Мы уже не раз писали о проблемах, которые существуют сегодня в туристическом бизнесе Мурманской области. Одной из таких является вопрос аккредитации специалистов, работающих в этой сфере, и лицензирования самой деятельности.
А недавно состоялось заседание президиума Государственного совета Российской Федерации, которое было посвящено вопросам защиты прав потребителей, в ходе которого президент страны Дмитрий Медведев высказался против идеи возврата к лицензированию в туристическом бизнесе. Несмотря на то, что в турбизнесе очень много проблем, любой возврат к лицензированию не вносит ничего нового, кроме одного: необходимости следить за тем, чтобы было меньше поборов, заметил глава государства. «Лицензирование - это, к сожалению, просто вопрос взяток. Вот и всё. Не вопрос контроля и порядка», - сказал Медведев.
По мнению президента РФ, «вопрос лицензирования исчерпан», но глава государства предлагает проработать механизмы страхования при ведении туристического бизнеса. В настоящее время, на его взгляд, этот институт не работает. «Вряд ли возможно обязательное страхование, но институт страхования должен быть оптимальным образом подготовлен для защиты интересов потребителей, которые получают пакет туристических услуг», - заметил Дмитрий Медведев. В качестве примера он привёл опыт некоторых других стран, которые не выдают визы без наличия у туриста страхового полиса.
Защита прав потребителей в силу своей социальной значимости особенно актуальна в сфере туризма, так как в отличие от других видов деятельности туризм представляет собой не один специфический вид услуг, а их ассортимент.
«Но сложный состав туристского продукта, формируемого туроператором, сам по себе для туриста не должен иметь значение с точки зрения механизма защиты его прав как потребителя, поскольку ответственность туроператора устанавливается за нарушение качества и безопасности соответствующей услуги в целом, - считает ведущий экономист сектора «Туристско-информационный центр» отдела экономики и муниципального заказа администрации города Мончегорска Милена Шатская (фото 1). - Важно понимать отличие туристского продукта от туристской услуги, которое состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте её производства, то туристский продукт может быть приобретён и по месту жительства, но потреблён только в месте производства туристских услуг. Таким образом, покупая путёвку, граждане ещё не приобретают туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, - они приобретают «гарантии отдыха». Согласитесь, достаточно не-осязаемое, подверженное изменению и неспособное к хранению приобретение».
В ходе административной реформы за последние 5 лет была проделана большая работа по переходу к новым методам государственного регулирования предпринимательской деятельности - устранение избыточных административных барьеров и переход от разрешительной системы начала осуществления предпринимательской деятельности к преимущественно уведомительной. В её рамках Единый федеральный реестр туроператоров и банковская гарантия либо обязательная страховая ответственность туроператора стали рациональной альтернативой лицензированию.
- Вместе с тем переход с 1 января 2007 года от лицензирования к Реестру и фингарантиям туроператоров должен был дисциплинировать основных участников туристской деятельности и «обеспечить надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта», - отмечает Милена Шатская.
Начальник отдела «Туристско-информационного центра» администрации города Кировска Анна Попова (фото 2) считает, что говорить о возврате к лицензированию сегодня бессмысленно. Эта система начала работать с 1993 года и до 2007 года прошла долгий путь формирования с учётом подобных систем в 64 государствах мира.
«На мой взгляд, эта система имела место на существования в тот период развития туротрасли, потому как под собой подразумевала не только финансовые обеспечения, но и определённые квалификационные требования владельца лицензии, - говорит Анна Попова. - Я считаю, что основной проблемой при отмене лицензирования и замене на систему финансовых гарантий стало то, что во главу угла было поставлено финансовое обеспечение фирмы, т.е. возможность в денежном эквиваленте внести на банковский счёт залог от 500 тысяч до 100 млн рублей в зависимости от типа туристской деятельности. И по факту произошло, что если у руководителя фирмы есть деньги, но нет знаний и умений как формировать, продавать и нести ответственность за предоставленный туристский продукт, это не останавливает его от того, чтобы стать туроператором».
Но в сегодняшних условиях уже невозможно будет вернуться к лицензированию в том виде, как это было ранее, так как это будет новая система, которая будет создаваться заново, заново внедряться. Возврата назад не получится, так как за этот период времени многие небольшие фирмы закрылись и специалисты ушли в другие сферы.
«Поэтому необходима доработка существующей системы финансовых гарантий, - отмечает Анна Фёдоровна. - Интересно, что сегодня регламентируется только туроператорская деятельность. Если турагентская раньше лицензировалась, то теперь турагентом может стать любой предприниматель, продающий туры. А всю ответственность будут нести туроператоры и/или страховые компании, застраховавшие риски по фингарантиям. И по факту получается, что тезис, используемый при введении системы фингарантий, «это делается, чтобы защитить и обезопасить от рисков туриста» не решил эту проблему».
Раньше при лицензировании турагентсткой деятельности были четко предусмотрены обязательные квалификационные требования к руководителю и персоналу - высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет с последующим повышением квалификации не реже одного раза в три года. Сейчас уровень профессионализма и компетентность персонала тур-агентств остаётся на совести у руководителей.
«Сложность с «невозможностью обязательного страхования», по словам главы государства Дмитрий Медведева, заключается в следующем, - поясняет Милена Шатская. - В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Исходя из этого, страхователями по обязательному страхованию жизни и здоровья туристов следует установить туроператоров. Ещё одним препятствием в законодательстве является положение Налогового Кодекса, согласно которому обязательное страхование осуществляется за счёт страхователя. В Tenzor Consulting Group (разработчик законодательной инициативы по техническому заданию аппарата Совета Федерации) считают, что необходимо внести поправку, которая позволит осуществлять обязательное страхование за счёт туристов».
В заключении необходимо напомнить о саморегулируемых организациях в туризме, так как именно они наделены полномочиями «разрабатывать и утверждать стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации». Эту идею озвучил ещё в середине прошлого года первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. По его мнению, саморегулируемые организации должны снизить участие государственных органов надзора и контроля в разных сферах деятельности, в частности в строительстве, туризме, передав часть функций непосредственно участникам рынка.
Подводя итог, можно отметить, что полностью отказаться от лицензирования туристической деятельности нельзя. Но проводить это лицензирование по тому же принципу, по которому сегодня осуществляется запись туристических компаний в Единый федеральный реестр туроператоров на основе финансовых гарантий, тоже неправильно.
Эксперты выделяют три ключевых направления, по которым надо работать в развитие темы лицензирования: регламентирование деятельности не только туристических операторов, но и турагентов, а также введение квалификационных требований к туроператорам, так как турпродукт многокомпонентен, а туризм как межотраслевой комплекс вовлекает огромное количество смежных отраслей помимо турпредприятий. И согласованная их работа обеспечивает высокий уровень турпродукта и удовлетворение потребителя.