Указом президента РФ Дмитрия Медведева на базе Архангельского государственного технического университета чуть более года назад был создан Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ). Сегодня, как утверждает пресса, это главная кузница перспективных, высококвалифицированных, целеустремлённых, востребованных на международном уровне кадров на Северо-Западе страны. Свою миссию университет видит в формировании и развитии конкурентоспособного, почерпнувшего всё самое полезное из европейской и мировой системы образования специалиста.
Какие перспективы ждут молодёжь СЗФО, связавшую свою судьбу с этим высшим учебным заведением, и только собирающихся поступать в университет? Ответить на эти вопросы и помочь разобраться с противоречивыми проблемами в сфере высшего образования России мы попросили ректора САФУ, профессора Елену Кудряшову.
- Елена Владимировна, напомните, с чем было связано создание нового высшего учебного заведения - САФУ?
- Развитие федерального университета в качестве ведущего научного и образовательного центра российского Севера соответствует глобальной государственной задаче усиления геополитических позиций в Арктическом регионе. Стратегическая цель и задачи САФУ напрямую связаны с реализацией основ государственной политики России в Арктике. Россия нуждается в специалистах и технологиях для освоения Арктики, эффективной разработки континентального шельфа. Университет создает все необходимые условия для обеспечения промышленных проектов российского Заполярья кадрами и технологическими ресурсами.
В Программе развития университета четко прописаны цели, задачи, показатели, которых мы должны достигать год от года. Все эти направления реализовываются через образовательную, научно-инновационную, международную, воспитательную деятельность.
- Какие планы на ближайший период? Что может предложить САФУ, чего нет в вузах Санкт-Петербурга и Мурманска?
- В прошлом году у нас завершился первый этап формирования университета, когда в его состав вошли Поморский государственный университет, Северодвинский технический колледж и Лесотехнический колледж императора Петра I. Сейчас нам нужно завершить второй этап. На втором этапе мы должны создать мощный северодвинский кластер. Он будет реализовывать не только программы социально-гуманитарной сферы (это прерогатива филиала бывшего ПГУ), но и программы обучения Института атомного судостроения. Это программы непрерывного профессионального образования для предприятий военно-промышленного комплекса Северодвинска.
Программы среднего профессионального образования у нас уже реализуются на базе технического колледжа. Архангельская область передает нам три профтехучилища, которые в своё время создавались при военных заводах. Одновременно решением учёного совета в июне 2011 года создан Центр повышения квалификации и подготовки кадров для предприятий Северодвинска. Во главе северодвинского филиала с полномочиями проректора встал Николай Яковлевич Калистратов, человек известный далеко за пределами региона, поскольку руководил крупнейшими военными предприятиями - «Звёздочкой», «Севмаш». Он и человек науки - кандидат технических наук, профессор Севмашвтуза, и человек с государственным мышлением. Мы, конечно, возлагаем на него и его команду большие надежды, связанные с созданием северодвинского кластера.
С другой стороны, происходит укрепление международных связей университета. Арктика - это регион международного сотрудничества. Совершенно не случайно именно на нашей территории 22-23 сентября проводился II Международный форум «Арктика - территория диалога». Он собрал более 300 российских и 80 зарубежных участников, представителей министерств и ведомств, бизнес-кругов.
Конечно, дальнейшее развитие научно-образовательных программ и проектов связано с подготовкой кадров для Арктики и проведением научных исследований для Арктики. Это, кстати, и есть наша специфика. Наряду с общими программами, которые реализуют вузы Санкт-Петербурга и Мурманска, у нас есть очень четкий вектор - арктический вектор. Мы готовим специалистов и проводим научные исследования в интересах России в Арктике. Причём не только собственными силами, но и через формирование команд учёных, представителей разных российских и академических отраслевых институтов, зарубежных институтов. Мы привлекаем зарубежных профессоров для чтения лекций, работы со студентами и аспирантами. Мы и дальше будем развивать это направление.
- Как вы оцениваете итоги прошедшей приёмной кампании 2011 года? Какие тенденции вы уже можете отметить?
- Конечно, кампания была сложнее прошлогодней. Связано это, прежде всего, с непростой демографической ситуацией, которая характерна не только для нашего региона, но и России и Европы вообще. На бюджетные места мы студентов набрали, на внебюджетные - тоже. Вместе с тем в этом году проявилась новая тенденция: зачисленным на бюджетные места студентам пришли приглашения из московских и питерских вузов, которые сами не смогли набрать бюджетных студентов, и порядка 25 наших студентов приняли решение забрать документы и уехать учиться в Москву и Санкт-Петербург. У нас был резерв поступающих с высокими баллами, и мы смогли заполнить эти места очень быстро. Такая тенденция говорит о том, что столичные вузы тоже имеют серьёзные проблемы с заполнением мест. Это системная проблема.
