Первым в рыбный порт доставил долгожданную рыбку траулер «Сергей Макаревич» добывающей компании «Вирма». Рыбак успел взять 10 тонн, но из-за небольшой поломки пришлось возвращаться в порт. Затем свою мойву привезло судно Губернского флота «Иван Торнев». Но торжественную встречу с духовой музыкой судовладелец - гендиректор МГФ, заместитель гендиректора Мурманского тралового флота Станислав Никаноров - решил устроить для другого траулера - «Николая Репникова».
Погода для встречи выдалась отличная, солнечная, но морозная - минус 22 в Мурманске, а в порту, у Кольского залива - ещё холоднее. Но от возрождённой с прошлого года традиции - встречать первое судно с мойвой пирогами и оркестром - решено было не отказываться.
В високосном всё не так, всё не так, ребята
Траулер «Николай Репников» задержался на рейде, в итоге встречающие больше часа мёрзли в порту в ожидании. И если одни, примчавшиеся на собственных и ведомственных «железных конях», грелись в салонах, то приглашенный из Дома моряков оркестр и курсантики-второкурсники морского колледжа замёрзли так, что на них было больно смотреть. Это всё можно было бы списать на издержки рабочего процесса, если бы к людям - юным и взрослым - потом руководство МГФ отнеслось бы по-человечески. Музыканты отыграли своё, и их отправили восвояси. Не напоив горячим чаем, не угостив мойвой. Впрочем, учащихся из средней мореходки рыбаки приветили - напоили и накормили. Но никто с молодой сменой не пообщался, не рассказал о трудностях промысла, не потравил с ними рыбацкие байки.
Официальная делегация встречающих уединилась в капитанской каюте. Журналисты, успевшие сорвать несколько фраз с замерзших губ капитана, просто растерялись. Они были обескуражены столь «тёплым приёмом» в столь ненастную погоду. Впрочем, это всё - на совести устроителей «праздничного» мероприятия. В следующий раз, наверное, журналисты хорошенько подумают, освещать или нет подобное.
Это небольшое «лирическое» отступление, вполне оправданное, как нам кажется.
Сергей Соколов, капитан траулера «Николай Репников» Губернского флота, приняв со словами благодарности два пирога от курсантов, пояснил: «Рыбалка пока идёт слабо, хорошо ловить штормовая и морозная погода не позволяет. Скопления мойвы - маленькие, не окончательно сформированные, а судов на промысле - много, порядка 25-ти, все крупнотоннажные. Конкуренция серьёзная, и расходиться бортами сложно, задевали друг друга тралами, потому что очень тесно».
«Репников» находился в зоне промысла мойвы 10 дней, и после суточной выгрузки снова ушел в Баренцево море за мойвой.
«Это старая традиция, которая повелась ещё с советских времён, и сегодня возрождается, - комментировал Геннадий Степахно, рыбопромышленник, депутат Мурманской областной думы, пришедший поздравить рыбаков с первым уловом мойвы. - Когда-то суда стояли на причале третьим, четвертым, а то и пятым корпусом. А сейчас в крупнейшем Мурманском траловом флоте осталось всего 22 корабля, а было около 300 единиц, разной тоннажности, которые вели промысел во всех точках Мирового океана. Начало мойвенной путины было для мурманчан и рыбаков как праздник. Запах свежих огурцов витал над Мурманском. В прежние времена ловили огромное количество мойвы, а сейчас квота составляет всего 99 тысяч тонн. У пользователей нашей области - где-то 53 тысячи тонн. Радостно, что встречали «Репникова» курсанты Мурманского морского рыбопромышленного колледжа, наши будущие рыбаки. Приятно, что не забыли о событии и представители областного комитета по рыбохозяйственному комплексу. Обидно, что не пришли представители администрации Мурманска. Не было их и в прошлом году. Я хотел бы задать руководителям города вопрос от имени населения: «Почем будет продаваться мойва в городе рыбаков?» Те 340 тонн, которые рыбаки привезли сюда, будут реализовывать оптом по 25,5 рубля за 1 кг. Станислав Васильевич Никаноров, гендиректор МГФ, сказал, что 40 тонн отдаст на местный рынок. Вот тут бы и порадовать мурманчан более низкой ценой, ведь была же когда-то городская программа «Дешевая рыба», которая была рассчитана как раз на них. Но - нет».
