенирных магазинах Мурманска! А, учитывая всё большее количество автомобилей с китайскими номерами, можно предположить, что ручеёк китайских денег достаётся ещё и АЗС.
Ну и я уже молчу про наш самый северный фастфуд «Вкусно — и точка». Там теперь каждый второй посетитель — это китайский турист.
И последнее. За последние десять лет произошли огромные изменения в поведении и портрете среднего китайского туриста. В середине 2010-х годов некоторые отели даже отказывались от туристов из Поднебесной, чтобы не потерять своих других клиентов по причине довольно низкого культурного уровня новых туристов, особенно на шведском столе. А китайские турлидеры тогда торговались за каждые 50 рублей, объезжая по очереди несколько отелей, и старались брать самые дешёвые номера.
Но в последние годы китайские туристы иногда могут служить примером культурного уровня, имеют довольно большие бюджеты, всё чаще выбирают более дорогие и комфортабельные номера. Одеты иногда лучше самых изощрённых модников из условной Италии. И можно отметить ещё одну тенденцию последних лет — всё больше китайских туристов путешествуют не группами, как раньше, а индивидуально. Часто бронируют отели по высоким ценам без групповых скидок.

Так что, дорогие мои земляки, хватит уже ругать китайских туристов, всегда помните, что наплыв туристов любой национальности — это благо для экономики любого региона. А что касается нарушений правил поведения, в том числе ПДД, что касается правильной инвестиционной деятельности, то у нас есть много контролирующих органов, которые могут и должны за этим следить. И даже наказывать, если требует ситуация. То же самое касается и работы гидов.
Фото: Екатерина Громова, Елена Становая
