Не успело пройти и дня, как состоялось заседание Совета Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, на котором предприниматели обсуждали вопрос взаимодействия с региональными законодателями. А на следующий день, 1 марта, поговорить о проблемах бизнеса с президентом СПП МО Александром Лебедевым решил депутат Государственной Думы Российской Федерации Валерий Язев. Встреча проходила в неформальной обстановке и за закрытыми дверями. Участники встречи обсуждали всё: от того, как будет развиваться Север страны, до вопросов энергосбережения на уровне малого и среднего бизнеса.
Бредовые налоги
Вначале Александр Лебедев (фото 2) озвучил самый болезненный для регионального СПП вопрос, который поднимается при любом удобном поводе и на различных уровнях власти, - это создание отдельной экономической политики в отношении северных регионов. Большие надежды в этой связи всегда возлагались на создаваемый закон об арктической зоне - предпринимателям хотелось, чтобы он не столько создал факты искусственной поддержки Севера, а именно стимулирующие развитие факторы.
«Например, в настоящее время выплата полярных коэффициентов полностью лежит на плечах бизнеса, - пояснил Александр Лебедев. - Было очень много мнений на тему того, чтобы вернуть эти полярки, но доплачивать их должно государство. Но это было бы утопией, возвратом к социалистическому государству. Как я считаю, здесь необходим определённый набор налоговых льгот, который позволял бы выдавать работникам более высокую заработную плату и развиваться предприятию. Здесь стоит вести речь в первую очередь о подоходном налоге, страховых взносах, налоге на имущество».
Однако, Валерий Язев (фото 3) считает, что с точки зрения расходов федерального бюджета разница в данном случае слабо ощутима: что государство будет выплачивать полярки, что давать налоговые послабления. «Это ничего не изменит. Тем более что жизнь на Севере и так развивается - цены-то выше московских даже на некоторые продукты, - говорит Валерий Язев. - Чего бы розничной торговле тут не процветать, какие ещё льготы надо? Такой подход неприемлем. Здесь надо говорить всё же в отраслевом разрезе, как мне кажется. А принимать закон, который огульно всех освободит от налогов - такого не будет. Задаваться утопическими целями не стоит».
Для решения этих вопросов, как отметил Валерий Афанасьевич, закон об арктической зоне не нужен, и там ни слова не должно быть о налогах. Несмотря на то, что в концепции законопроекта, разрабатываемом министерством регионального развития Российской Федерации, эти моменты были упомянуты.
«Если вы ждёте, что в законе об арктической зоне будут учтены какие-то имущественные отношения, налоги, то этого скорее всего не будет, - отметил депутат Госдумы. - Всё, что касается налогов - у нас в Налоговом кодексе. В противном случае у нас будет деформировано правовое поле. Минфин этот проект сразу завернёт. Не надо обольщаться».
Разговоры о каких-то налоговых послаблениях сейчас действительно выглядят несколько утопичными, ведь уже не первую неделю в обществе обсуждают запланированный на второе полугодие 2012 года налоговый манёвр, предполагающий увеличение некоторых видов налогов. В частности, речь идёт об увеличение НДС.
«Ну ведь глупости предлагают, - сказал Валерий Язев. - Здесь вопрос даже не в цифрах, а в идеологии - это же удар по промышленности. Наше машиностроение на внутреннем рынке и так не конкурентоспособно, а мы его ещё добить хотим повышенным НДС. Это неправильный подход. С этим надо биться».
Поддерживая депутата, Александр Лебедев напомнил, что для предприятий, которые работали по упрощённой системе, рост страховых взносов составил 2,5 раза. Для всех остальных - 45%. В результате, как озвучила на съезде РСПП в своём докладе министр экономического развития Эльвира Набиуллина, реальный рост денежных поступлений от страховых взносов при таком их увеличении составил лишь 1%. Вот он - реальный показатель того, к чему привели эти непопулярные меры государства.
«Вместо повышения налогов лучше бы повысили акцизы на табак и алкоголь, причём в разы, - считает Валерий Афанасьевич. - Это серьёзный источник доходов. А ведь в развитых странах акцизы значительно выше, чем в России. Конечно, есть риск, что будет расти подпольная продажа алкоголя, но это только прибавит работы полиции. Пусть ловят, оправдывают свои звания».
Заработать на Севере
За примером отдельных законопроектов в отношении северных регионов ходить далеко не надо. В соседних Финляндии и Норвегии подобная практика есть уже давно: там предусмотрены определённые льготные условия для ведения бизнеса на Севере страны. Государство там возвращает до 70% средств при вложении в основные фонды при ведении предпринимательской детальности на Севере.
