-
Экспрессивно размахивая ответами из областного правительства, объясняя на пластиковых стаканчиках механизмы ценообразования, предприниматели Апатитов, Оленегорска и Мончегорска пытались доказать власти, что сегодняшний экономический климат их душит. Отдавая должное проблемам, областная власть села за «круглый стол».
-
-
22 июня в апатитском бизнес-инкубаторе свободных стульев не было. В зале, как говорится, яблоку некуда было упасть. Предложение организаторов «круглого стола» перейти в более просторное помещение с большим числом посадочных мест предприниматели категорически отвергли. «Там снова не будет круглого стола! Нам не дадут слова!» - отстаивали свои права бизнесмены, заждавшиеся живого общения с власть имущими. Внимание областного правительства, видимо, в этот день пришлось им по душе.
-
Среди нападавших были строители, ларечники-цветочники, владельцы магазинов, аптек и салонов красоты. Среди отбивавшихся - первый заместитель губернатора Мурманской области Наталья Портная, и.о. заместителя губернатора Александр Черечеча, и.о. начальника управления по тарифному регулированию (УТР) Александр Трофимов и его заместитель Елена Кожевникова. На повестке дня стояли вопросы цен на электроэнергию и социальных налогов. Присутствие представителей гарантирующего поставщика электроэнергии ОАО «Колэнергосбыт» - председателя Совета директоров Алексея Преснова и первого заместителя генерального директора Татьяны Ивановой - отвлекло собравшихся от темы налогов, которые президент Медведев и так пообещал снизить.
-
Предприниматели Апатитов больше месяца назад отправили в областное правительство требования. Среди них были: снижение цены электроэнергии, переход в неценовую зону, исключение посреднических сбытовых компаний из цепочки энергоснабжения и решение о выходе на оптовый рынок сбытовой компании «ЕЭСК-Центр». Александр Черечеча ответил по каждому пункту.
-
Возмущение предпринимателей основано на росте цен на электроэнергию, настигшем всех с января 2011 года, и вызванном либерализацией оптового рынка электроэнергии, или, другими словами, отменой государственного регулирования в части цен для юридических лиц. Александр Черечеча пояснил, что проблема роста тарифов складывается из двух составляющих - федеральных, прямого влияния на которые у региональной власти нет, и региональных, которые держит в своих руках областное управление по тарифному регулированию. Этими «руками» уже снижены сбытовая надбавка гарантирующего поставщика почти на 7%, и практически на 13% - тариф на передачу электроэнергии. Теперь эти величины приведены в соответствие с 15% ростом по отношению к 2010 году. В конечных ценах эти снижения начнут отражаться с мая.
-
Одной из причин предпринимательского возмущения, по мнению управления по тарифному регулированию, является недостаточная информированность бизнес-сообщества о механизмах и правилах формирования стоимости электроэнергии. Поэтому за «круглым столом» решили включить в коллегию УТР Мурманской области с правом совещательного голоса представителей бизнеса из Апатитов и науки из КНЦ РАН.
-
Складывалось такое впечатление, что если бы дело происходило на площади, то на митинге предпринимателей то тут, то там виднелись бы транспаранты с аршинными красными буквами «Хотим в неценовую зону». Ещё губернатор Юрий Евдокимов обещал всем рай после отделения Мурманской области от ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и заключения ее в оковы неценовой зоны. Девиз «сам себе продаю - сам у себя покупаю» замутнил сознание бизнесменов, казалось бы, понимающих последствия территориального ограничения любого рынка, да так, замутнил, что до сих пор в глазах пелена.
-
С момента, когда прежний губернатор объявил, что документы на переход в неценовую зону уже находятся на согласовании в Минэнерго РФ, прошло больше двух лет. С тех пор серьезно изменилась законодательная база электроэнергетики. Изменился и оптовый рынок. Был введен рынок мощности, призванный покрыть затраты генераторов на поддержание готовности всех станций произвести и поставить потребителям необходимый объем электроэнергии в определенное время. Если бы график потребления энергии в течение суток, месяца и года был равномерным, то мощность, то есть содержание станций, стоила бы дешево. Но на деле же ровным графиком и точным почасовым учетом могут похвастаться только крупные промышленные предприятия. Малый и средний бизнес потребляет электроэнергию в основном в пиковые часы и не имеет точного учета. Поэтому и стоимость мощности для него обходится в разы дороже, что и отражается в конечной цене.
