В июле Счётная палата РФ озвучила итоги проверки исполнения программы приватизации госпредприятий в 2010 и 2011 годах, согласно которым Росимущество не только завышало, но и неоправданно занижало цену активов. Эксперты уверены, что если подходы к приватизации не изменятся, государство от продажи госсобственности лишь проиграет.
Как известно, ОАО «Мурманский морской рыбный порт» распоряжением правительства РФ включён в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества на 2011-2013 годы. Это означает, что 100% акций предприятия должны быть проданы с торгов частному бизнесу не позднее 2013 года. В прошлом году намеченного сделать не получилось, как не вышло и нынешним летом (продажа запланированных к приватизации госпредприятий, как правило, осуществляется 2 раза в год - в июне и ноябре. - Ред.)
Почему, возможно, стоимость активов Мурманского рыбного порта была завышена? На этот и другие вопросы ИА «Nord-news» мы попросили ответить Владимира Соколова, генерального директора ОАО «ММРП», некогда градообразующего предприятия Мурманска.
- Распоряжение о приватизации рыбного порта никто не отменял, оно продолжает действовать, и все предприятия, которые имеют хоть одну государственную акцию, подлежат приватизации, - подтвердил намерения российского правительства в лице Росимущества Владимир Витальевич. - Согласно выданному ведомственному предписанию, мы должны были в срок до 5 августа сдать документы на оценку стоимости государственных портовых активов, что и было сделано. Оценочная комиссия, выбранная по конкурсу в Москве, получит необходимые бумаги и приступит к оценке имущества рыбного порта. Не знаю, к каким цифрам придут эксперты, ведь активы остались те же самые.
- Почему понадобилось делать переоценку активов? Возникли сомнения в стоимости портового имущества?
- Я не знаю. Первая оценка была сделана в 2008 году - в 3 млрд 200 млн рублей. После переоценки в 2010-м цена активов резко упала - до 1 млрд 200 млн, хотя они никуда не «уходили». Сейчас ждём новой оценки. Меня настораживает, что оценочная комиссия может и не приехать в Мурманский рыбный порт. Если в 2008-м эксперты работали непосредственно на производственных объектах, и довольно долго - в течение месяца, то в последние 2 года, почему-то, подобная практика не применяется. Не понимаю, как можно сделать оценку такого большого предприятия, как Мурманский рыбный порт, заочно.
- С точки зрения потенциального покупателя, какие объекты - наиболее ценные?
- Нефтебаза, причалы, буксирный флот, холодильник, железнодорожное хозяйство.
- В новое правительство Мурманской области на должность первого заместителя губернатора пришел Алексей Тюкавин - опытный руководитель, в недавнем прошлом - портовик. Вы с ним встречались? Какими Алексею Михайловичу видятся перспективы деятельности рыбного порта?
-Да, он посещал наше предприятие, ознакомился с инфраструктурой, задавал много вопросов, проявил неподдельный интерес. Заверил, что вопрос о будущем рыбного порта не снимается с повестки дня правительства области. Особые надежды связаны с проектом комплексного развития Мурманского транспортного узла: будет МТУ - и для рыбного порта найдётся работа. А сейчас её очень мало, загрузка составляет всего 25%. И наблюдается устойчивая тенденция к дальнейшему снижению, мы несём большие убытки. По результатам 7 месяцев текущего года общий грузооборот составил всего 168,6 тысячи тонн грузов, в то время как в 2011-м он достигал 314,1 тысячи тонн. Причём объёмы так называемых непрофильных грузов, которыми мы всегда пытаемся прикрыть «бреши» в обработке рыбопродукции, тоже снижаются.
Хочу напомнить, что в работе рыбного порта есть свои особенности, прежде всего - это её сезонность. Пик нагрузки на докеров приходится на период мойвенной путины, это - январь-февраль. Сначала люди зарабатывают, а потом работы становится очень мало. Но зарплату-то я должен платить достойную, чтобы сохранить бригады докеров, потому что они - опытные специалисты-универсалы, чья работа связана с повышенным риском для жизни.
- Владимир Витальевич, но ведь понятно, что таких объёмов грузооборота, как в советские времена, уже не будет. Нельзя каким-то образом оптимизировать производство?
- Это делается. Постоянный «костяк» докеров у нас насчитывает 176 человек. А в период пиковой нагрузки - он приходится на мойвенную путину, когда требуется 250 грузчиков, - я обращаюсь за помощью в центр занятости.
- Инфраструктуру можно «ужать»?
- Такое невозможно. Если причальная линия у нас тянется на 4 км, я же не могу дать указание: к этому причалу швартуйся, а к другому - нет. И кран не законсервирую.
- Как коллеги из других прибрежных регионов решают проблему функционирования рыбных портов в современных условиях? Мурманский порт ведь, наверное, в своих бедах не одинок?
- В Калининграде - столь же сложная ситуация, что и у нас. Рыбный порт Петербурга уже перешёл в частные руки, там дела обстоят более-менее благополучно.
- Так, может, и северянам повезёт? В Мурманск придёт новый инвестор, выкупит рыбный порт и выправит ситуацию с пользой для себя и для нашей области?
