Для мурманчан, уже привыкших к внешнему виду самоподъёмных буровых установок (СПБУ) типа «Мурманская» с их ажурными буровой вышкой и опорами, облик СПБУ «Амазон» непривычен. Сплошные стальные зубчатые колонны четырёх опор, не видна буровая вышка, которая, оказывается, при транспортировке и в отстое складывается в походное положение, да и размеры не впечатляют. Но, как говорится, мал золотник, да дорог. За 10 лет эксплуатации в ООО «Газфлот» она пробурила 19 скважин в Обской и Тазовской губах, в Карском море, открыла несколько газоконденсатных месторождений, прирастив для компании «Газпром» запасы почти на два триллиона кубометров углеводородного сырья.
Если использовать традиции военных летчиков, отмечавших свои победы звёздами на фюзеляжах боевых машин, или танкистов, артиллеристов, рисовавших звёздочки на стволах орудий по количеству уничтоженных танков, то на СПБУ «Амазон» можно было бы нарисовать 19 звёзд по количеству пробуренных скважин и несколько факелов по количеству открытых месторождений.
Эта буровая установка принадлежит ООО «Газфлот», которым руководит генеральный директор Юрий Шамалов (фото 1). В 2001 году именно в Мурманске СПБУ «Амазон» готовилась к работам на шельфе Обской губы. Осенью 2006 года «Амазон» опять перебазировали сюда для коренной модернизации, чтобы летом 2007-го она вновь приступила к разведке месторождений углеводородного сырья, базируясь в Ямбурге. И вот в октябре 2011 «Амазон» вновь появилась в Мурманске после завершения ответственного бурового сезона, который она впервые провела в Карском море. В Мурманске на СПБУ проведут модернизацию, ремонт и замену части оборудования, подготовив её к новому буровому сезону в Карском море.
Шельф стратегического значения
Основным игроком в Арктике сегодня является ОАО «Газпром». В этой компании разработана и 16 апреля 2011 года решением Совета директоров утверждена Программа освоения ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года. Программа предусматривает по-этапное освоение шельфа с использованием современных технических решений и передового мирового опыта.
Одним из основных районов работ «Газпрома», кроме Штокмановского участка Баренцева моря и шельфа Печорского моря, станет акватория Обской и Тазовской губ и Приямальский шельф Карского моря. По планам «Газпрома» только в ближайшее пятилетие предстоит пробурить значительное количество скважин на Арктическом шельфе и шельфе Охотского моря, в Печорском море, в Обской и Тазовской губах и на Приямальском шельфе Карского моря. В этих целях будет использоваться СПБУ «Амазон» и СПБУ «Арктическая», построенная Северодвинскими корабелами, а также ПБК «Обский-1».
Начало работ по добыче газа с месторождений Обско-Тазовской губы начнётся не скоро, но вот уже несколько лет компанией ООО «Газфлот» здесь ведутся активные геологоразведочные работы.
ООО «Газфлот», созданное в 1994 году для геолого-разведочных работ и освоения месторождений, через год было сориентировано на строительство нефтегазовых скважин в арктических морях - на Печорском шельфе Баренцева моря, Обской и Тазовской губ Карского моря и в других регионах. За 17 лет, с 1994 по 2011 годы, ООО «Газфлот» своими и арендованными буровыми установками завершило строительство 37 поисково-разведочных скважин, открыло нефтяные месторождения в Печорском море: Варандей море, Медынское море и Долгинское - с запасами около 300 миллионов тонн нефти; а также несколько месторождений природного газа: Северо-Каменомысское, Обское, Каменомысское-море, Чугорьяхинское, Антипаютинское, Тотаяхинское, Южно-Киринское, Мынгинское, Харасавей-море, Семаковское - с общими запасами более триллиона кубометров газа.
Именно этой компанией была поставлена последняя точка в проведении доразведки Штокмановского ГКМ. Летом 2006 года, используя полупогружную буровую платформу «Deepsea Delta», арендованную у норвежской компании «Norsk Hidro», ООО «Газфлот» выполнило бурение седьмой (и последней) разведочной скважины на Штокмановском ГКМ, прирост составил около полутриллиона кубометров газа.
Первоначально разведочное бурение в Обской губе выполнялось с использованием арендованной у «Арктикморнефтегазразведки» СПБУ «Мурманская». Но недостатком этой СПБУ было то, что она рассчитана на работу при минимальной глубине воды 20 метров. В условиях мелководья губ (менее 12 метров), при осадке СПБУ «Мурманская» 8 метров, имели место технические проблемы с транспортировкой и забором воды на технические нужды. К серьёзным недостаткам относилось и то, что СПБУ «Мурманская» базировалась в порту Мурманск. На транспортировку из Мурманска к месту проведения буровых работ в Обской губе и назад уходило до 25 суток межледового сезона. Приходилось под проводкой атомных ледоколов проходить ледовые заторы Карских ворот и устья Обской губы.
