05.04.12
 

ВТО: нам придётся повышать цены на энергоресурсы

ВТО:  нам придётся повышать цены на энергоресурсы

В своем мартовском интервью ИА «Nord-news» директор ФБУ «Мурманский ЦСМ» Николай Дедков  убеждал читателя, что в преддверии вступления в ВТО в России, и в Мурманской области в частности, необходимо внедрять философию качества.  «Если государство не хочет «уронить» промышленность на Крайнем Севере, то власти надо искать выход из создавшегося положения, а предприятиям для начала -учиться применять энергосберегающие технологии», - этим настойчивым пожеланием завершилось интервью Николая Павловича, которое мы хотим сегодня продолжить.
- Мы будем надеться, что руководство страны и Мурманского региона серьзно задумаются о том, как помочь промышленности и экономике в целом, снизив тарифы на энергоресурсы, - говорит Николай Дедков. - Ведь энергетика составляет львиную долю затрат при производстве товаров и услуг. В то же время и руководителям предприятий необходимо поразмыслить о том, как максимально сократить потери, имеющие место быть в системе производства энергии. Прежде всего, на предприятиях, в компаниях и организациях надо провести энергоаудит. Есть в этом направлении движение, но, к сожалению, отмечаются и формальные подходы к этому вопросу. Официальные бумаги оформляются, а серьезной работы недостаточно.
- Энергоаудит делается для того, чтобы рассчитать какие-то плановые показатели для повышения энергоэффективности?
- Совершенно верно. Он проводится для того, чтобы понять, в каком состоянии находится предприятие, куда ему двигаться и какие меры предпринимать для повышения энергоэффективности. Начинать надо с производителей энергии. В первую очередь они должны понимать, все ли в порядке с точки зрения затрат при производстве и передаче единицы энергии - электричества, воды, тепла и т.д. Есть приказ министра энергетики страны об обязательности проведении энергоаудита, потому что явно просматриваются потери, которые затем учитываются в тарифе. Я говорю о Кольской АЭС, филиале МРСК Северо-Запада «Колэнерго», ТГК-1, различных ТЭЦ, являющихся основными поставщиками. Им нужно посмотреть менеджмент управления всеми производственными и иными процессами, с точки зрения российских и международных стандартов энергоэффективности. И руководителям предприятий, и рядовым сотрудникам надо стараться, чтобы энергоэффективность производства возрастала. От того, как эта работа будет налажена, будет зависеть величина тарифа. Потери в производстве энергии наблюдаются: в зданиях и сооружениях производителей, в технологиях, которыми они пользуются, в оборудовании, работе менеджмента. Эти все составляющие должны быть проверены с тем, чтобы выявить потери, а затем принять корректирующие меры.
- На какие средства? Для  Колэнерго, например, на протяжении последних лет головная компания МРСК Северо-Запада сокращает инвестиционный план. Как в таких условиях сетевики смогут модернизировать свои сети для сокращения потерь при передаче энергии?
- В прошлые годы работала единая система Колэнерго. Сейчас она разделена на МРСК, ТГК-1 и надстройку в виде сбытовых компаний. Затраты на работу каждой из «ветвей» учитываются в тарифе. Вот почему необходимо проанализировать существующую структуру и увидеть проблемы каждой «ветви» и ее эффективность. Если бы была сохранена единая система с меньшим количеством управленческих звеньев, то тариф был бы меньше.
- Комитет по энергетике и ЖКХ Мурманской областной думы выдвигает идею создания Единой электросетевой компании, для чего необходимо «вычленить» Колэнерго из состава МРСК Северо-Запада и присоединить к нему порядка 40 сетевых компаний Мурманской области. С вашей точки зрения, это правильная политика?
- Правильная, которая как раз и ведет к уменьшению аппарата управления. Есть административно-управленческий персонал и производственный персонал, и численность АУП необходимо оптимизировать. В том, что предлагает думский комитет по энергетике, ничего нового нет. Это старая идея: «срезать» огромную составляющую в тарифе, что приходится на фонд оплаты труда, который у менеджмента - не маленький. О необходимости сокращения структуры управления говорит и опыт таких экономически развитых стран, как страны ЕС, Японии, давно занимающихся вопросами повышения энергоэффективности. У них тарифы дорогие, но не потому, что там плохо занимаются энергосбережением, а потому что эти страны покупают энергоресурсы, которых у них нет, или их недостаточно. Но, несмотря на это, на единицу продукции, товаров и услуг там очень высокая энергоэффективность. Россия же имеет показатели энергоэффективности на 15-45% ниже мировых стандартов. Получается парадокс: энергосистема Мурманской области подчиняется МРСК Северо-Запада, и затраты на их управленческие кадры ложатся на тариф потребителей нашего региона. А есть еще затраты и по холдингу МРСК.
- А эта структура не является своеобразной вертикалью управления? А председатель думского комитета по энергетике предлагает: выдернуть из этой вертикали некий «кусок» и замкнуть его на регион.
- Если каждая энергетическая ячейка системы будет эффективна, то будет эффективна вся российская система. В прежние времена она же была одна, и каждое звено работало эффективно. Сегодня у любого акционерного общества - своя задача. У генераторов, сетевиков, сбытовиков. А когда все объединены в одно целое, с единым финансированием, легче решать возникающие проблемы и модернизировать производство.
- На всех уровнях говорят о том, что для реализации мегапроектов Мурманского транспортного узла и Штокмана не будет хватать электроэнергии, трансформаторных подстанций. И действительно, как они будут развиваться в нынешних условиях, если будет дана команда: «Старт»?