Другая тенденция проявилась в прошлом году. Вуз только появился, но бренд федерального университета сыграл на то, что сюда поехали ребята из других субъектов федерации. В этом году география абитуриентов расширилась ещё больше. У нас представлен весь Северо-Запад России, включая Питер. Есть ребята из Москвы, из стран СНГ.
- Какие оценки вы можете дать реформам системы образования? ЕГЭ - это кошмар или благо. Коррупция в системе образования - это журналистские страшилки или реалии сегодняшнего времени? Какие проблемы высшего звена в образования необходимо решать в ближайшее время?
- Любые реформы вызывают неоднозначное отношение к себе. Часто это отношение базируется не на реальных фактах, а просто на некоем эмоциональном состоянии. Людей пугают перемены. Мне пришлось заниматься ЕГЭ, когда я работала ещё в администрации Архангельской области. Наша область была вовлечена в эксперимент ещё до того, как ЕГЭ был введён как системный элемент реформы образования. Я считаю, что при всех вопросах, которые есть к тестам, ЕГЭ - это благо. По нашему региону я вижу, что у выпускников школ появляется больше возможностей для поступления в понравившиеся им вузы. Они могут подавать документы в разные высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, других городов на несколько специальностей. Сложно представить, чтобы лет 15 назад выпускники наших сельских школ поступали бы в ведущие российские вузы. Они даже денег на билеты не всегда могли найти, чтобы приехать и сдать экзамен. А теперь они просто отправляют документы и имеют реальный шанс получить высшее образование.
Важным фактором ЕГЭ является уменьшение субъективности в оценке. В школьные годы отношение учителя к ученику очень многое значит. У учителей могут быть, условно говоря, любимчики и нелюбимчики. Любимчик может не выучить урок, но все равно пятёрку получит. А вот нелюбимчик может в лепёшку разбиться, но если его записали в троечники, он остаётся троечником. Это психологическая несовместимость. Всё-таки безымянное тестирование, когда проверяют не собственные преподаватели, она исключает этот момент. Хотя я понимаю, конечно, систему нужно совершенствовать.
Коррупция, на мой взгляд, в значительной степени была развита в тот период, когда главными были приёмные экзамены в самих вузах. Тогда была развита система подготовки будущих абитуриентов со стороны преподавателей. А когда появился ЕГЭ, эта система разрушилась, потому что вуз получает, по сути, готовый документ. И зачисление происходит на основе конкретных результатов. Причём комиссии получают документы и тут же вывешивают информацию на сайте. На мой взгляд, ЕГЭ привёл систему к большей открытости и уменьшению коррумпированности на этапе поступления в вузы.
Вузам дано право вводить дополнительный экзамен. Таким правом пользуется МГУ, СПбГУ, все творческие вузы, военные вузы, связанные с физкультурой и спортом вузы.
- Не нужно ли ввести дополнительные экзамены в технических вузах?
- Я не думаю, что в технических университетах нужны дополнительные экзамены. Здесь другая проблема существует. Есть необходимость повышения качества преподавания технических и естественно-научных дисциплин в школах с тем, чтобы больше выпускников школ в качестве ЕГЭ сдавали физику, химию, биологию. По нашим наблюдениям родители и выпускники школ выбирают для ЕГЭ наиболее лёгкие, с их точки зрения, дисциплины. Как правило, предметы гуманитарного цикла. И дело даже не в дополнительных экзаменах и собеседованиях по технических дисциплинам на уровне вуза. Я думаю, что нужно в школе улучшать преподавание, настраивать школьников на то, чтобы они сдавали ЕГЭ по разным предметам, проводить проф-ориентационную работу, разъяснять, что сегодня нужны специалисты с хорошим техническим и естественно-научным образованием, рассказывать о перспективах.
- Как вы оцениваете уровень подготовки будущих студентов? Некоторые СМИ и специалисты негативно оценивают знания абитуриентов и даже отмечают их снижение год от года. Как вы считаете, может ли в настоящее время смышлёный и настойчивый российский мальчишка пройти путь Михаила Ломоносова?
- Путь Ломоносова можно пройти. ЕГЭ, как мы уже говорили, даёт шанс ребятам из глубинки поступить в самые престижные столичные вузы. Но есть проблема: сейчас очень разный уровень подготовки в городских и сельских школах. И это тоже системная проблема. Здесь нужно что-то менять. Повышать престиж профессии учителя, вводить систему дистанционного образования и консультирования. Сейчас у детей в сельских школах объективно возможностей меньше, чем у тех, кто обучается, например, в городской гимназии, где есть естественно-научные, социально- гуманитарные классы, где с детьми работают профессионалы и готовят их по какому-то конкретному направлению.
