Всему миру известно, что Арктическая зона Российской Федерации - это кладовая природных ресурсов. Здесь расположены крупнейшие месторождения полезных ископаемых, включая нефть и газ, которые имеют стратегическое значение для нашей страны и наибольшую экспортную привлекательность. В недрах Кольского полуострова, на Таймыре, Ямале, Чукотке сконцентрирована почти вся таблица Д.И. Менделеева. Моря, омывающие Арктическую зону Российской Федерации, озера и реки богаты ценными видами водных биоресурсов. В Арктике сосредоточен уникальный туристско-рекреационный потенциал. Возможные последствия глобальных изменений климата могут облегчить доступ к разработке месторождений и позволить эффективнее использовать трансконтинентальные судоходные маршруты, такие как Северный морской путь.
Однако Арктика - это не только природные ресурсы и транспортные коммуникации, это в первую очередь территория проживания отважных, преданных делу и влюбленных в свою «малую родину» людей. В эти суровые края всегда стремились самые талантливые, упорные и предприимчивые россияне. Многие приехали сюда еще в советские времена интенсивного промышленного освоения Арктики, другие - родились уже здесь, в Заполярье.
Известно, что достаток, преуспевание и другие социальные показатели непосредственно связаны с экономикой, а особенность арктической экономики такова, что больше шансов на коммерческий успех имеют масштабные проекты, осуществляемые комплексно, можно сказать, мегапроекты. Однако в силу их высокой трудоемкости и капиталоемкости, значительных сроков окупаемости требуется льготный налоговый режим, гибкая тарифная, таможенная, кредитная, бюджетная, страховая политика.
Учитывая значимость Арктики для экономики всей России, Правительством Российской Федерации уже принят ряд точечных мер экономического стимулирования. Установлены налоговые каникулы и введены специальные таможенно-тарифные режимы, включая нулевую ставку НДПИ на нефть, добываемую на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга. Определен специальный налоговый режим при реализации проектов в рамках соглашений о разделе продукции. Совсем недавно, - а именно 20 октября, - Государственная Дума Российской Федерации приняла во втором (основном) чтении проект федерального закона о поддержке российского судостроения и судоходства. В законопроекте прописан ряд актуальных мер, направленных на решение ключевых проблем Арктической зоны Российской Федерации и в частности Мурманской области, обладающей значительным судоремонтным потенциалом и выступающей мощным транспортно-транзитным узлом Северо-Запада России. В 2011 году был установлен плавающий тариф на ледокольную проводку грузоперевозок по трассам в акватории Северного морского пути, что не замедлило сказаться на грузопотоке, который по транзиту приблизился к рекордному для нашей российской морской магистрали 1 млн. тонн. Наряду с принятием федерального закона о государственном регулировании торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути, необходимо дальнейшее совершенствование тарифов. В целом проекты строительства новой и модернизации существующей транспортной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе на железнодорожном транспорте, требуют господдержки.
Без адекватных механизмов управления налогообложением значимых проектов особенно трудно будет осваивать континентальный шельф России в Арктике, на котором себестоимость углеводородного сырья может оказаться запредельно высокой для отечественных и зарубежных инвесторов. Так, опыт подготовки к освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения уже показал существование проблем нормативно правового регулирования, к примеру, в части выдачи разрешений на создание искусственных островов, установок и сооружений и их регистрации как объектов недвижимости. Требует решения вопрос обеспечения упрощенного пересечения Государственной границы Российской Федерации для случаев освоения ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
Для перехода к глубокой переработке природных ресурсов актуальны пониженные ставки НДС и иные формы всемерной поддержки инновационно ориентированных производств. Активизировать научные исследования и экспериментальные конструкторские разработки целесообразно путем снижения налоговой нагрузки на НИОКР, а также развития системы технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов. Необходимо также экономическое стимулирование масштабного инвестирования в геологическое изучение территорий и акваторий Арктики компаниями-недропользователями. Целесообразно увеличение возможностей бизнеса использовать плату за негативное воздействие на окружающую среду для инвестирования в экологически чистые технологии производства.
В целом особый режим хозяйствования в арктических регионах России подразумевает специальные требования к применяемым техническим средствам и технологиям с учетом специфики конкретных территорий и акваторий. Регулирование должно осуществляться на основе специализированных, адресных норм в федеральном и региональном законодательствах, их нормативного сопровождения.
В социальной сфере первостепенной задачей становится привлечение молодежи к реализации новых арктических масштабных проектов, что потребует законодательного закрепления принципиально новой системы экономических стимулов и социальных гарантий. Подготовка высококвалифицированных кадров для освоения арктических месторождений потребует адаптации образовательных программ и внедрения новых технических средств в вузах России.
В здравоохранении особое внимание должно быть уделено правовому обеспечению профилактики заболеваний населения, расширению системы фельдшерской медицинской помощи, созданию системы доступного обеспечения населения лекарственными средствами в отдаленных населенных пунктах, подготовке и закреплению в Арктической зоне Российской Федерации медицинских кадров. Необходимо развитие специализированной медицинской помощи с использованием передвижных телемедицинских комплексов для проведения дистанционных клинико-диагностических консультаций. Требует также совершенствования нормативная правовая база, регламентирующая порядок оказания специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи и введение государственного регулирования цен (специальных тарифов) на использование воздушного транспорта для нужд санитарной авиации. Необходимо реализовывать гибкую систему мер государственной поддержки с целью предотвращения закрытия структурообразующих предприятий арктических монопрофильных городов и поселков в периоды с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сохранения квалифицированных кадров и поддержания занятости.
Антон Павлович Чехов говорил: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее». Специфика Арктической зоны Российской Федерации, ее место и роль в социально-экономическом развитии России и обеспечении национальной безопасности предопределяют необходимость выделения и законодательного закрепления макрорегиона в качестве самостоятельного объекта государственной политики в рамках стратегического планирования. В этой связи макрорегион требует уточнения четкого определения территории, в отношении которой будут приниматься специальные меры экономического стимулирования, регламентирования природопользования и охраны природы, устанавливаться дифференцированные режимы хозяйственной деятельности. Государственная Дума Российской Федерации, а в ней Фракция «Единая Россия» активно занимается разработкой федерального закона об Арктической зоне Российской Федерации, в котором определяются статус Арктической зоны Российской Федерации как особого объекта государственного управления и регулирования; перечень административных и муниципальных образований, входящих в ее состав; система государственного стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона и обеспечения национальной безопасности России в Арктике и др.
Как показывает мировая практика, все без исключения арктические державы на самом высшем государственном уровне уделяют повышенное внимание устойчивому социально-экономическому развитию своих арктических территорий, повышению конкурентоспособности производимых здесь товаров и услуг, обеспечению национальной безопасности в Арктике. Россия в этом случае не исключение, и наша Фракция «Единая Россия» прикладывает сегодня все усилия, чтобы российская Арктика заняла свое достойное место среди арктических держав мира.
Валерий Язев, заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации.