Вечный конфликт отцов и детей каждый раз разыгрывается по-новому, доказали американские ученые Нейл Хоув и Уильям Штраус. Каждое последующее поколение воспитывается в иных условиях и у него формируется своя система ценностей. Эта теория сегодня актуальна как никогда, особенно для нашей страны. Поколение, получившее условное название Y (в США к нему относят людей, родившихся в 1981-2000 годах, а в России - в 1984-2004), казалось бы, должно начать стремительно делать карьеру. Да вот незадача: у него другие жизненные приоритеты. Пока что представители предыдущего поколения - Х - еще молоды и активны, но кто встанет у руля экономики, когда они отправятся на покой? Об этом сообщает «ТПП-Информ» со ссылкой на журнал «РБК».
Уравнения с неизвестными
Иван Лещаков, IT-специалист 29 лет, до кризиса менял работу примерно раз в полгода: переходя в очередной банк, он получал приличную прибавку к зарплате, а то и повышение по службе. Теперь он уже полтора года сидит в банке третьей лиги и жалуется, что новых предложений на рынке поубавилось. Специалисты по подбору персонала видят ситуацию иначе: спрос на «попрыгунчиков» резко упал. Сегодня в цене кандидаты, выстроившие карьеру в рамках одной компании. «Чтобы стать настоящим гендиректором, нужно видеть последствия своих решений четырехлетней давности», - уверена Татьяна Кузнецова, управляющий партнер московского офиса компании по подбору руководящего персонала «Boyden Global Executive Search».
С этим же явлением связан и другой тренд на рынке труда: работодатели все выше поднимают планку возраста соискателей. Оказалось, что те, кто подходит под еще недавно главное требование - «возраст до 35 лет», подчас не соответствуют по другим параметрам.
Поколенческая разница между теми, кто только начинает делать карьеру, и теми, кто находится на её пике, существует во всем мире. Родившиеся в период демографического спада, в 1961-1981 годах, росли в условиях холодной войны, растущего объема информации и все чаще - в разведенных семьях. Жизнь заставляла их быть гибкими, а высокие требования к образованию - продолжать учебу. В США, например, именно это поколение до сих пор остается наиболее образованным за всю историю исследований, говорится в докладе «Поколение X», выпущенном Мичиганским университетом в 2011 году. Впрочем, не все так просто. Доля тех, кто посещает или окончил колледж, все же выше среди самых молодых (их называют поколением Y или «миллениум»), говорится в исследовании «Миллениумы. Уверенные. В связке. Открытые к переменам» научной организации «Pew Research Center». Но среди социологов распространено мнение: «иксы» учатся, а «игреки» получают образование. И хотя в массе своей поколение Y более продвинутое в техническом плане, именно у X - более глубокие знания. Эти общие для всего мира явления в России обрели особую остроту. Причина - в нашем недавнем прошлом и настоящем, слишком оно было бурным.
Перестройка сознания
Первые 10 лет после вуза - кандидатская, заведование лабораторией, семья, получение дачного участка. Затем докторантура, членство в ученом совете, внуки, «Жигули» седьмой модели, поездки на Кубу и в Болгарию. Пенсия... Так 30 лет назад выглядело будущее рожденного в СССР, рассказывает основатель «ECS Group» Евгений Бутман. Но внезапно оказалось, что может быть и по-другому - как в кино или в новостях про заграницу. Стремление в новый успешный мир стало мощнейшим драйвером: предпринимательский потенциал, накопленный за все предыдущие десятилетия, наконец был реализован. Но и деньги тоже были ориентиром, вспоминает управляющий партнер московского офиса компании по поиску руководителей высшего звена «Odgers Berndtson» Федор Шеберстов.
Воспользоваться моментом и перейти к новой модели экономики смогли, конечно, не все. «Часть людей адаптировались и поняли, как это работает, а часть нет», - отмечает гендиректор рекрутингового агентства «Antal Russia» Михаэль Гермерсхаузен. И правда, такого количества таксистов и охранников старше 40-45 лет, как в России, нет ни в одной стране Европы. Но те, кто приспособился, теперь определяют не только сегодняшнее, но и завтрашнее состояние экономики. «Через 10-15 лет они все еще будут работать, - уверен Михаэль Гермерсхаузен. - Во-первых, потому что продолжительность жизни увеличивается, а количество рабочей силы уменьшается, во-вторых, это поколение все-таки более опытное и стабильное». Подобная тенденция характерна не только для нашей страны. «Это поколение будет играть за «сборную Америки» еще два следующих десятилетия», - говорится в докладе «Поколение X». Однако рано или поздно «иксам» придется уйти, освободив место молодым. Но кому?
