17.01.12
 

Только законами можно измерить добродетели и пороки

Только законами можно измерить добродетели и пороки

Недавно мы перевернули последний листок календаря 2011 года, богатого политическими событиями, ознаменованного принятием новых законов, призванных улучшить жизнь россиян. В Мурманской области, как и по всей стране, прошли выборы в региональный парламент и Государственную Думу. Процесс осуществлялся в нелёгкой конкурентной борьбе, в которой вышли вперёд сильнейшие. Официальные итоги выборов-2011 отвергает оппозиция, которая провела в декабре прошлого года ряд протестных митингов, собирается их проводить и в новом году. Эти явления показывают, что в современном российском обществе часть людей и объединений, соприкасаясь с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, не согласны и требуют их изменений. Государство же пытается в этих сложных условиях в общественных отношениях сохранить определённый порядок с помощью законодательства и законности.
О роли законодательства в жизни личности и общества, о сути законотворчества на региональном уровне наша редакция ведёт разговор с заместителем министра юстиции правительства Мурманской области Николаем Шукшиным.

- Николай Петрович, как Вы считаете, насколько далеко наше общество продвинулось в направлении к главенству законов в политике, бизнесе, гражданских взаимоотношениях? Можно ли сегодня прожить в обществе, опираясь только на мораль, православие, и при этом оставаться законопослушным человеком?
- Изменения происходят, и довольно высокими темпами. Они, может быть, не столь заметны в рамках одного года, но если взять весь постсоветский период - два последних десятилетия, то эти изменения не просто заметны, они впечатляющие.
Вспомните 90-е годы. О каком главенстве закона можно было говорить после издания Указа Президента от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», если пунктом 1 Указа устанавливалось: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации... Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу»? Период до принятия новой Конституции Российской Федерации и формирования нового Парламента, да и некоторый период после его формирования многие вопросы, подлежащие законодательному регулированию, реализовывались через указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. И это ещё не всё. Многие республики, не только Чечня, объявили о своём государственном суверенитете и верховенстве своих конституций над федеральными законами.
То же и в сфере бизнеса - хозяйственной деятельности. Помните, каким массовым было явление так называемого «крышевания» бизнеса? Предприниматели не верили в силу закона, способность правоохранительных органов защитить их права, часто обращались за защитой к бандитам либо к тем же правоохранителям - с оплатой соответствующих услуг. Да и сам процесс обогащения, накопления первоначального частного капитала, был столь стремительным в тот период для многих предпринимателей не благодаря их труду и талантам, а в связи с масштабной приватизацией, когда объекты государственной собственности расхватывались как горячие пирожки. Только в отличие от пирожков, за которые во все времена нужно платить, огромные куски государственной собственности приобретались бесплатно либо за символическую плату. И в вопросах приватизации о каком верховенстве закона могла идти речь, если в декабре 2003 года Указом Президента Российской Федерации были признаны недействующими Закон Российской Федерации «Об именных приватизационных счетах и вкладах» и многие ключевые положения Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий»? Процессы приватизации регулировались несколько лет после этого в основном актами правительства Российской Федерации. И только в июле 2007 года, когда большая часть объектов собственности уже была приватизирована, был принят новый закон о приватизации и, тем самым, восстановлено нормальное законодательное регулирование процессов приватизации.
Специально напоминаю о «лихих» 90-х, чтобы было понятней, как далеко страна продвинулась по пути построения правового государства. Конечно, ещё многое предстоит сделать, чтобы обеспечить реальное верховенство закона, чтобы, как указано в Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти. Но сегодня уже невозможно представить стрельбу из танков по парламенту или игнорирование федеральных законов региональными органами власти. Выстроена вертикаль исполнительной власти, демократичным путём избраны региональные органы законодательной (представительной) власти, повсеместно сформированы органы местного самоуправления, создана современная судебная система. Сегодня бизнесмены обращаются за защитой своих интересов уже не к бандитам, а в суд. И, по крайней мере, мои знакомые предприниматели достаточно высоко оценивают уровень квалификации, объективности и независимости судей.
Что касается морали, может, это грубо будет сказано, - понятие растяжимое. Если вдуматься, у каждой социальной группы, даже у каждого отдельного человека - своя мораль, своя иерархия ценностей. Для согласования интересов, обеспечения социальной справедливости и стабильности в обществе и нужны законы, устанавливающие общеобязательные правила. Без знания законов, по крайней мере, тех, которые регулируют правоотношения, в которые вступает гражданин, невозможно быть законопослушным. Если ты не работаешь, не вступаешь в трудовые отношения, можно не знать Трудовой кодекс, но работнику любой организации желательно его знать, поскольку в нём определены основные права и обязанности работника и работодателя. Одинокому человеку можно не знать Семейный кодекс, но, вступая в брак, желательно с ним ознакомиться, чтобы потом ненароком его не нарушить. Так же и в других сферах общественных отношений. И очень хорошо, что сейчас в школе преподают основы правовых знаний, чего раньше не было. Формирование правового государства невозможно не только без создания современной системы законодательства, но и без формирования правовой культуры граждан.
Что касается религии. Безусловно, истинно верующие православные - как правило, законопослушные граждане. Так же, как и верующие других традиционных религий России. Следуя, например, заповедям Христа, практически невозможно умышленно нарушить закон. Но ни в Библии, ни в Коране нет готовых рецептов на все случаи жизни. Не зная, например, хотя бы десяток правовых норм из правил дорожного движения, даже пешеход, вне зависимости от вероисповедания, может неумышленно совершить правонарушение. Поэтому всем гражданам, чтобы быть законопослушными нужно, прежде всего, знать законы. Тем более что незнание закона не освобождает от ответственности.
- Можно ли защитить свои права в нашей стране, опираясь только на Конституцию РФ? Кто является основным законотворцем в Мурманской области: региональное правительство, областная дума, Общественная палата? Сколько законов было принято в 2011 году? Какие важные законы не прошли процедуру принятия, почему?
- Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции. Но законы конкретизируют многие права, продекларированные Конституцией, и определяют порядок их защиты. Например, в статье 23 Конституции указывается, что каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Но для того чтобы определить, как осуществить защиту своей чести и достоинства, куда обращаться и что при этом требовать, необходимо ознакомиться с соответствующими положениями Гражданского и Гражданского процессуального кодексов, а если, на ваш взгляд, имеются признаки клеветы или оскорбления, то и с положениями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.
