Группа сенаторов Совета Федерации направила в Госдуму законопроект о внесении изменений в закон «Об основах туристической деятельности». Поправки разграничивают обязанности федеральных и местных органов власти в организации туристической индустрии. Кроме того, в документе предусмотрена обязательная аттестация всех гидов и экскурсоводов.
Судьба туризма - в руках регионов
Поправками предусмотрено, что в ведение субъектов отдается множество функций по разработке региональных целевых программ, осуществлению нормативно-правового ре-
гулирования в сфере туризма, оценке эффективности мер по созданию условий для развития туризма. Органы субъектов федерации и муниципальные власти теперь также могут представлять свои турпродукты на международных выставках.
«Этот законопроект разрабатывался около года, - отмечает заместитель председателя комиссии по молодёжной политике и туризму Илья Бечелов. - Он даст возможность субъектам федерации более внимательно отнестись к разработке краевых туристических программ. Они смогут предусматривать финансирование, тратить на это время и деньги».
Эксперты в области туристического бизнеса Мурманской области считают, что эту абсурдную ситуацию нужно давно было устранить. На протяжении долгого времени складывалась обстановка, когда на всех уровнях говорят о необходимости развития туризма, существуют региональные программы развития туризма, а полномочий у субъекта нет, и значит, нет возможности выделять на это бюджетное финансирование.
«Поэтому в 2008 году правительством Мурманской области был принят закон о поддержке развития туризма, который впервые законодательно определил и закрепил, в том числе, полномочия по развитию туризма на уровне субъекта РФ в нашем регионе, - рассказывает экономист отдела потребительского рынка и услуг администрации города Мончегорск Милена Шатская (фото 1). - Подобная ситуация складывалась до 2009 года и с муниципалитетами. Они тоже занимались поддержкой и развитием туризма, принимали программы, но изменения, дающие право осуществлять поддержку туризма на муниципальном уровне, были внесены в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» только в конце 2008 года. Поэтому регулярно возникали вопросы у проверяющих органов о том, на каком основании выделяется бюджетное финансирование на этот вид деятельности».
До принятия поправок в федеральный закон субъекты Федерации могли финансировать туризм только через целевые программы, которые были приняты в 52 регионах. Однако финансовая самостоятельность, которую так ждали регионы, не привела к новым денежным потокам. По законопроекту, предложенному Советом Федерации, регионы получают право открыть финансирование в рамках уже существующих целевых программ, а также оставляют за собой ряд функций по нормативно-правовому регулированию туризма, оценке эффективности мер по созданию благоприятных условий для развития тур-индустрии.
Помимо прочего, на регионы возлагается ответственность за аккредитацию организаций, классифицирующих объекты туристической индустрии. В настоящий момент процедура классификации является добровольной, и представители туристического бизнеса не спешат получать ярлыки. Отсутствие заинтересованности эксперты объясняют высокой стоимостью процедуры - для гостиниц она достигает 600 тысяч рублей. Подтверждать класс нужно каждые пять лет.
В туристическом бизнесе должны быть профессионалы
Ещё один вопрос, который теперь будет находится в ведении субъектов - это аттестация гидов и экскурсоводов. Сенаторы предлагают разрешать работу экскурсоводами, гидами и гидами-переводчиками только лицам, прошедшим аттестацию. По мнению разработчиков законопроекта, определить требования к гидам должен Ростуризм. Если законопроект будет принят в этой сессии, отмечается в пояснительной записке, такие требования должны появиться уже к 1 ноября 2012 года.
«Безусловно, этот вопрос назрел уже давно, - считает заместитель директора по развитию туризма и рекреации ФГБУ «Лапландский природный биосферный заповедник» Виктория Фролова (фото 2). - В советское время такая система существовала, но сфера туризма была централизованной в целом, поэтому на практике осуществлять подготовку, переаттестацию и контроль персонала, работающего в данной области, было легче. Принятие данного изменения - лишь начало пути по созданию системы качества оказываемых услуг. Необходима не только разработка принципов подготовки экскурсоводов и инструкторов, но и очень тщательная проработка вопроса о том, как именно проводить сертификацию».
Россия - очень большая страна, и у каждого субъекта Российской Федерации своя специфика и потенциал. Соответственно, существуют различия в том, чему необходимо обучить персонал туристической компании, работающей в том или ином регионе.
Вместе с тем у экспертов в области туристического бизнеса возникают следующие вопросы: кто именно будет заниматься разработкой программ для аттестации; кто будет непосредственно обучать; как будут создаваться комиссии и насколько они будут компетентны и квалифицированны, и ключевой вопрос - какова будет стоимость аттестации? Крайне необходимо, чтобы это была приемлемая цена для регионального и муниципального туризма, а не для столичного бизнеса.
«Таким образом, пока неизвестно, как будет сформирован механизм реализации изменений в случае принятия законопроекта, - отмечает Виктория Фролова. - Надеемся, что принятие данного закона урегулирует взаимоотношения в сфере системы качества организации туризма, предоставит такие правила игры, при которых будет невыгодно играть «временным» гидам и экскурсоводам, которые ради денег готовы экономить на здоровье и безопасности туристов, порой необоснованно рискуя их жизнью».
Как пояснил один из авторов законопроекта, вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, обязательная аттестация гидов - необходимая мера. «В европейских странах только «свой» экскурсовод может водить экскурсии, - говорит Юрий Барзыкин. - В России же мы часто сталкиваемся с практикой, когда с иностранными туристами ходит приехавший с группой гид либо какой-нибудь студент-переводчик, которые откровенно путают исторические факты».
По мнению авторов законопроекта, важно привлечь к этому бизнес: правильно, если аттестацией станут заниматься не органы власти, а саморегулирующиеся организации.
Остаётся только пожелать, чтобы законодатели чаще прислушивались к мнению практиков, длительное время работающих в современном, а не советском туризме; практиков, которые вынуждены решать проблемы найма экскурсоводов и инструкторов, а порой и самостоятельно готовить персонал.
«Нужно, чтобы не вышло, как при введении системы финансовых гарантий для туроператоров, когда необходимым атрибутом развития «цивилизованного» туризма стало отстранение малого предпринимательства от туроператорской деятельности в сфере въездного туризма и резкое сокращение фирм, работающих в данном направлении, - отмечают эксперты из Апатитов и Кировска. - Тогда некоторые из них были вынуждены переориентироваться на турагентскую деятельность или просто ушли в тень, хотя многие фирмы работали на рынке более 10 лет».