Именно поэтому в 2001 году на условиях лизинга была арендована СПБУ «Амазон», осадка которой обеспечивала выход на точки бурения с глубиной воды от 4 до 51 метра и бурение скважин глубиной до 3000 метров. В 2001-2002 годах на судоверфи Мянтулуото в Финляндии и на Мурманском СРЗ было проведено дооборудование и подготовка СПБУ к работе на Крайнем Севере, после чего началась буксировка её к месту работ на палубе баржи ледового класса UR-141. 12 августа 2002 года СПБУ «Амазон» приступила к бурению скважины №2 Северо-Каменомысской.
Для увеличения длительности бурового сезона было принято решение создать базу для зимнего базирования и ремонта буровых установок и судов снабжения в порту Ямбург. Это позволило в 2003 году раньше, чем в случае буксировки СПБУ «Амазон» из Мурманска, начать буровой сезон, в ходе которого было построено три скважины и было открыто Обское месторождение газа. Специалистами ООО «Газфлот» в результате совершенствования техники и технологии бурения разведочных скважин за период с 1996 году по настоящее время удалось повысить среднюю механическую скорость бурения с 6 до 15 метров в час. Компанией «Газфлот» уже получены лицензии на добычу газа на трёх открытых им месторождениях: Северо-Каменомысском, Каменомысское море и Обском. В ближайшие годы основные поисково-разведочные работы планируется сосредоточить на Адерпаютинской и Южно-Обской площадях, а также на Семаковском и Антипаютинском газовых месторождениях. Планируется провести доразведку морской части Харасавейского месторождения, а в Печорском море продолжить разведку Долгинского нефтяного месторождения.
Базой освоения арктического шельфа является Мурманск
Буровые работы на шельфе арктических морей выполнял и будет выполнять Мурманский филиал компании ООО «Газфлот», который возглавляет Сергей Леус (фото 2). Именно этому филиалу поставлена задача быть главным подрядчиком при выполнении буровых работ на Штокмановском газоконденсатном, нефтяном Долгинском месторождении и в Обско-Тазовской губе.
«Газпром» разработал не только программу освоения месторождений арктического шельфа, рассчитанную до 2030 года, но и первоочередные мероприятия, направленные на обновление флота и парка буровых установок - главного инструмента строительства разведочных и добычных скважин.
Учитывая масштабность предстоящих работ на шельфе, «Газфлот» создаёт в Мурманске собственную береговую базу. Этот береговой комплекс небольшой по размерам, компактный, но работающий эффективно, без простоев. Местом для базы снабжения мог стать Архангельск, но в 2004 году руководством ООО «Газфлот» было принято решение остановить выбор на Мурманске. И этот выбор оказался оптимальным. ООО «Газфлот» уже вложило в строительство и ремонт своих объектов на территории Мурманской области сотни миллионов рублей. Уже сегодня «Газфлот» располагает серьёзными мощностями по обоим берегам Кольского залива: причальный фронт 600 метров, склады общей площадью 7 гектаров, участок железнодорожного пути, 11 единиц стационарных грузоподъёмных механизмов, включая портальные краны. Именно отсюда обеспечивалась всем необходимым для бурения 7-й разведочной скважины на Штокмановском ГКМ полупогружная буровая платформа «Deepsea Delta», бурение разведочной скважины № 2 Долгинской с самоподъёмной буровой платформы «Energy Exerter».
На этих объектах проводится целый комплекс работ, чтобы они могли принимать у своих причалов суда и плавучие буровые установки, стать базой для освоения арктического шельфа. Именно отсюда осуществляется обеспечение буровых работ МЛСП «Приразломная», установленной в Печорском море.
Кроме построенной для Приразломного месторождения буровой платформы МЛСП, в перспективе предстоит соорудить ледостойкие платформы для работы на месторождениях Долгинское и в Карском море.
Продолжаются работы и по проекту освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Для бурения добычных скважин уже со-оружены две ППБУ шестого поколения «Полярная звезда» и «Северное сияние», портом приписки которых стал Мурманск. СПБУ «Арктическая» в ближайшие дни прибудет для достройки в порт Мурманск.
Пионеры арктического шельфа
Они пионеры не в смысле своей молодости, а от французского - первооткрыватели. Совсем недавно мне довелось побывать на СПБУ «Амазон» и побеседовать с членами её экипажа, среди которых, к слову, 70% - мурманчане. Среди буровиков этот процент пониже - 50%, но тоже немало. Эти люди - первооткрыватели месторождений углеводородного сырья на арктическом шельфе. Перед приходом в Мурманск на шельфе Карского моря, пробурив скважину глубиной около 2-х километров, они подтвердили наличие газа в двух пластах месторождения Харасавэй-море-1.