Потерянный рай
Российские реалии породили прослойку между ярко выраженными во всем мире поколениями X и Y. Это так называемое пограничное поколение, или Lost - младшие «иксы» или старшие «игреки». Детство «потерянных» в России пришлось на перестройку и начало 1990-х, они видели, как «иксы» делали целые состояния чуть ли не на пустом месте. А их собственный трудовой путь начался после дефолта. «Низкий старт после кризиса 1998 года, вливание денег в экономику за счет роста цен на нефть, улучшение инвестиционного климата благодаря снижению налогов, особенно в раннепутинский период... В таких условиях что ни начни делать, все вырастет», - вспоминает сооснователь и президент «HeadHunter Юрий» Вировец.
У Lost, как и у поколения Х, были ориентиры, но уже сбились цели. Те, кто быстро заработал приличные деньги, внезапно поняли, что не в них счастье. А бизнес как таковой не был ценностью изначально - и в этом их кардинальное отличие от поколения X. «Погоня за карьерой утомляет. А как только задумываешься о здоровье, приходят мысли и о дауншифтинге», - рассуждает 30-летний директор по производству компании «Ahlstrom» в России Олег Старшинов. - Миллиардером все равно не станешь, скорее среднестатистическим менеджером. Мои знакомые, еще заставшие 1990-е, более предприимчивые. Наверное, мы что-то упустили». В результате дауншифтинг распространен именно среди «потерянных». «Мы с мужем поняли, что больше не хотим гнаться за деньгами, - рассказывает бывший юрист Алена Грызлова. - Сдаем две квартиры, а сами живем на Гоа. Муж, бывший бизнесмен, стал инструктором по серфингу, а я открыла свой бар на пляже».
Другие «потерянные» начинают отдыхать, так и не начав работать. «У них нет мотивации, - объясняет президент портала по поиску работы «Superjob.ru» Алексей Захаров. - Есть дом, машины. Зачем надрываться? Что принципиально поменяется? Есть у них шанс заработать на 10 тысяч кв. метров замка на Женевском озере? Нет. В чём тогда смысл?» Существующее перепотребление - одна из причин, почему развитые экономики дают сбой, уверен Алексей Захаров. «Если посмотреть на моих одноклассников, а это первая волна детей, уехавших учиться в английские школы и университеты, то из 15 человек только четыре работают, а остальные развлекаются. Им просто неинтересно, - говорит гендиректор «ECS Group» Филипп Генс. - Поэтому еще нас называют поколением перепроизводства». Хотя родившийся в 1979 году Филипп Генс идеально вписывается в категорию Lost, по своим жизненным установкам он скорее относится к X. Его пример доказывает, что все еще зависит от личных качеств и воспитания.
О «потерянном поколении» говорят и на Западе. Но чаще в несколько ином контексте. Те, кому не повезло родиться в богатой семье, страдают «синдромом переполненного гнезда». Автор этого термина, американский социолог Кэтлин Шапутис обратила внимание на удивительную для Запада тенденцию. Молодые люди в условиях высокой безработицы и дорогого жилья не торопятся покинуть родительский дом: у них не только нет возможностей для этого, но подчас и желания. Здесь тема «потерянных» приобретает новое значение: вынужденное «откладывание на потом» взрослой жизни.
Я - первая буква алфавита
Ярко выраженная мотивация строить карьеру не наблюдается и у поколения Y. «Для них она превратилась в способ самореализации и социализации, - полагает заместитель гендиректора по персоналу IBM в России и СНГ Валентин Тимаков. - Молодые люди приходят с уже сформированными установками и знают, чего хотят. Если работодатель не оправдывает этих ожиданий, они уходят». Именно поэтому на Западе Y часто называют еще поколением NO - им свойственно менять работу раз в год, объясняя это тем, что не нашли себя. А это может происходить и по причине того, что не найден общий язык с начальником.