Что касается регионального законотворчества. Большая часть законов области традиционно принимается областной думой по инициативе губернатора региона: из 135 законов 2011 года 79 было принято по его инициативе, 49 - по инициативе депутатов областной думы, 3 - по инициативе представительных органов местного самоуправления, 2 инициированы прокурором области, и по 1 - Мурманским областным судом и Избирательной комиссией Мурманской области.
- Вы считаете правильным, когда депутаты, зная, что законопроект «сырой», торопятся с его принятием, чтобы затем сразу же его корректировать?
- Иногда возникают экстраординарные ситуации, когда в срочном порядке какой-то закон принимается в течение дня сразу во всех чтениях, например, поправки в областной бюджет, - с тем, чтобы успеть освоить дополнительные доходы, но, полагаю, это должно делаться в исключительных случаях. Для того и предусмотрены регламентные сроки, предварительное рассмотрение законопроектов на заседаниях профильных комитетов, направление их после принятия в первом чтении всем субъектам права законодательной инициативы, а также традиционные три чтения на пленарном заседании, чтобы законы принимались тщательно отработанными. Вообще-то большинство законов так и принимается. Правда, в последние месяцы работы областной думы четвертого созыва много законов было принято в ускоренном режиме, но это было обусловлено желанием депутатов не оставлять «хвостов» (незавершенных вопросов) депутатам следующего созыва.
В целом же, полагаю, качество принятых в 2011 году законов оставалось высоким, о чём свидетельствует и небольшое количество отклонённых губернатором законов (всего 3), и тот факт, что ни один закон 2011 года не был обжалован в судебном порядке.
- Какой региональный закон (или законы), принятые в 2011 году, вы бы отметили как наиболее актуальный, качественно подготовленный и т.д.?
- К наиболее актуальным я бы отнёс ряд законов, принятых буквально в последние три месяца полномочий думы четвертого созыва, устанавливающих дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми: региональный материнский капитал на третьего ребёнка, бесплатное предоставление многодетным семьям земельных участков для дачного и жилищного строительства, а также закон, регулирующий некоторые вопросы торговой деятельности, закон о дорожном фонде, новый закон о Контрольно-счётной палате, закон о порядке предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы. Конечно же, во все времена актуальными являются законы об областном бюджете.
Не очень заметным на фоне социальных законов, но для судейского сообщества очень важным является также недавно принятый закон области о внесении изменений в некоторые законодательные акты Мурманской области, в том числе в Закон «О мировых судьях Мурманской области» (в связи с принятием Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»). Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Организационное обеспечение деятельности мировых судей Мурманской области, под которым понимается осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, возложено Министерство юстиции Мурманской области. Поэтому для нашего министерства это очень актуальный закон, который уже начал реализовываться. Надеюсь, он позволит существенно улучшить работу по организационному обеспечению деятельности мировых судей, которые, осуществляя правосудие, обеспечивают права и свободы человека и гражданина.
- Насколько приближены к интересам северян законодательные инициативы, с которой выходят депутаты?
- Практически все законопроекты вносятся в интересах северян, кто же будет инициировать закон вопреки интересам жителей области? И это не только законопроекты социальной направленности. Тот же закон о дорожном фонде области или о регулировании некоторых вопросов торговой деятельности, принятые по инициативе губернатора, призванные улучшить соответственно дорожную деятельность и торговое обслуживание населения, тоже в интересах северян. Другое дело, зачастую в областную думу вносятся законопроекты, предусматривающие какие-то льготы или гарантии отдельным категориям граждан, не обеспеченные финансовыми ресурсами. В случае принятия таких законов их невозможно исполнить в рамках утверждённых думой же расходов областного бюджета. На такие законопроекты губернатор даёт отрицательные заключения, а в случае принятия - отклоняет. Как показывает практика, больше всего таких законопроектов вносится перед выборами в думу. К счастью, этот период закончился.
- Зависит ли, с вашей точки зрения, показатель работы региональной думы от количества принятых ею законов?
- Законы бывают разные. Есть законы, состоящие из двух статей, на одном листочке, а есть - на пятистах листах, как Закон Мурманской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Поэтому количество принятых законов не может служить показателем оценки деятельности законодательного (представительного) органа региона. Да и вообще какой-то единой формализованной системы оценки не может быть. В отличие от исполнительных органов государственной власти регионов, которые в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, законодательные органы регионов не включены в единую вертикаль власти. Поэтому какая-то система оценки может быть у главы государства - президента, какая-то - у палат парламента России, своя система оценки - у избирателей. Безусловно, на мой взгляд, одно: если федеральным законом к основным полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти регионов отнесено осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то в любой системе оценок будут присутствовать показатели, отражающие полноту, своевременность и качество законодательного регулирования по указанным предметам ведения.
- Правовое воспитание, образование - как вы оцениваете его уровень в настоящее время? Какую систему вы могли бы предложить, чтобы молодые люди выходили в жизнь с необходимым багажом правовых знаний? Что должен знать молодой человек в обязательном порядке в начале своей трудовой жизни?
- О проблемах юридического образования в целом в стране недавно говорил президент Российской Федерации. У нас - как везде. Юристов готовится много, но конкурсы на замещение должностей государственной гражданской службы, проводимые нашим министерством, показывают, что большинство выпускников, не работавших по специальности, не обладают необходимыми знаниями и навыками.
О среднем образовании. Хорошо, что с основами правовых знаний школьники знакомятся хотя бы в рамках курса общество-знания. Главное, чтобы осознали важность этих знаний во взрослой жизни.
Каждому молодому человеку, вне зависимости от специальности, в начале трудовой деятельности нужно знать Трудовой кодекс, о чём я уже говорил, желательно иметь представление о первой, второй и третьей частях Гражданского кодекса, - знания этих законодательных актов неоднократно пригодятся в жизни. Конечно же всем, вне зависимости от того, осуществляет ли он трудовую деятельность, нужно знать Конституцию страны, желательно - уставы области и своего муниципального образования. Молодёжи, склонной к рискованным поступкам, желательно полистать Уголовный кодекс, воспоминания о котором некоторым помогут остановиться в критический момент. Дальше - в зависимости от специальности: работникам образования - законодательство об образовании и о гарантиях прав ребёнка, работникам торговли - законодательство о защите прав потребителей и законодательство об основах регулировании торговой деятельности, представителям творческих профессий - часть четвертую Гражданского кодекса и т.д. Политически активным гражданам стоит изучить избирательное законодательство, законы об общественных объединениях и политических партиях.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:00Арест имущества побудил мурманчанина вернуть трехмиллионный долг