Охлаждённую мойву должен вскоре доставить в Мурманск сейнер-траулер «Лазурный». До сих пор нет информации по работе в мойвенную путину от гендиректора ОАО «Мурманский рыбокомбинат» Михаила Зуба. Как у него дела? Будет ли работать по охлаждённой мойве и сайде с норвежцами, как это было в прошлые годы?
«У Михаила Изяславовича нет уверенности, что российская мойва будет поставляться на рыбокомбинат, - пояснил Геннадий Степахно. - По норвежской рыбе пока информации нет».
Мурманск потерял старейший флот?
Председатель комитета по природопользованию, агро- и рыбопромышленному комплексу Мурманской областной думы Геннадий Степахано ответил на ряд вопросов, интересующих редакцию портала:
- Геннадий Васильевич, вам как к депутату вопрос. Рыбопромышленный холдинг «Карат», как «Полярка» уже сообщала своим читателям, выкупил Мурманский траловый флот. Каким образом это произошло? Как дальше будет развиваться ситуация? Новый генеральный директор ОАО «Мурманский траловый флот» Валерий Цуканов отказался прокомментировать эту покупку.
- Вы задаёте вопрос, который касается организационно-правовых форм и деятельности этого предприятия, - отвечал Геннадий Степахно. - По той информации, которую я получил (а официальной пока не было), большой тралфлот (ОАО «МТФ». - Авт.) и Губернский флот вошли в группу компаний «Карат», куда входят так же «Рыбпроминвест» и другие (а ещё зарегистрированная в Петропавловске-Камчатском крупнейшая рыбопромышленная дальневосточная компания «Акрос», которую «Карат» приобрёл в ноябре 2011 года, а в декабре прикупил «до кучи» и Мурманский траловый флот. Флот «Акроса» составлял на тот момент 17 судов. Его квота добычи биоресурсов, в том числе ценного минтая, составляла 85 тысяч тонн. «Акрос» имеет береговую базу с новыми причалами, холодильник мощностью в 2 тысячи тонн, грузовой терминал, цех орудий лова и собственную торговую сеть. - Авт.) Идёт капитализация рыбной отрасли. Может быть это и неплохо. 14 судов из МТФ и Губернского перешли в «Карат», а МТФ-1, МТФ-2, МТФ-3 и МТФ-4 пока остались самостоятельными единицами и, по всей вероятности, войдут в Союз рыбопромышленников Севера. Таким образом, мы как бы возвращаем ВРПО «Севрыба», но немного в другом качестве. Там было 15 флотов, начиная от рыбакколхозов и промразведки, заканчивая самым крупным - траловым. А в рыночные времена флотов стало больше сотни. Мы первую квоту Мурманской области делили на 152 «отпочковавшиеся» рыбодобывающие компании. Тогда и встал вопрос об объединении компаний в СРпС. Если рассуждать философски, все процессы во времени повторяются, но в каком-то ином качестве. Я думаю, ваш вопрос надо было бы задать новому руководителю тралфлота, поскольку он больше владеет информацией.
- Конечно, лучше было бы, но как я пояснила, господин Цуканов от встречи отказался.
- Бренд Мурманского тралфлота известен во всем мире, поэтому, как мне кажется, нужно его сохранить, - продолжил Геннадий Степахно. - Вроде как новые владельцы хотят оставить старое название. Тралфлот имеет авторитет как производитель высококачественной продукции. Старейшее предприятие области, отсчитывающее свою историю с 1920 года. Он фактически ровесник Мурманску. Как мы объясним будущим рыбакам, морякам, что потеряли основателя рыбацких традиций?..
- Намеченная продажа «Каратом» серии судов типа «Иван Шаньков», так называемых «новых русских», означает, что их тресковая квота будет аккумулироваться в этом холдинге?
- Я на этот вопрос сейчас не отвечу. У «Карата», видимо, действуют какие-то свои схемы. Если они вступят в Союз рыбопромышленников Севера, то как-то откроют свою информацию. В то же время я как депутат имею право отправить любой официальный запрос по интересующей теме. Пока новый генеральный директор МТФ Валерий Цуканов принимает дела, входит в курс дела. В этом флоте работают хорошие специалисты, а что будет с ним дальше - этим вопросом должны заниматься, в том числе, и областные власти. Рыбная отрасль остаётся одной из главных в Мурманской области, поэтому должна находиться под контролем региона, чтобы не уходили от нас ресурсы. А они уходят. Об этом говорит и генеральный директор Мурманского рыбного порта Владимир Соколов. В 2011 году через порт прошло на 36 тысяч тонн рыбопродукции меньше, чем в 2010 году.