Мы уже сообщали, что заместитель председателя Государственной Думы РФ Валерий Язев подвёл основные итоги деятельности Государственной Думы пятого созыва, отметив, что сухая статистика, порой, красноречивее самых ярких слов.
- Государственной Думой пятого созыва приняты 27 федеральных конституционных законов, 1581 федеральный закон, 275 - о ратификации международных соглашений. В целом, это в 1,5 раза больше, чем успела сделать Государственная Дума четвертого созыва, - сказал Валерий Афонасьевич. -За этими цифрами, безусловно, стоит огромная кропотливая работа всего депутатского корпуса, качество которой определяется принятием важнейших для социально-экономического развития страны документов.
- Как Государственная Дума отреагировала на вызовы мирового финансово-экономического кризиса и что сделала для поддержки отечественной банковской системы?
- Отреагировала оперативно и, на мой взгляд, достаточно эффективно. Одобренный депутатами пятого созыва комплекс законодательных мер по обеспечению стабилизации финансовой системы России и поддержке реального сектора экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса, позволил достойно преодолеть этот сложный период. Так, благодаря принятому в 2008 году Федеральному Закону «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» российские банки на возвратной основе получили у государства 910 млрд. рублей. И большинство кредитов уже возвращено в государственную казну.
Существенное повышение уровня государственных гарантий защиты банковских вкладов россиян путем гарантированного возврата им до 700 тысяч рублей (ранее действовала норма - до 400 тысяч рублей) позволило предотвратить отток денежных средств из банков, а, следовательно, и их банкротство, как это было после дефолта 1998 года.
Безусловно, важнейшим шагом для укрепления финансовой системы России стал принятый в 2011 году Федеральный закон «О национальной платежной системе».
- Какую поддержку получила отечественная экономика за время полномочий пятого созыва?
- Если кратко и о главном, то основные отрасли экономики были существенно поддержаны за счёт государственных кредитов. Законодательно укрепилась роль государственных корпораций и компаний, хороший импульс был дан развитию инновационных технологий. Парламентариям удалось упростить процедуру открытия нового дела, существенно ограничить административное давление на малый и средний бизнес со стороны контролирующих органов. Особо хочу отметить работу по определению правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также поэтапного перехода на энергосберегающие приборы для применения их как в быту, так и в экономике.
За истекший период Государственная Дума законодательно оформила создание федерального и региональных фондов дорожного строительства, объемы которых в текущем году по сравнению с 2010 годом будут увеличены на 40%.
К слову, с 2014 года расходы на федеральные трассы планируется обеспечить на все 100% от установленных нормативов. Значение этих мер для развития транспортной инфраструктура страны трудно переоценить. В том числе, и с учетом перспектив развития Евразийского союза.
- Насколько важными для Государственной Думы пятого созыва были вопросы социального характера?
- Однозначно, социальная тематика стала одним из приоритетов в деятельности Государственной Думы пятого созыва. Достаточно напомнить о принятии базовых Законов «Об основах охраны здоровья граждан», «Об обязательном медицинском страховании» и «Об обращении лекарственных средств». Добавлю, что объем расходов на здравоохранение за период с 2007 года по 2011 год увеличился в 2 раза, а на модернизацию региональных систем здравоохранения и повышение заработной платы работников медицины только на 2011-2012 годы выделено 460 млрд рублей.
Кроме того, важным направлением работы парламентариев стало урегулирование ситуации на рынке труда. Так, ратифицированы Европейская социальная хартия, пять конвенций Международной организации труда, внесены ряд поправок в Трудовой кодекс, направленных на защиту прав работников и охрану их труда. Почти вдвое увеличено финансирование региональных программ занятости и создания новых рабочих мест. И, как результат, сегодня численность безработных вернулась на докризисный уровень.
- Известно, что Государственная Дума поддержала инициативу президента России по серьезному реформированию Вооруженных Сил и органов внутренних дел. Если коротко, какие меры были приняты законодателями?
- Во-первых, существенно возросло финансирование государственного оборонного заказа и технического перевооружения правоохранительных структур. Во-вторых, благодаря принятому законодательству удалось реализовать целый комплекс мер, направленных на укрепление обороны, безопасности, правоохранительной системы и правопорядка. Государственная Дума приняла базовые Федеральные Законы «О безопасности», «О полиции», «О Следственном комитете Российской Федерации», «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД», «О службе в органах внутренних дел», «О денежном довольствии военнослужащих».
- А как развивалось «антикоррупционное» законодательство в этот период?
- Государственная Дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, и в развитие этого важнейшего для государства и общества направления приняла «антикоррупционный пакет» законов. Таким образом, в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом России 31 июля 2008 года, была создана правовая основа для борьбы с этим порочным явлением.
Базовым стал Федеральный закон «О противодействии коррупции», призванный регулировать деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, а также минимизации и ликвидации их последствий.
- А каковы были приоритеты в законодательстве, касающемся международной деятельности?
- Прежде всего, это направление коснулось интеграционных процессов на Евразийском пространстве. Всего за прошедший созыв было ратифицировано более 60 международных соглашений, обеспечивающих создание и функционирование Таможенного союза. В их числе, и о введении в действие единого Таможенного кодекса.
Государственная Дума ратифицировала «Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Срок его присутствия продлевается на 25 лет (до 2042 года) с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды.
В результате ратификации Соглашения между Россией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь созданы правовые основы сотрудничества России и Республики Беларусь по организации Единой региональной системы ПВО Союзного государства, как составной части объединенной системы ПВО СНГ.
Также ратифицирован Договор между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, в котором отражены намерения Сторон в течение 7 лет осуществить сокращения своих СНВ.
Разумеется, это далеко не полный перечень большой законодательной работы, проделанной депутатами пятого созыва. Да и целый ряд законопроектов, находящихся на этапе подготовки, плавно перешел в компетенцию Госдумы следующего, шестого созыва. Уверен, все они будут доработаны и приняты, так как касаются важнейших вопросов жизнеобеспечения нашей страны.