- Надо, чтобы состоялось все то, о чем мы с вами говорили выше. С разработкой Штокмана регион окончательно избавится от мазутозависимости. Газ станет дешевле мазута в разы. Он пойдет на ТЭЦ, а произведенная энергия - на работу газовой отрасли. Что касается нехватки трансформаторных подстанций, то я думаю, что «Газпром» и другие компании, которые будут задействованы на Штокманском месторождении, помогут с инвестициями. Сейчас электроэнергию Мурманская область продает за рубеж и в другие регионы, значит, чтобы закрыть проблему с мощностями, придется делать «переток». По всей видимости, придется строить новые энергоблоки в Мурманской области, а также в Ленинградской области, куда мы передаем электроэнергию, которой там не хватает.
- Как вы считаете, надо ли региону столь быстро и резко переходить на другие виды топлива взамен мазута? Практика показывает, что поставщики, наблюдая повышенный спрос, сразу же начинают повышать цены на альтернативные виды горючего.
- Такая составляющая не исключается. При вступлении в ВТО нам придётся повышать цены на энергоресурсы. Россия продает за рубеж нефть, газ, электроэнергию, уголь по довольно высоким ценам, в сравнении с ценами нашего внутреннего рынка. И России постоянно на это пеняют.
- Получается, при вступлении в ВТО наши внутренние цены на энергоносители повысятся?
- Да, выставляется такое требование, это придётся сделать после переходного периода. Сейчас Россия «отбилась», но рано или поздно жизнь заставит к этому прийти. Потому что ВТО определяет цены на продукцию, где учитываются тарифы на энергетическую составляющую. Значит, эти тарифы станут некоторым образом учитываться системой Всемирной торговой организации. Руководство нашей страны заявляет, что защитили слабые отрасли экономики, включая сельское хозяйство. Поэтому нам надо поторопиться в части повышения энергоэффективности.
- Руководители предприятий Мурманской области это понимают?
- Обязаны понимать, а если не хотят этого делать, государство и рынок заставят. Другого выхода нет.
- Вы можете назвать компании, которые делают энергичные телодвижения в области энергосбережения?
- Определенные потуги есть у многих, но они определяются с энергоэффективностью на выходе. Самый главный критерий оценки: чтобы потери на всех этапах производства и подачи электроэнергии, тепла и воды были минимальны. А мы здесь пока имеем очень высокие потери. В сетях, где очень слабая изоляция, в трансформаторных подстанциях, в электросетях. За счет повышения тарифов избежать финансовых потерь не получится. Мы видим, как сегодня платят потребители - физические и юридические лица. Идёт страшная недоплата как юридическими, так и физическими лицами, и не потому, что не хотят платить, а потому что, видимо, возможности не у всех хорошие. Потери при производстве ресурсов приводят к потерям при производстве продукции - никеля, апатита, железной руды, алюминия. Но у компаний ещё есть и свои внутренние потери. Если провести аудит зданий, сооружений, технологий, оборудования, то резервы сразу появятся.
- У вас есть информация о положении дел по обозначенной тематике в других регионах?
- Сказать, что повышением энергоэффективности нигде не занимаются, было бы неправильно. Но чтобы делать это, нужно понести большие затраты. Мы в Центре стандартизации и метрологии провели в свое время энергоаудит и поняли, что здание надо утеплять. Электрические лампы поменяли на энергоэффективные. Да, это дорого, но сразу же дает экономический эффект. Жилфонд Мурманской области тоже требует утепления. Если провести по зданиям тепловизором, мы увидим большие потери тепла. Оно и понятно, ведь основной жилфонд был построен 30-40 лет назад.
- Вы слышали про проект «Экономичный дом», который планируется реализовать в Мурманске и Североморске? 
- Это хорошая идея. Чтобы дом был полностью экономичным, его нужно укрыть во избежание потерь на основании энергоаудита. А если будут только вести расчёт расходов ресурсов и при этом отапливать улицу, то мы не получим экономии ресурсов, а население - снижения квартплаты.
- Все, о чем вы говорите, предвещает огромные затраты. Где деньги брать?
- Мы и так тратим огромные деньги за счёт потерь ресурсов. Сегодня принято во всех грехах винить управляющие компании, но ведь когда передавали им в управление дома, об этих проблемах не думали. И УК их не брали в расчёт, когда такие дома оформляли в обслуживание. Жилые здания нужно укреплять и утеплять вместе - управляющим компаниям и органам власти. УК - обращаю ваше внимание - может это делать только за счёт жильцов. Муниципалитетам нужно выделять средства на оздоровление жилфонда. Если рассуждать с точки зрения экономики, то за дома, которые стоят по 30-40 лет, жильцы уже немало выплатили средств, а ремонтов (кроме косметических, да и то - не везде) не производилось. Я, например, живу в своём доме 26 лет, и только недавно в первый раз у нас сделали косметический ремонт подъезда. А про утепление стен, замену окон, дверей и речи не ведётся. Сейчас начинают утеплять дома в Мончегорске - хороший пример для подражания.
- Вы считаете, той квартплаты, что была в советские времена, хватило бы на капремонты домов?
- Конечно, квартплата тогда и сейчас - несопоставимы. Но в прежние времена в жилфонд хорошо вкладывалось государство, надо было только предприятиям ЖКХ проявить инициативу по ремонту и утеплению. Сегодня, во времена рынка, одним управляющим компаниям не справиться с проблемой - поставить приборы учета, контролировать их работу, помогать населению. На утепление двухэтажного ангара ЦСМ (опять объясняю на своем примере) «ушло» 6 млн рублей. А если провести такие работы в 5-этажном доме, не говоря уже о 9-этажном, то сумма затрат увеличится в разы. И вся она ляжет на налогоплательщиков, бюджет и население?