Наверное, нужно что-то менять в системе подготовки научно-педагогических кадров, учителей. Очень хорошую идею по этому поводу высказал президент России: мы должны наладить систему подготовки педагогов из числа профессионалов. Условно говоря, человек получил инженерное образование, а потом понял, что в нём есть педагогическая жилка. И он дополнительно к своему инженерному образованию имеет право получить педагогическое образование, освоив методику преподавания, психологию и педагогику. Нужен профессионал, который может научить школьника физике, химии, математике. Такой подход напоминает классический университет.
Нужно считаться с тем, что мы живём в информационном обществе. Дети, которые учатся в школе, особенно городские, давно живут в виртуальном пространстве. Объяснять им только на пальцах - значит притуплять их мотивацию к учебе. Да, у детей разные стартовые возможности, разный уровень. Это требует, с одной стороны, подготовки и переподготовки учителей как специалистов, а с другой - изменения системы преподавания: налаживания системы консультационных пунктов, дистанционного консультирования.
- Что ваш университет может предложить иногороднему студенту из малообеспеченной семьи, который хочет получить хорошее образование и стать высококлассным специалистом?
- Разумеется, наш университет в обязательном порядке обеспечивает общежитие. Во-вторых, предусмотрена социальная стипендия любому студенту из малообеспеченной семьи. С этого года у нас введена дисконтная карта «Студенческий бонус». Это инициатива нашей профсоюзной организации. Карта даёт скидки в магазинах, пунктах бытового обслуживания и т.д. Перечень услуг будет и далее расширяться. Профсоюз вместе с Управлением воспитательной и социальной работы разрабатывают программу социального развития университета. Она предполагает целую систему мероприятий для студентов, аспирантов и преподавателей для их социальной защищенности, в том числе для решения жилищных вопросов через корпоративную ипотеку.
- В последнее время представители бизнеса страны высказывают серьёзные претензии к уровню подготовки специалистов в высшей школе. В это же время звучат претензии к представителям бизнеса со стороны руководителей вузов. Ваши оценки этого явления? Как можно добиться гармонии в нынешних сложных экономических условиях?
- Действительно, в последние 10-15 лет проявился такой разрыв образования и бизнеса. В советское время, конечно, работала отлаженная система. Например, Севмашвтуз и «Севмашпредприятие» были и остаются единым организмом. И мы лелеем это и сохраняем эту связь. Люди фактически с первых дней обучения работают на заводе не только головой, но и руками.
Конечно, для того чтобы работодатели получали тех специалистов, которые им нужны, они должны участвовать в разработке образовательных стандартов, четко формулировать: кто им нужен на выходе, после реализации такой программы. Во-вторых, они, конечно, должны участвовать в учебном процессе. Речь не о том, чтобы читать какой-то огромный курс лекций, а о том, чтобы участвовать в практических занятиях, время от времени встречаться со студентами, рассказывать о проблемах и задачах предприятия. Обеспечивать студентов местами для прохождения практики. Выявлять «звёздочек» со второго, третьего курсов и вовлекать их постепенно в деятельность своего предприятия. Формулировать темы курсовых и дипломных работ, чтобы они были практикоориентированными и связанными именно с их производством и бизнесом. Участвовать на уровне итоговой аттестации в государственной экзаменационной комиссии.
Со своей стороны, университет готов подстроить образовательные программы. Тем более что федеральный университет так же, как и национальный, имеет право создавать свои собственные образовательные программы. И тут можно наладить очень тесную связь между бизнесом и проводить научные исследования в интересах конкретных предприятий.
В этом смысле у нас есть положительные примеры. На нас с инициативой сотрудничества вышла группа «Илим», Котласский целлюлозно-бумажный комбинат. Мы подписали соглашение о сотрудничестве, связанное с развитием нашего коряжемского филиала и подготовки специалистов для этого ЦБК. У нас традиционно очень хорошие отношения с Архангельским целлюлозно-бумажным комбинатом. На АЦБК даже есть филиалы кафедр университета. Северодвинские предприятия традиционно принимают участие в подготовке специалистов.
Если говорить о нефтегазовом секторе, то здесь тоже проявилась положительная тенденция: мы сотрудничаем с компаниями «Штокман Девелопмент АГ», «Газпром добыча шельф», норвежской «Статойл». Эти компании чётко представляют, какие специалисты, в каком количестве им нужны. Мы вместе разрабатываем образовательные программы и готовим специалистов. А они, в свою очередь, и своими стипендиями обеспечивают студентов, и местами практик. Этот разрыв между подготовкой профессионалов и интересами бизнеса можно преодолеть.