- Не уверен. За три последних года Мурманской области нанесен большой урон, что подтверждает и сегодняшнее состояние регионального бюджета, который сейчас перекраивается. Пострадала и рыбная отрасль. Крупные предприятия перешли в другие руки, новые их хозяева не заинтересованы в том, чтобы работать на наш регион. В нынешнем году за 7 месяцев грузооборот рыбопродукции снизился на 15 тысяч тонн. Это очень большая цифра для Мурманского рыбного порта. Я пришёл сюда на должность генерального директора в 2007 году, и все последующие годы, вплоть до 2010-го, порт был на подъёме. Потом планка «зависла» и сейчас идёт вниз. Надо решать проблему с заходами российских траулеров в родной порт, активизировать в этом вопросе рыбаков. Если порт нужен, необходимо заводить суда в Мурманск, а не в Петербург или куда-то за рубеж. Не все зависит от нас, есть и другие структуры, такие как - таможня, санитарно-ветеринарная служба, которые создают бюрократические сложности, задерживают обработку судов в порту до 2-4 суток. Проблемы с работой этих ведомств возникают каждый день, и непонятно, в чём загвоздка. В России действуют одни и те же законы, однако в Петербурге проблем со скоростью обработки траулеров нет. Оформление документов в порту города на Неве занимает 3 часа, как и положено правилами, а на четвертый час начинается выгрузка. С моей точки зрения, рыбаки просто боятся заходить в порт Мурманск из-за всех этих сложностей. С пограничниками у промысловиков уже почти не возникает разногласий, а с таможней и санитарами надо разбираться до тонкостей. Страдают порт и рыбаки.
- Исходя из услышанного, становится понятно, что экономическая ситуация в порту - сложная. Как в таких условиях удается исполнять задачи по ремонтной программе?
- Если не будешь вкладываться, то потеряешь оставшееся. Это называется воспроизводством основных средств, на что необходимы вложения, чем мы и занимаемся. Работаем с грузами, несвойственными порту - щебнем, нефтепродуктами, обслуживаем пассажирские суда. Производственные тонкости, наверное, вряд ли будут интересны неспециалистам, на этом, я думаю, детально останавливаться не стоит. Кстати, занимаемся и подготовкой рабочих кадров, причём не только для собственных нужд. Учебный центр рыбного порта «Курс-Норд» работает круглый год. Выпускаем специалистов по 25 рабочим профессиям - матросов, боцманов, мотористов, сварщиков, докеров, поваров. Только за первое полугодие этого года Мурманск, благодаря усилиям наших преподавателей, получил 550 новых специалистов разного звена. На объектах ММРП проходят производственную практику студенты профильных вузов.
- Совсем недавно стало известно, что Мурманский рыбный порт стал лауреатом V ежегодной международной премии «Лучший налогоплательщик года». То есть, несмотря на трудности, налоговые обязательства исполняете?
- Стараемся. Нужно с надеждой смотреть в будущее. Не сидеть и ждать манны небесной, а самим много работать для создания этого светлого будущего. В качестве примера: за 2010 год Мурманский рыбный порт перечислил более 207 млн рублей налогов в бюджеты всех уровней, а за 2011 год - более 233 млн рублей.
- Скоро - новый отопительный сезон, а проблему с долгами и неплатежами управляющих компаний за поставленную портом коммунальную услугу - тепло, так и не решена. Что планируете предпринять?
- Необходимость отапливания жилых домов при неплатежах управляющих компаний - это наша не проходящая головная боль. Тему долгов и неплатежей УК губернатор Марина Васильевна Ковтун подняла на встрече с руководителями этих компаний на прошлой неделе. Больше 1 млрд долгов ресурсникам насчитано по всей области, в том числе - более 50 млн рублей управляющие компании должны за отопление рыбному порту. Больше всех задолжало ООО «ГарантЪ» - 22,4 млн. Среди должников числятся также «Жилищная сервисная компания», «Мурманская управляющая компания», «Мурманэнергосбыт», ТЭКОС, комитет по развитию городского хозяйства города Мурманска. С городскими чиновниками отношения в последнее время налаживаются, платежи поступают, чего нельзя сказать об остальных. Самое тревожное то, что некоторые управляющие компании проводят процедуру банкротства. Все суды с должниками порт выиграл, но при банкротстве с должника взять будет нечего. Может случиться так, что покупать топливо будет не на что. Еще 2,5 года назад порт предлагал потребителям оплачивать свои услуги напрямую, готовы даже создать специальный отдел для оформления и расчёта квитанций. Вопрос назрел и вроде продвигается, но некоторые УК упорно не хотят переходить на новую форму отношений. Мы взяли 46 млн рублей кредита только из-за программы по отоплению жилых домов. Раньше рыбный порт получал компенсацию по мазуту из областной казны, но бюджет региона 2013 года будет очень тяжелый. Станут ли нам и впредь компенсировать разницу между тарифами и рыночной ценой за ГСМ - неизвестно. Если все-таки будут, то, наверное, не в таком размере, как в 2012 году.
- К зиме готовитесь? Что с нормативным запасом топлива?
- Обязательно. В этом году в портовом энергохозяйстве хорошо поработали в плане ремонта. Запас топлива на сегодня - 2200 тонн, а не снижаемый запас должен быть 1560 тонн. Так что, отопительный сезон 2012/2013 годов, надеюсь, пройдёт, в отличие от объектов Минобороны, без эксцессов. Никаких нареканий от областной межведомственной комиссии по подготовке к зиме нам не поступало.