- В нашей прошлой беседе вы говорили, что для повышения энергоэффективности можно использовать опыт зарубежных специалистов. Каким образом?
- Взяв на вооружение их стандарты, их опыт (США, Германия, Австралия, Китай). Но, прежде всего, конечно, нужно руководствоваться своими, которые гармонизированы с зарубежными в среднем на 45%.
- Вы сказали, что после переходного периода Россия будет вынуждена повысить тарифы на энергоресурсы в соответствии с требованиями ВТО. Значит, повышай энергоэффективность - не повышай, цены все равно будут высокими для потребителя?
- Мы подойдем к одинаковой цене, но энергоэффективность у стран ВТО сегодня - на порядок выше, чем у нас. Потому и конкурентоспособность там выше. Россия сейчас в разных формах пытается защитить свой бизнес.
- Почему в других странах выше конкурентоспособность, если цена на продукцию одинакова? Какая разница: энергоэффективный я товар покупаю или нет?
- У них затраты на производство единицы продукции меньше, прибыль - больше, значит зарплата у работников - больше, покупательская способность выше и выше возможность предприятия технически перевооружиться. В то же время у них есть возможность снизить цену товара, улучшить качество и конкурентоспособность на нашем рынке. Внутренние же потери российских предприятий будут высокими, а прибыль, необходимая для развития, окажется минимальной. Сегодня, чтобы нашей стране быть конкурентоспособной, надо заниматься повышением энергоэффективности, то есть нужно снижать энерго и другие затраты на производство единицы товара и услуги.
- А можно ускорить этот процесс законами? К примеру, там будет прописано: если вы не сделаете так, то мы поступим с вами этак?
- Есть такой закон, где говорится, что с 1 января 2012 года в каждом доме должны стоять коллективные счётчики учёта потребляемых ресурсов. Потом его действие перенесли на 1 июля 2012 года. Сегодня в регионе процент установки таких счётчиков составляет 18,95%, это 2 тысячи 84 прибора. Мы могли установить коллективные приборы учёта за счёт Фонда реформирования ЖКХ, но не сделали этого. В противном случае все ляжет на плечи собственников жилья и региона. Но есть надежда, что Фонд будет сохранен, тогда эту работу возможно сделают за счёт федеральных средств.
- Почему не поставили? Кто в этом виноват?
- Это очень серьёзная проблема. Приоритеты использования средств Фонда ЖКХ выбирали региональная и муниципальные власти, видимо, где-то допущен просчёт. Надо было учесть этот момент, как я уже сказал, при передаче домов от муниципалитетов - управляющим компаниям. Это точка социальной напряженности. Если говорить об установке квартирных приборов учёта, то установлено 311 тысяч 842 счётчика холодной воды, это порядка 32 с лишним процентов охвата. А общедомовых приборов учёта холодной воды установлено 4 тысячи 487 приборов, процент слабый. Если бы счётчик коллективного учёта стоял в каждом доме, УК легче было бы выводить более точные цифры. Счётчика нет - все оплачивается по нормативу, который достаточно высок.
- Если бы стояли общедомовые счетчики, квартплата бы уменьшилась?
- Однозначно. Сейчас норматив на энергию умножается на количество гигакалорий и получается энная цифра, к которой суммируются потери огромного количества тепла. При наличии общедомового счётчика УК станет учитывать только показатели приборов без потерь.
- А потери на кого лягут?
- Это власть должна решать. Ресурсники предъявят свои потери власти. К примеру, на последнем заседании областной думы было выделено 500 млн рублей на компенсацию убытков теплоэнергетикам.
- Причём здесь власть? Получается, ресурсники не заинтересованы в установке коллективных счётчиков?
- Мы возвратимся к началу нашей беседы, где мы говорили, что ресурсные организации должны уменьшать затраты на производство электроэнергии путём снижения потерь в технологии, оборудовании, в сетях и т.д., и государство должно различными формами влияния способствовать этому. В противном случае мы будем иметь то, что имеем. Я приведу вам общероссийские цифры. Удельные расходы топлива на выработку тепловой энергии выше современных показателей на 15-25% в связи с изношенностью котельного оборудования. Потери в тепловых сетях составляют 8-13% и достигают в ряде городов 18-20%. Потери в электросетях - от 9 до 13%, и до 20% с учетом коммерческих потерь. Энергоемкость промышленной продукции в среднем выше на 15-45%. Здание потребляет тепла на 35-55% больше с учетом «перетопов». Население в среднем потребляет 130-140 литров горячей воды и 155-165 литров - холодной в сутки. Установка узлов учёта даёт экономию в 40%, установка системы регулирования микроклимата в здании - 15%, установка частоты регулирования электропривода - экономия до 30%, утепление конструкций, ограждающих здание и подъезды, - 25%. Реконструкция теплосетей района - сокращение потерь до 25-35%, промывка систем отопления зданий и сооружений, улучшение теплоотдачи - 30%, улучшение социальной работы с населением по вопросам экономии - 40-50 %. Имея тепловую мощность 14 тысяч 735 гигакалорий в час, при стоимости 1 гигакалории - 600 рублей, тепловые потери могут составить 873,5 тысячи рублей в час и более. В Мурманской области средняя стоимость 1 гигакалории около 2000 рублей, соответственно, потери ещё значительнее.
- Очень показательные цифры. Спасибо за беседу.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:15Печенга замерзает: «Ходим в трех кофтах, спим под двумя одеялами»