«Если для X модель управления была обучающей, то для Y - настроена на партнерство», - говорит Валентин Тимаков. Для них в порядке вещей уже на собеседовании обсуждать такие условия, которые старшими воспринимались как преференции. Например, свободный график. Freelance становится жизненным кредо «игреков», их целью. «Для меня работа в компании «Google Russia» - это прежде всего получение признания на рынке, - объясняет менеджер рекламного отдела Сергей Сухов. - Что это мне даст? Когда я заработаю достаточно денег, смогу заниматься собственными проектами».
Отрицание границ - государственных, социальных, гендерных - общая черта поколения Y. Не в последнюю очередь, конечно, в этом заслуга Интернета и социальных сетей - той реальности, в которой выросло это поколение. «Хочешь заниматься наукой и при этом не нуждаться - поезжай на Запад. Хочешь удаленно работать и греться на солнце - поезжай на Бали и живи там по полгода. Если нужно заработать - поезжай на Север, там зарплаты большие и всегда требуются почти все специальности», - рассказывает 27-летний гендиректор IT-компании «NetUP» Александр Чистяков.
Но главное в работе для «игреков» - деньги. По данным опроса Фонда «Общественное мнение», 88% молодежи важнейшим критерием при выборе работодателя называет именно высокую заработную плату. «Потребительская идеология внутри общества перекинулась на вопросы статуса и карьеры, - считает управляющий партнер «Boyden Russia» Юлия Никитина. - Поэтому работа стала восприниматься как инструмент обеспечения, который не имеет ничего общего с нематериальными целями человека». Неудивительно, что «игреки» стремятся в крупнейшие корпорации. Различные социологические компании на протяжении последних лет опрашивают студентов, где бы они хотели работать. На первом месте неизменно оказывается «Газпром». Следом обычно идут «Роснефть», Сбербанк, «ЛУКойл», а в некоторых случаях Администрация президента и МВД. Более того, желательно прийти в упомянутые организации не на рядовую позицию.
А вот заниматься собственным бизнесом молодые люди не стремятся. Согласно отчету «Глобальный мониторинг предпринимательства - 2011» по России, подготовленному Высшей школой менеджмента СПбГУ и НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Citi, лишь каждый 22-й россиянин в трудоспособном возрасте является ранним предпринимателем. Для сравнения, в Китае - каждый четвертый, в Бразилии - седьмой, а в Южной Африке - 10-й. Только вот в чем беда: если в основании экономической пирамиды не будет достаточно маленьких компаний, она рухнет.
Z - значит надежда
«Желание получить все и сразу не позволяет людям сесть в социальный лифт и медленно на нем подниматься, - полагает Юлия Никитина. - Усилия не в моде. А образование - самый главный социальный лифт, который формирует мотивацию человека, - зачастую оказывается поверхностным». Да что уж там, некоторые «игреки» не умеют правильно писать, а порой и говорить. «Как работодатель я сталкиваюсь с тем, что найти подходящих сотрудников сегодня очень сложно», - рассказывает директор по продажам в корпорации «International Flavors & Fragrances» Андрей Дорохов. «Странно смотреть на коллег, которые не стесняются говорить «Я не знаю» и этим даже гордятся, - соглашается 24-летний сотрудник «Сибнефти» Алексей Комаров. - У них сформировалось четкое представление, что личная выгода важнее выгоды компании».
Но не все так плохо. Сейчас подрастает новое поколение - Z (2000-2020). Школьники, которые дают деньги в долг под расписку, уже в 12 лет умеют разрабатывать бизнес-планы, очень скоро составят серьезную конкуренцию Y. И кто знает, может, в будущем именно «игреки» (а не узкая прослойка) получат звание «потерянного поколения». Именно они смогут заменить через 20 лет уходящих на покой представителей поколения X. «Не удивлюсь, если скоро откроется огромное окно для больших прорывов, - подводит итог Юлия Никитина. - Как и 15 лет назад».
А пока этого не произошло, в выигрыше будут те компании, которые смогут направить выбор отдельной личности на благо большинства, считает Феликс Кугель, вице-президент и управляющий директор по России и странам СНГ рекрутинговой компании «Manpower Inc». И работодателям, и работникам выдвигаются новые требования. Первые должны хорошо понимать, какие люди им необходимы в долгосрочной перспективе, иметь высокопрофессиональную HR-службу, которая сможет увязать бизнес-стратегию компании с комфортными условиями работы сотрудников и найти подход к представителям разных поколений. А соискателям из поколения Y не стоит забывать, что свято место пусто не бывает.