«Норвежцы сами говорят, что им на Севере жить дешевле - вот такая должна быть идеология, - отметил Александр Лебедев. - А видите, как изменяется демография нашего региона, - люди уезжают отсюда. И не только из-за климатических условий, но и из-за условий работы и ведения бизнеса».
Валерия Язев посоветовал взять в руки подобные законопроекты других стран и досконально изучить их опыт, использовать при создании российской политики в отношении северных регионов. Кроме того, депутат предложил объединению работодателей оформить свои «налоговые хотелки» в какой-то документ или заявление, которые можно было бы предвосхищая работу над соответствующим законопроектом, показать общественности. Тогда разработчикам было бы от чего отталкиваться, в том смысле, что все замечания, привязанные к действительности, можно было бы учесть заранее, потому что потом изменять законопроект они буду очень неохотно. «Я бы на вашем месте навязывал своё видение, - сказал Валерий Язев. - Давайте статью напечатаем в федеральных средствах массовой информации, можно сделать это за моей подписью. Надо дать сигнал разработчикам». С ним согласился и Александр Лебедев: «Это действительно правильный путь - навязывание своей точки зрения на данный законопроект. Мы год назад приняли для Союза стратегическое решение на ближайшие пять лет по формированию среды для принятия данного закона. Если не сформировать соответствующую среду в обществе, в органах законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, вряд ли такой закон может быть принят. У нас, безусловно, есть наработки, и более того, у нас есть предварительное согласие такого мощного научного учреждения, как КНЦ РАН об участии в подготовке данного законопроекта, а я как член Российской трехсторонней комиссии и сопредседатель рабочей группы по Северам постараюсь и на этой площадке отстаивать нашу точку зрения».
Государственного стимулирования не будет
Обсудить с депутатом Государственной Думы Александр Лебедев решил и вопросы энергоэффективности. Есть даже соответствующий федеральный закон, который, по мнению президента СПП МО, совершенно не работает. Но Валерий Язев с этим не согласился. «Давайте говорить только за Мурманскую область, ведь в стране этот закон в целом работает, - отметил народный избранник. - Мы уже многие годы повышаем энергоэффективность на 5% ежегодно. Это статистика».
Однако Александр Геннадьевич уверен, что происходит это не за счёт закона, а за счёт повышения тарифов, в результате чего люди просто вынуждены экономить, ограничивать своё энергопотребление. «С точки зрения логики меры по повышению энергоэффективности не должны быть однобокими, то есть не должны заключаться только в повышении тарифов, - пояснил Александр Лебедев. - Должны быть стимулирующие меры со стороны государства. Например, в Швеции во время топливного кризиса 1978 года было принято решение о внедрении тепловых насосов. И государство компенсировало 50-70% от суммы затрат установку такого оборудования. В одном из зданий своей компании я также установил такой насос. Выгода очевидна - затраты окупаются через 5 лет».
«Ну раз вам выгода очевидна, то какая ещё поддержка государства нужна? - удивился Валерий Язев. - Если люди сами не могут додуматься, увидеть и понять свою выгоду, платить сто рублей вместо пяти, то это уже их проблемы. Я могу сразу сказать, что никакой поддержкой бизнеса в этой части мы заниматься не планируем. Только глупый бизнесмен не идёт на это. Умные-то считают свои деньги и всё понимают. Здесь никаких мер государственной поддержки не требуется. А вот если мы говорим о переходе на энергосберегающие в бюджетной сфере, когда мы ставим вопрос об экономии бюджетных средств, то это забота руководителей регионов, их заместителей и других ответственных лиц, занимающихся вопросами энергетики. Нежелание видеть очевидную выгоду - это скудоумие наших чиновников. Я понимаю, что у всех регионов разные финансовые возможности, но у Мурманской области бюджет вполне достаточный».
Подводя итог встречи, можно сказать, что сегодня государство понимает значимость бизнеса для экономики страны, особенно понимает сложности его развития в северных регионах. Но вот возиться с ним, в том смысле, чтобы создавать тепличные условия для работы, особо не желает.
У каждой из сторон свои интересы: бизнес хочет заработать больше денег и развивать своё производство, а государство должно наполнять бюджет, собирая налоги. Власти готовы прислушиваться к предложениям предпринимателей по некоторым вопросам, например, по изменению налогового законодательства, но вот оказывать прямое содействие в виде субсидий или компенсаций не желает категорически.
Президент СПП МО считает, что такое положение дел - временное, рано или поздно до власти дойдёт мысль о необходимости государственной поддержки, но не просто поддержки, а поддержки с точки зрения стимулирования. «Сначала нужно что-то вложить (в чем-то потерять), чтобы в дальнейшем получить больше. Это закон бизнеса, закон экономики. Надеюсь, государство осознает это в недалеком будущем», - подвёл итог встречи Александр Лебедев.