В ближайшее время в России может сложиться ситуация, когда некому будет заниматься техническими разработками и генерировать идеи, в том числе в сфере нанотехнологий. О такой опасности заявила Елена Соболева, директор департамента Фонда инфраструктурных и образовательных программ, выделенного в самостоятельную структуру при реорганизации госкорпорации «Роснано», ИА «Маркер». Соболева ссылается на статистику Минобрнауки, согласно которой из около 1,47 млн выпускников российских вузов только 1,6% получили специальности в области физико-математических и естественных наук, то есть в областях знаний, необходимых для формирования корпуса инженеров-исследователей и инженеров-производственников. Однако дело не только в малом количестве будущих инженеров, но и в том, что качество контингента, приходящего на обучение в вузы, крайне низкое.
Сколько и каких специалистов готовят в России
Статистика, на которую опирается Елена Соболева, свидетельствует о том, что в 2010 году из российских вузов было выпущены около 1,47 млн специалистов. Из них только 9973 человека получили высшее образование в сфере физико-математических наук и 13 260 человек - в сфере естественных наук. Очевидно, что это ничтожно мало, особенно в свете курса на инновационную экономику знаний и повышение доли высокотехнологичной продукции в ВВП России, объявленного предыдущим и нынешним президентами страны Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Оказывается, проблема нехватки специалистов для инновационной экономики значительно шире дефицита IT-кадров, о котором ранее писал «Маркер».
По мнению Соболевой, если в среднесрочной перспективе кадровая база страны, то есть тот «локомотив», который будет двигать вперед российскую инновационную экономику, будет, как и сейчас, состоять из нескольких сотен тысяч молодых квалифицированных экономистов и юристов, а инженеров будет в разы меньше, то некому будет заниматься техническими разработками и генерировать идеи, в том числе в сфере нанотехнологий. Действительно, в 2010 году выпускников вузов со специализацией, например, по гуманитарным наукам, было 249,7 тысячи человек - в 10 раз больше, чем физиков и естественников вместе взятых. Однако дело не только в том, что вузы выпускают мало специалистов по нужным для инженерной деятельности областям знаний. Проблема глубже и гораздо неприятнее: количество и качество абитуриентов, приходящих на учебу в вузы по инженерным специальностям крайне низки. То есть достаточное количество по-настоящему грамотных инженеров просто не из кого готовить.
Кто идёт учиться на инженеров
Соболева подчеркивает, что на сегодняшний день уровень подготовки выпускников технических вузов зачастую не отвечает запросам работодателей. И во многом корни этой проблемы кроются в некачественном школьном образовании в области физики, химии и биологии.
В частности, в 2011 году сдавали ЕГЭ по физике только 25,5% выпускников российских школ, причем 5% сдать это экзамен не смогли. Получается, что в том году могли поступать в вузы по физико-математическим специальностям лишь 20% выпускников школ, хотя вовсе не все из них сделали такой выбор. Однако тревожен сам по себе факт, что только пятая часть молодых людей, окончивших школы, имеют хотя бы теоретическую возможность изучать в вузах физико-математические специальности. Особенно он тревожен на фоне прогрессивно сокращающего объема выпуска из школ: если в 2004 году из них вышло около 1,4 млн человек, то в 2012 году - только 720 тысяч.
Удручает и качество подготовки тех, кто все же поступил учиться на инженера. В 2011 году среди студентов, поступивших на первый курс технических вузов, отличников по количеству полученных баллов ЕГЭ были считаные проценты. Так, среди поступивших на факультеты авиа- и ракетостроения отличников не было вообще, хорошистов - 58%, троечников - 42%. На факультеты электроники и радиотехники пришло 4% отличников, 57% хорошистов, 39% троечников. А по профилю транспорта троечники вообще составили более половины первокурсников - 54%, тогда как отличников было 3%, а хорошистов - 43%.
Эти факты, кстати, опровергают распространенное до сих пор заблуждение, что Россия - одна из самых образованных стран в мире. Это давно уже далеко не так. По данным Центра оценки качества образования, работающего в структуре Российской академии образования, отечественные школьники по уровню грамотности находятся ниже среднемирового уровня, причем случилось это не вчера. Уже в 2009 году по уровню математической подготовки школьников старших классов Россия занимала 38-е место среди 65 стран, где проводилось исследование. Впереди нас по этому показателю оказались не только Китай, Корея и большинство стран Европы, но и такие экзотические государства, как Макао, Новая Зеландия, Исландия. Даже в небогатой Португалии школьники лучше разбираются в математике, чем в России. Если говорить о естественнонаучной грамотности, что с этим в России еще хуже - наши школьники занимают лишь 39-е место среди 65 стран.
Что с этим делать - непонятно. Предпринимаются отдельные попытки как-то повысить уровень подготовки школьников и студентов в России. Тот же Фонд инфраструктурных и образовательных программ реализует проект «Школьная лига РОСНАНО», основной задачей которого является обновление подходов к преподаванию цикла естественнонаучных дисциплин в школе. В Санкт-Петербурге при поддержке городского комитета по образованию Санкт-Петербурга реализуется пилотный проект по обучению школьников передовым технологиям и привлечению их в техническую сферу.
Однако это частные случаи, и, по-видимому, они не способны решить проблему в целом. Как отмечает Елена Соболева, нынешнее неудовлетворительное состояние с подготовкой инженерных кадров связано с системными недостатками российского среднего образования. Значит, что-то нужно менять в российских средних школах, да и в системе подготовки инженеров в целом. Если эту проблему не решать, считает Соболева, все высокотехнологичные отрасли, в том числе сфера нанотехнологий, с каждым годом будут сталкиваться со все более острым кадровым дефицитом - количество инженеров, подготовленных еще в СССР, будет неуклонно убывать, а заменить их будет некем.
В этом Елена Соболева, по-видимому, недалека от истины: по оценке специалистов, в ближайшие пять лет 75% ныне действующих российских инженеров достигнут пенсионного возраста. И кто-то должен будет придти им на смену, иначе из стран СНГ на работу в Россию придется звать не только каменщиков и дорожных рабочих.