Приближается областная налоговая конференция, которая состоится 22 сентября. Она будет проходить уже второй раз и должна стать площадкой для обсуждения отдельных вопросов налоговой политики Мурманской области.
Предприниматели, равно как и представители налоговых органов, заинтересованы в продолжении диалога.
Президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александр Лебедев сообщил, что за основу региональной конференции была взята аналогичная конференция, проводимая на федеральном уровне Российским союзом промышленников и предпринимателей.
«На мой взгляд, первый региональный опыт был вполне удачным, - отметил Александр Лебедев. - Интерес к мероприятию был большой, и я думаю, что и в этом году конференция пройдёт достаточно успешно».
По его мнению, проведение конференции хорошо вписывается в заявления президента Российской Федерации о том, что регионам надо давать больше полномочий. Подобные конференции, в которых принимают участие не только налогоплательщики и представители налоговых органов, но и представители законодательной и исполнительной власти, служат инструментом для формирования собственной налоговой политики в регионе.
Говоря о том, как складываются взаимоотношения между представителями бизнес-сообщества и налоговыми органами региона, Александр Лебедев отметил, что недопонимание между ними в любом случае присутствует всегда, но лишь по той причине, что перед двумя сторонами стоят разные задачи: налоговым органам необходимо обеспечить поступление средств в бюджет, а предпринимателю - надо развивать своё производство.
«В общем и целом наши взгляды на жизнь различны, - отметил президент СПП МО. - Тем не менее по многим вопросам - у нас единый подход, и мы стараемся взаимодействовать. Задача приближающейся налоговой конференции в том и состоит, чтобы показать друг другу, что мы рядом, мы вместе, и решать общие проблемы будем тоже сообща».
Представители предпринимательского сообщества отмечают, что сегодня налоговая служба действительно больше похожа на сервисную компанию. И улучшать этот сервис можно только с двух сторон, то есть общаться с теми, кто этим сервисом пользуется. В данном случае получателем услуги выступают представители бизнес-сообщества, которые могут помочь налоговым органам улучшить качество сервиса. Но важно, чтобы движение было с двух сторон.
«Можно отметить, что на сегодняшний день во взаимоотношениях предпринимателей и налоговых органов сохраняется позитивная тенденция, - отметил Александр Геннадьевич. - Серьёзных конфликтов стало меньше, раздражённость во взаимоотношениях сходит на нет. В качестве примера приведу ситуацию с рассмотрением вопроса, касающегося увеличения на предприятиях региона заработной платы до уровня среднеотраслевой. Если раньше предпринимателя приглашали на большую комиссию, где его, как мальчика, отчитывали, то сейчас пришло понимание, что решение подобных вопросов - технический момент. Сейчас руководителей компаний не вызывают на ковёр, а приглашают на беседу в налоговую, где в спокойной и непринуждённой обстановке и обсуждаются все вопросы, ищутся пути решения. Хотя, если сказать честно, решения данных вопросов не должны относиться к компетенции налоговых органов, да и предприниматель не обязан держать отчёт по данной тематике, ведь он в 99,9% случаев не нарушает закон. Но есть распоряжение на федеральном уровне и система работает соответствующим образом».
Как рассказал руководитель СПП МО, в настоящее время стало меньше проверок, чем налоговые органы очень гордятся, впрочем не без причины. Ведь сама проверка - это лишь полбеды для руководителя любого предприятия: требуется подготовить необходимые документы, специалистам необходимо выделить достаточно много времени из рабочего графика для участия в проверке. В конце концов, это и финансовые затраты. Но всё усугублялось тем, что проверки часто наслаивались одна на другую, а у предпринимателя просто физически не хватало времени подготовить документы должным образом. Сейчас эта проблема частично решена, количество проверок существенно сократилось.
Но остаётся ещё один момент, который беспокоит предпринимателей - иной раз в налоговую приходится сдавать большой объём документов, буквально тома, что по меньшей мере неудобно и требует существенных затрат. «Если бы налоговые органы могли нам компенсировать расходы на подготовку всех документов, то это было бы замечательно, - выразил надежду Александр Лебедев. - А если бы они выплачивали компенсацию из собственных средств, то, возможно, это подвигло бы их запрашивать меньший объём материалов. Или подталкивало их к более активному переходу на электронный вид документооборота. По сравнению с прошлым годом доля отчётов, предоставляемых в электронном виде, увеличилась примерно на 20%. Но на этом нельзя останавливаться».
Если говорить о тенденциях в развитии взаимоотношений между налоговыми органами и бизнесом, то следует отметить, что в период 2008-2009 годов на фоне кризисных явлений предприниматели ожидали агрессии со стороны налоговой. Впрочем, эта агрессивность и была, но лишь на начальном этапе, так как позже представители государственных органов стали понимать, в каком трудном положении оказался малый и средний бизнес региона.
С учётом того, что налоговая служба превращается в клиент-ориентированную систему, бизнес-сообществу, а особенно малому бизнесу, не следует ждать, когда налоговая придёт к ним с проверкой и укажет на ошибки, а самим обращаться за помощью и консультацией, считает президент СПП МО. Представители бизнес-сообщества отмечают, что пусть не всегда, но часто, ответы на запросы предпринимателей даются действительно адекватные и полезные.
Но порой формулировки в ответах налоговой службы весьма расплывчаты. Предприниматель желает услышать конкретный ответ: что ему делать в той или иной ситуации. Причина может быть в том, что некоторые инспекторы не могут однозначно трактовать какой-либо документ, поскольку по нему ещё нет правоприменительной практики.
Но спрос рождает предложение. Чем больше будет обращений за консультацией к налоговым органам со стороны предпринимателей, тем интенсивнее будет развиваться их сервис, тем выше будет уровень оказываемых услуг, востребованность которых не вызывает сомнений.
Говоря об итогах первой налоговой конференции, Александр Лебедев отметил, что важной её составляющей стала большая разъяснительная работа, которая велась специалистами налоговой службы. «Тот десант налоговых специалистов, который принимал участие в первой конференции, справился со своей задачей на отлично, - отметил Александр Геннадьевич. - Им задавались конкретные вопросы, на которые они давали конкретные ответы. Многие участники конференции со стороны бизнес-сообщества отмечали, что у них в голове даже что-то перевернулось в отношении налоговых органов. Если раньше все относились к ним весьма предвзято, то после конференции поняли, что в общем-то с ними можно и нужно нормально и с пользой для себя общаться».
В первой конференции приняли участие около 80 представителей бизнеса, в этом году ожидается большее число участников - около 100-120. «Главный вопрос, на который мы хотим получить ответ: что нас ждёт в 2012 году, - поделился ближайшими планами Александр Лебедев. - Тем более, что ожидаются некоторые изменения по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль. Ко всему этому предпринимателям необходимо должным образом подготовиться, а помочь в этом им могут только налоговые органы. Нам хочется услышать их позицию и в отношении усиления налогового бремени на бизнес».
По словам президента СПП Мурманской области, конференция должна подтолкнуть предпринимателей к прямой работе с налоговыми органами, показать, что необходимо учиться взаимодействовать с ними. Для этого надо менять менталитет и отношение друг к другу. Площадка, организованная СПП МО, призвана этому помочь.