18:05В Мурманске ремонт кровли из-за неблагоприятных погодных условий перенесли на март

17:20Более 200 мурманчан посетили выставку пленэров в Детской художественной школе

17:10Мурманчане жалуются губернатору на состояние лестниц

16:40Остров в Верхне-Туломском водохранилище официально назовут Партизанским

15:46Ледовый дворец приглашает на массовые катания с 25 ноября по 1 декабря

15:35«Первая высшая награда»: юные танцоры из Мурманска завоевали золото на III Арктических Дельфийских играх

14:50Сбер: в Мурманской области спрос на вклады вырос на 25%

14:35Татьяна Кусайко: Военнослужащим с детьми-инвалидами дадут жилье вне очереди

14:25Студенты РАНХиГС познакомились с успешным опытом ФосАгро в реализации социальных программ

14:24«Мегафон» восстановил голосовую связь в Мурманской области

14:15Грузопоток ММТП снизился на 17% в сравнении с прошлым годом

14:07В Норвегии найдено тело матроса с Мурманского судна «Полярный исследователь»

13:49В Мурманске обрушилась сеть «МегаФон»: абоненты остались без связи

13:14Берегите голову: снег и сосульки падают с крыш в Североморске и Кандалакше

01:32Рыбные котлеты как в школьной столовой за 15 минут: сочные и хрустящие

01:093 знака Зодиака, которым обязательно нужно отдохнуть перед Новым годом — расслабление принесет много сил

00:25Лучше избавиться: 9 вещей в квартире, у которых есть «срок годности»

Все новости