18:11«Я хочу в больницу! Я хочу в полицию!»: В Апатитах задержали нетрезвую избитую автоледи

17:17Депутаты Мурманской Облдумы предложили запретить мигрантам в регионе работать водителями маршруток и такси

16:56Оперштаб Мурманской области: С 1 октября запрещено пускать БПЛА с маломерных судов

16:55В Мончегорске ищут похитителя клумбовых роз

16:33Затонувшее в порту Мурманска «Заполярье» поднимут в течение года

16:28В Мурманске впервые прошли соревнования по древней тюркской борьбе

16:03Передвижная лаборатория в Кандалакше ищет дефекты на дорогах

15:45Молодёжный форум «Территория свободного развития» состоится в Мурманске в 8-й раз

15:21Мурманчане стали участниками военно-исторической реконструкции сражения за Петрозаводск

15:15Аутсорсинг бухгалтерских услуг и его особенности

14:46Фонари-музыканты и скамейки в виде нотного стана: в Африканде открылся сквер искусств

14:24Бесплатная кредитка с лимитированным дизайном и светодиодами

14:15Открытие офтальмологического Центра в Мурманске планируем в конце 2025 года - Екатерина Ковригина

14:09В Мурманске в 23 многоквартирных домах отсутствует отопление

20:15Почему в самолете сильно отекают ноги: становятся похожими на воздушный шарик — рекомендации врача

20:03Готовим вяленые томаты в дегидраторе: овощи будут мягкими и ароматными — сохраняем вкус на зиму

19:57Мою окна теперь только так: добавляю в воду 2 простых средства — соседки ахнули, увидев результат

Все новости