В мурманском конгресс-отеле «Меридиан» прошло стартовое совещание по проекту программы ЕИСП-ПС «Коларктик» - «Совершенствование системы реагирования на аварийные разливы нефти и нефтепродуктов путём создания банка данных нефти». Проект «Коларктик» стартовал нынешним летом.
Участие в совещании приняли: представители правительства Мурманской области, Мурманской областной думы, Департамента Росприроднадзора СЗФО, Северного филиала ФГУП «ББАСУ» (Балтийского бассейнового аварийно-спасательного управления), ФГУ «Администрация морского порта Мурманск», Мурманского гидрометцентра. А также - руководители Центра северных экологических технологий Университета Оулу и Норвежской береговой администрации Тромса и Финнмарка.
Модератором совещания выступил директор ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Мурманской области» Николай Дедков (фото).
«Проект «Коларктик» рассчитан на то, чтобы мы в лабораторных условиях могли смоделировать, как будет вести себя нефть в случае разлива, - пояснил Николай Павлович. - Исследования будут проводиться на морской воде, при тех температурах, которые действуют в естественных условиях. В лаборатории ЦСМ можно задать температуру от нуля до 15 градусов. Исследования одной пробы нефти длятся 1 месяц. Свои технологии нам передала Норвегия, Институт Материалов и Химии «СИНТЕФ». Специалисты нашего центра в свое время прошли там практику, и с 2008 года мы работаем в этом направлении самостоятельно».
Николай Павлович из всех проблем работы лаборатории вычленил главную - недостаток финансирования. ЦСМ долго бился над ее решением, пока, наконец, не отыскал вариант с проектом «Коларктик», куда пригласил поучаствовать своих давних партнеров. Прежде всего, речь идёт о Норвежской береговой администрации, что занимается, в том числе, и ликвидацией аварийных разливов нефти, Мурманский гидрометцентр, который выдает информацию по температуре в любой заданной точке в конкретное время. Хороший партнер и Центр северных экологических технологий Университета Оулу, он занимается различными технологиями по ликвидации аварийных разливов нефти, но не в море, а на берегу. У финнов к этому большой интерес еще и потому, считает Николай Дедков, что они хотят продвинуться в Арктику.
Директор ЦСМ подчеркнул важность знаний о том, как «ведёт себя» тот или иной тип нефти при разливе, сможет ли он загореться, и при каких условиях. Надо знать ответ на вопрос: когда к горящему разливу может в условиях безопасности подойти судно-спасатель, чтобы самому не поймать огонь? Такие ответы подсказывает ЦСМ, а также дает рекомендации: какие вещества применять, чтобы нефть не вышла за пределы обозначенной границы, в зависимости от ее вязкости.
«Важный момент - когда нефть попадает в море, то начинает всасывать воду, что способствует ее увеличению в объеме в 3 раза, - рассказывает Николай Дедков. - Это надо учитывать при определении количества танкеров для сбора горючего. Стоит отметить, что мы видим нефтяное «пятно», когда оно уже достигло берега. Когда проводили учения по программе «Коларктик», то выяснили: зараженная площадь достигает берега (если нефть не успели собрать до того) спустя 7 дней после разлива. То есть, береговые службы должны оперативно среагировать, чтобы собрать «пятно» уже у берега. Опять же, все зависит от того, где именно разлилась эта нефть, и сколько времени она будет находиться в море, прежде чем достигнет суши. Это надо выяснить в лабораторных условиях. Если же нефть будет находиться в море 2-3 дня, то нужно знать - какие диспергенты (дезактиваторы) можно применить, чтобы разложить её для ликвидации или уменьшения урона окружающей среде».
Говоря о типах нефти, с которыми предполагается работать в лаборатории ЦСМ, Николай Дедков пояснил, что интересуют именно те, что перемещаются танкерами в российской экономической зоне, в непосредственной близости от Мурманского региона. А вообще база типов нефти достаточно обширна, но и ее надо пополнять с учетом образцов с новых месторождений. Необходим постоянный мониторинг в этой области. «Типы нефти большинству из нас известны только с точки зрения их потребительских свойств и стоимости, - отмечает Николай Павлович. - Но неясно, как себя будет вести тот или иной тип в случае разлива».
Тема ликвидации аварийных разливов нефти - более, чем актуальна для Мурманской области, считает он. Были случаи, когда даже пустые танкеры, другие виды судов, включая промысловые, попадали в аварии, и остатки дизельного топлива разливались в море. «Даже у танкеров, которые идут по Северному морскому пути без груза с Варандея, и то случаются выбросы, - сказал директор ЦСМ. - Аварии случаются даже у перманентно экологически настроенных норвежцев, что уже говорить про нас. На авось рассчитывать нельзя. «ВР» заплатила за свой разлив в Мексиканском заливе 11 млрд долларов. Недавний аварийный разлив нефти у берегов Франции оценивается 7-8 млрд евро. За аварию у берегов Аляски, случившейся в 1989 году, американцы до сих пор выплачивают компенсацию по экологическому ущербу. Природе нанесен урон. Погибли рыбы, птицы. А Аляска по климатическим условиям близка к природе Арктики. Нельзя создавать на Крайнем Севере подобный прецедент».
Финансирование проекта «Коларктик» осуществляется из Евросоюза, денежные поступления идут от ряда государственных и частных структур Норвегии и Финляндии и из различных российских источников.