На сайте Валерия Язева размещён материал - размышления накануне совещания 21 октября в Мурманске при участии полномочного представителя президента в СЗФО, который мы решили опубликовать в полном объёме, так как оценки и предложения, высказанные в нём заместителем председателя Государственной Думы РФ, для Мурманской области являются актуальными на ближайшее время и перспективу.
Новый отопительный сезон в Мурманской области начался благополучно. Понятно, совсем гладко никогда не бывает. Сети ветхие, ремонтировать приходится на ходу. Теперь важно обеспечить устойчивость объектов теплоэнергетики по отношению к погодным и прочим неприятностям.
Российским городам в прошлом сезоне довелось пережить последствия «ледяных дождей». В этом сезоне у нас должен быть надежный зонт от погодных и других сюрпризов. Но главное, теплоснабжающие предприятия Мурманской области должны иметь достаточный неснижаемый запас топлива. Нас не должно успокаивать видимое благополучие таблиц с данными.
Неплатежи, долги и предельная закредитованность могут уже в начале зимы создать критические ситуации и затруднить поставки топлива в область. Понятно, это, в свою очередь, повлечет рост цен на мазут. По принципу домино возрастут неплатежи между предприятиями, изменятся тарифы. Этого нельзя допустить! В этом осенне-зимнем сезоне Россия пройдет через выборы в Государственную Думу и выборы президента Российской Федерации. Поэтому возможности неблагоприятного развития ситуации с теплоснабжением должны быть устранены в самом начале. Область сама с этой проблемой не справится. Нужна бюджетная поддержка федерального центра - полновесная и своевременная. Важно, чтобы поддержка была использована с максимальной эффективностью и под строгим контролем правоохранительных органов и органов власти.
Другая сторона - готовность предприятий жилищно-коммунальной сферы быстро и эффективно устранять поломки и аварии на ветхой инфраструктуре. Здесь нужно приложить максимум усилий для обеспечения постоянной технической готовности и своевременной профилактике.
Обсуждая вопросы текущего отопительного сезона, мы должны смотреть вперед и планировать действия на перспективу, иначе текущих проблем в теплоэнергетике будет становиться больше, а решать их будет все труднее. Но эту перспективу нужно увидеть, и взгляд должен быть общим.
В связи с утверждением Генеральной схемы газоснабжения Мурманской области необходимо комплексно пересмотреть программные документы, касающиеся развития региональной энергетики, в том числе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Прежде всего, нужно изменить соответствующий раздел «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года», который называется «Новая СО2 нейтральная и «умная» энергетика». Раздел написан как бы для страны-члена Евросоюза, у которой нет рядом уникальных месторождений природного газа, у которой нет и не будет крупной промышленности. «Смарт-сети», возобновляемая энергетика - это хорошо, но это тоже дотационная энергетика. В том же Евросоюзе она дотационна! В Мурманской области не решена проблема с теплоснабжением, которое основано на мазуте. Мазутного теплоснабжения в таких масштабах уже нет, наверное, ни в одной стране мира. При этом, из-за недозагрузки мощностей установки работают в неоптимальном режиме, то есть с низкой энергетической эффективностью. Но и это не все. За такое тепло потребители неохотно платят. Долги в теплоснабжении растут.
Изменить топливно-энергетический баланс теплоснабжения к бездотационному и посильному для оплаты населением и предприятиями - вот задача, которую следует поставить в центр энергетической стратегии Мурманской области!
Очевидно, должны быть «по максимуму» использованы гидроэнергетический потенциал и возможности применения тепловых насосов для отопления городских районов. Это прекрасно работает в Швеции и в Норвегии. Такая энергетика не будет требовать дотаций.
Нужно задействовать существующий избыток мощностей электроэнергетики, что потребует реализации программы строительства и объединения сетей. Но для этого необходимо определиться с перспективами гидроэнергетики точнее, чтобы включить, если надо, строительство ГЭС на Кольском полуострове в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики. Также должно быть принято окончательное решение относительно строительства новых блоков Кольской АЭС.
Но решающим для теплоснабжения Мурманской области станет запуск Штокмановского проекта. Поэтому стратегическое направление перевода теплоснабжения на природный газ должно стать основным. Нужно позаботиться о том, чтобы соответствующие энергетические объекты были включены в Генсхему размещения объектов электроэнергетики. Пока там, если не ошибаюсь, есть только строительство трех блоков угольной ТЭЦ-2.
Уголь - это неплохое решение. Его доля в энергетическом балансе Мурманской области может быть заметной. Но уголь привозят из других регионов, а железнодорожные тарифы снижаться не будут. Таким образом, атомная энергетика вместе с гидроэнергетикой, а для небольших населенных пунктов и вместе с ветроэнергетикой - это стабильная конфигурация для электроэнергетики и частично для теплоснабжения. Но в дальнейшем, если рассчитывать на газ Штокмановского месторождения, надо существенно корректировать генсхему размещения объектов электроэнергетики. Ведь газ надо использовать для комбинированной выработки тепла и электричества.
Избыточная электроэнергия очень хорошо сочетается с тепловыми насосами, используемыми для получения горячей воды и обогрева помещений. У Мурманской области, таким образом, несколько приемлемых вариантов, но надо выбрать оптимальные.
Также нужно обратить внимание на содержание Долгосрочной целевой программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011-2015 годы», утвержденную с изменениями в 30 сентября этого года. Понятно, она сделана без учёта прогнозов использования газа Штокмановского месторождения. Поэтому предусмотрено строительство и модернизация главным образом угольных котельных. Но чтобы уйти от мазутной зависимости, теплоснабжению Мурманской области нужна программа до 2030 года с подробными мероприятиями создания газового сектора на период 2015-2020 годов.
Другая сторона теплоснабжения - это сохранение тепла. На Крайнем Севере энергосбережение и энергетическая эффективность - не красивая идеология, а вопрос выживания. Поэтому стратегия энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Мурманской области должна быть рациональной, эффективной и на несколько корпусов обгонять аналогичные программы средней полосы России.
Нужно скорректировать показатели и программу Мурманской области по энергосбережению и «заточить» ее под региональные особенности энергоснабжения, придав ей чрезвычайный характер. Например, к 2016 году устранить все дыры, в которые непроизводительно уходит тепло, в которых исчезают государственные дотации, и всем организациям внедрить эффективный энергетический менеджмент. К 2020 году - завершить перевооружение энергетики, социального и потребительского сектора. А к 2030 году - выйти на лучшие мировые показатели по энергозатратам в расчете на градусо-сутки. Существующие программы энергосбережения страдают от избытка индикаторов и показателей. Для Мурманской области должны быть отобраны самые объективные индикаторы, которые бы обеспечивали точное выведение энергетики на стратегические цели.
При этом, нельзя упустить из виду, что и на газе можно теплоснабжение можно сделать дотационным, если вовремя не позаботиться об эффективности его использования. Современная энергоэффективная газовая энергетика когенерационна и даже тригенерационна.
Очень важно обеспечить координацию действий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса.
Усилия государства, направленные на промышленное развитие Арктики будут нарастать. Программы и законы Мурманской области - флагманской области в этой государственной стратегии - должны задавать тон и показывать пример лидерства. На этом фундаменте текущие проблемы решать станет легче, причем своими собственными руками, сильными руками, которые справляются с трудной работой, но не дрожащими от холода и слабости, которые тянутся за дотациями. Север привлекает сильных людей. Нужно объединить наши силы и решить поставленные задачи эффективно быстро и достойно!