-
Кроме того, суть неценовой зоны видится предпринимателям исключительно в возможности жесткого регулирования цен на электроэнергию и ограничении их роста. Хотя это - лишь следствие, а суть в том, что потребители в неценовой зоне оплачивают стоимость электроэнергии и мощности, произведенной в границах этой самой неценовой зоны. И сравнение нашего энергоизбыточного региона с той же Архангельской областью, являющейся энергодефицитной, мягко говоря, не совсем корректно. Для атомных станций обслуживание мощности является одним из самых дорогих, для гидроэлектростанций затраты также немаленькие. По словам Александра Черечечи, наличие избыточной дорогой мощности в регионе не позволит снизить стоимость электроэнергии при переходе в неценовую зону. «Мощность утяжелит стоимость энергии для потребителей Мурманской области», - пояснил и.о. заместителя губернатора.
-
Еще более серьезная ситуация с ростом цен сложится при выходе крупных потребителей на оптовый рынок. Заявки на получения статуса субъекта оптового рынка электроэнергии в УТР МО подали ЕЭСК-Центр, Ковдорский и Ловозерский ГОКи. И даже не нужно производить специальных расчетов, чтобы понять, что дело кончится удорожанием электроэнергии для малого и среднего бизнеса и бюджетных потребителей.
-
Объем потребления электроэнергии ГОКами и Апатитским комбинатом, обслуживаемым ЕЭСК-Центром, оценивается в 3 миллиарда кВтч, всего регион потребляет порядка 7 миллиардов кВтч. Перекрестное субсидирование населения останется на тех, кто покупает электроэнергию на рознице. Александр Черечеча предостерег предпринимателей от поспешных выводов и лжеобещаний, разъяснив, что при выходе ЕЭСК-Центра на опт поставщик сможет приобретать электроэнергию на оптовом рынке только для нужд комбината, для всех остальных он должен будет покупать электроэнергию у Колэнергосбыта. Обусловлено это процедурой выхода на оптовый рынок, присоединение к которому происходит в точках поставки. Для ЕЭСК-Центра - это границы сетей Апатитского комбината.
-
Так что бежать предпринимателям пока некуда, да и незачем. В построенной сегодня модели рынка электроэнергетики конкуренция практически отсутствует, а если и она и есть, то только в узком сегменте генерации. По словам Алексея Преснова, сбытовое сообщество такая ситуация тоже не устраивает, но, очевидно, что серьезные изменения модели, предусматривающие возможность выбора и влияния потребителей на цены, нам дадут после выборов, политических, естественно.
-
В модели будущего рынка планируется оставить на обслуживании гарантирующего поставщик только «сирых и убогих», то есть, заядлых должников, которым больше некуда пойти, и отъявленных молчунов, сердца которых не требуют перемен. Цены гарантирующего поставщика при этом будут выше цен, предлагаемых энергосбытовыми компаниями. Для реализации этой модели необходимо ликвидировать перекрёстное субсидирование населения за счет бизнеса - главный бич нашего рынка электроэнергии.
-
Предприниматели ждать не хотят и грозят закрытием своих фирм, остановкой производства, и просят включить их в группу потребителей, приравненных к населению. То есть, они хотят еще больше увеличить перекрёстку, а, значит, двигаться не к конкурентному рынку, а в обратную сторону. Конечно, возможно придумать и иные механизмы регулирования государством цен на электроэнергию. Требования бизнеса ожидаемы, и рынок действительно несовершенен. Огромным резервом для бизнеса остается энергосбережение и оптимизация затрат.
-
В итоге, власть ждёт действий от бизнеса, а бизнес, не желая вникать в сложный рынок, ждёт от власти регулирования. Реальный механизм снижения цен для бизнеса - поднять тарифы для населения, за которое сегодня и доплачивает тот самый малый и средний бизнес. Ведь, по словам предпринимателей, «субсидирование населения чести никому не делает». Особенно субсидирование всех подряд, а не тех, кто действительно в этом нуждается.
-
Как известно, под лежачий камень вода не течет, и отсюда нужна планомерная общая работа. Поэтому гарантирующий поставщик инициировал совещание с представителями ассоциаций предпринимателей для выработки совместной резолюции, которую он готов представить в Москве на годовом собрании НП «Совет рынка».
-
Возвращаясь к социальным налогам и льготам для предпринимателей, Наталья Портная отметила, что в Министерство экономического развития РФ направлен запрос о включении Мурманской области в Арктическую зону, для которой впоследствии будут установлены льготы и преференции, в том числе и по социальным налогам, и по компенсации оплаты работодателями полярных надбавок. Перспектива далекая, требует точных расчетов экономического эффекта, но опыт Канады, по словам первого заместителя губернатора, подтверждает возможность, как минимум, разговоров об этом.
-
Как сказали предприниматели, продолжающие вести бизнес в непростых российских условиях, «Бог с нами!». На том и разошлись.