- Произошла ли переориентация среди абитуриентов вашего университета на инженерные специальности? Может ли проблема дефицита инженерных кадров в стране решиться только высказыванием обеспокоенности по этой проблеме на уровне президента? Что нужно сделать, чтобы наша молодежь выбирала инженерные профессии, а не стремилась делать карьеру в банках и госслужбе?
- В последние три года интерес к инженерным специальностям определённо повышается. Конечно, сохраняется стабильный интерес к юриспруденции, экономике, управлению, иностранным языкам, журналистике. Но в последние годы вырос конкурс в Институт строительства и архитектуры, Институт нефти и газа, Институт энергетики и транспорта. А это базовые институты, которые готовят специалистов для развития экономики и инфраструктуры.
У нас нет проблем с набором в Лесотехнический институт. Наш регион традиционно считается лесным. В советские годы его называли всесоюзной лесопилкой. И очевидно, что ещё долгое время лесопромышленный комплекс будет бюджетообразующей сферой области. Хотелось бы, чтобы и дальше тенденция роста интереса школьников к инженерным профессиям продолжалась.
Чтобы повышать престиж инженерных специальностей, нужна и профориентационная работа, и просвещение выпускников школ, педагогов и родителей на предмет того, какие профессии действительно востребованы, престижны и перспективны. И, конечно, нужна хорошая подготовка по соответствующим предметам в школе. Если школьнику привили любовь к физике и математике, то он не побоится сдавать ЕГЭ по этим предметам и пойдёт дальше. А если такой фундамент в школе не заложили, то школьник будет искать другой путь.
- Мурманск и Архангельск живут Арктикой и своё будущее связывают с освоением богатств Северного Ледовитого океана. Не является ли это очередным обманом новых поколений россиян, которые сегодня не знают о печальном опыте советского времени, когда тысячи людей заманили со средней полосы и юга с помощью длинного рубля на Север? А сегодня поколение, создавшее экономическую основу Крайнего Севера, не знает, как перебраться в тёплые края.
- В советское время было много суперпроектов. Десятки тысяч молодых людей агитировали на строительство крупной магистрали - БАМа. А что теперь? Мы помним освоение целины и другие проекты. Но все они создавали индустриальный костяк государства. Это было необходимо.
Что касается Арктики, то сегодня очевидны изменения климата в высоких широтах. Изменяются условия - возникает больше преимуществ для эксплуатации транспортной магистрали - Севморпути. Экономически он выгоднее, чем южные артерии.
Важнейший момент - разведка и добыча углеводородного сырья. Разведанные на данный момент запасы углеводородов в Арктике составляют примерно 25% всех мировых запасов. Арктика - это источник пресной воды, биоресурсов. С Арктикой свои надежды связывает не только Россия, но США, Канада, страны Северной Европы, и даже далёкие от высоких широт Япония и Китай. Но мы должны понимать, что Арктика - это очень хрупкая и тонкая биосреда, ноосфера, экология. Прежде чем осуществлять глобальные проекты, нужно самым тщательным образом изучить, насколько они возможны, в каких масштабах, в какой временной отрезок. Совершенно очевидно, что арктическая природа не сможет самовосстанавиться. Значит, человек заранее должен продумать экологосберегающие технологии, которые бы помогали сохранению арктической биосферы.
- Что бы вы пожелали современным старшеклассникам и первокурсникам? На что им обращать внимание в период своего становления в жизни, как учиться, чтобы достичь карьерных высот, какие качества в себе вырабатывать?
- Можно банально сказать: учиться, учиться и учиться. Осваивать комплекс знаний, который дают в школе и вузе. Но думаю, что сегодня не только это важно. Чем больше мы встречаемся с руководителями крупных компаний, тем больше мы слышим мнение, что нужны не просто «чистые специалисты», технари, а лидеры - люди с нестандартным мышлением, которые могут принимать быстрые и часто нестандартные решения в той или иной ситуации, которые могут организовать людей для решения этой сложной задачи.
Этот момент, на мой взгляд, пока у нас упущен и на уровне школы, и на уровне учреждений профессионального образования. Мы настроены на то, чтобы больше знания человеку дать, фактологического материала, и мало обращаем внимания на то, что человек выходит в производство и он должен коммуницировать с другими людьми, уметь работать в команде, принимать решения в разных ситуациях. Если у ребят есть какие-то лидерские качества, надо их очень активно развивать со школьных лет. Если этих качеств нет, им можно научиться.