Масштабы СПБУ «Амазон» особо не впечатляют. Водоизмещение - 4116 тонн, высота с опорами - 75 метров, длина - 50, ширина - 37 метров. Может бурить скважины глубиной до 3000 метров при глубине моря 50 метров. Но то, что с её помощью сотворил экипаж за эти 10 лет, достойно записи в анналы истории освоения Арктики. Из 19 пробуренных скважин ни одна из них не была «сухой».
После модернизации и ремонта СПБУ «Амазон» планирует вновь отправиться в Карское море для бурения разведочной скважины более 2000 метров. Хотя, профессионалы говорят не для бурения, а для «строительства» скважины. Почему так, мне объяснил главный инженер СПБУ «Амазон» Анатолий Пинчук. Скважину действительно строят, иначе этот процесс не назовёшь. Скважина состоит из нескольких колонн - труб разного диаметра, пространство между которыми заливается цементным раствором. Образно это можно представить как раскладывающуюся подзорную трубу. Если вначале скважина бурится долотом почти 700 миллиметров, то в конце скважины трудится долото в три раза меньшего диаметра. После изучения геофизиками отобранного шлама и керна по их рекомендации осуществляется прострел стенок скважины или, как говорят специалисты, «перфорация» на той глубине, где, по их мнению, залегают продуктивные пласты. В этот раз газ поступил из обоих пластов. После завершения испытания скважины её полностью цементируют. На глубине нескольких метров ниже уровня дна специальным инструментом обрезают обсадную трубу, её достают, а устье заливается цементом.
Весь процесс бурения в Карском море, как и ранее в Обской и Тазовской губах, сопровождался экологами. Нельзя не отметить, что за все 10 лет работы «Амазона» к ним экологи ни разу претензий не предъявляли. Шлам на транспортно-буксировочных судах в специальных контейнерах доставлялся в Ямбург на полигон хранения отходов.
Работа СПБУ «Амазон» обеспечивали три транспортно-буксировочных судна «Газфлота» и крановое судно «Газшельф».
Процесс бурения скважины занял всего 26 суток, тогда как на весь цикл строительства скважины было отведено 82 суток. Остальное время ушло на подготовку, транспортировку буровой платформы, испытание скважины.
Анатолий Пинчук - нефтегазоразведчик со стажем. Родился в Белоруссии, окончил горнохимический техникум в Солегорске по специальности «бурение нефтяных и газовых скважин». Работал в Украине, на черниговщине, два года отслужил в ракетных войсках стратегического назначения, а затем вновь вернулся в Черниговскую экспедицию глубокого бурения. С Севером связан уже 30 лет. По приглашению из АМНГР прибыл работать на это предприятие бурильщиком. Первый опыт работы на шельфе получил на судне «Виктор Муравленко», затем трудился буровым мастером на ППБУ «Шельф-8». Принимал участие в бурении скважин на месторождениях Мурманское, Крестовое, Ахматовское. Вспомнить опыт работы на земле пришлось в 1994 году, когда государство прекратило финансировать геологоразведку на арктическом шельфе. До 2000 года пришлось работать на острове Колгуев - вначале мастером капитального ремонта скважин, с 2000 года - буровым мастером на Песчаноозерском месторождении. На «Амазоне» - два года.
Любое предприятие может быть уверенным в своём будущем, если в трудовом коллективе кроме опытных ветеранов есть и молодое поколение специалистов. На «Амазоне» ветеранам есть кому передавать опыт. Только выпускников Мурманского государственного технического университета здесь работает около 10 человек. Один из них - помощник бурового мастера Александр Сивоконь. На «Амазоне» с 2009 года.
Уж если говорить о передаче опыта, то лучшего учителя и наставника, чем бурильщик Сергей Дьякивнич, найти сложно. На «Амазоне» с момента начала работ на шельфе. Участвовал в строительстве всех 19 скважин. А до этого работал в кузнице кадров для шельфовых проектов, в АМНГР, на буровом судне «Виктор Муравленко», на ППБУ «Шельф-4» и «Шельф-8». Шесть лет помогал осваивать шельфовые месторождения вьетнамцам, потрудился на Колгуеве.
Всю осень, зиму и весну экипажу вместе со специалистами компаний, поставщиков оборудования, придётся трудиться над подготовкой СПБУ «Амазон» к новому буровому сезону, чтобы, пробурив 20-ю скважину, открыть новое месторождение газа, прирастив запасы компании «Газпром», а значит, углеводородные богатства арктического шельфа России.