Отопительный сезон в Мурманской области понемногу вступает в свои законные права. 12 сентября потеплели батареи в Оленегорске, 13-го тепло стали подавать в квартиры жителей Кандалакши, Заполярного, Полярных Зорь и Апатитов.
Как переживем предстоящую зиму, не будет ли форс-мажора? Этот вопрос, наверное, больше всего волнует тех северян, которым уже приходилось в прошлые годы зимовать при холодных батареях, а то и переселяться на время аварий к сердобольным родственникам и знакомым. А тех, кто узнавал о происходящем с экранов телевизоров, вероятно, беспокоит: не случилось бы чего такого в их собственном доме.
О подготовке жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к зиме и на другие актуальные темы - наш сегодняшний разговор с Вячеславом Безуглым, председателем комитета по энергетике и ЖКХ Мурманской областной думы.
- Вячеслав Григорьевич, с позиции профессионала и председателя профильного думского комитета ответьте, пожалуйста, насколько хорошо или плохо Мурманская область подготовилась к новому отопительному сезону.
- Ситуация, которая сложилась сегодня, повторяется из года в год и вызывает, увы, большое сожаление. Известно, что Мурманская область - мазутозависима, и к тому же еще имеет финансово убыточные электрокотельные. Их строили с расчётом на огромные мощности Кольской атомной станции с дешевой энергией. И в советское время эти расчеты были совершенно оправданны. Но экономика «по-Чубайсу» исказила все принципы нормального хозяйственного взаимодействия.
У КАЭС по-прежнему есть избыточные мощности, и производимая электроэнергия имеет низкую себестоимость. Но покупать ее приходится только на оптовом рынке, где цены от стоимости производства не зависят и равно высоки для всех. В результате производство тепла с помощью электричества стало экономически неоправданным. Собственники таких котельных просто не в состоянии оплатить потребленную электроэнергию и создают настоящую пирамиду долгов. Причем иногда, оправдываясь этой убыточностью, не перечисляют даже тех средств, которые поступают от конечных потребителей.
И получается, что или нужно возмещать эти колоссальные финансовые потери из бюджета, или заменять электрокотельные на угольные, которые не идут на пользу экологии, хотя вновь построенные и модернизированные оснащены хорошими системами очистки.
Долговой пожар слезами не зальешь
- Это прописано в какой-то региональной программе?
- Такие программы постоянно создаются и обновляются, но говорить о каком-то системном обновлении отрасли не приходится. Это просто объем разовых и далеко не всегда оправданных мероприятий, которые к тому же еще и не исполняются по срокам.
- Марина Васильевна Ковтун говорила о пересмотре прежних программ и выделении из общего списка действительно реальных, которые можно использовать в работе.
- Пока никаких новых программ нам не представлено. Да и не думаю, что было бы правильным разрабатывать такие программы исключительно внутри правительства без привлечения экспертов и профессионалов из числа руководителей отраслевых предприятий, депутатов, представителей муниципальной власти.
Недавно прошло заседание рабочей группы программно-целевого совета при правительстве области, однако обсуждение актуальнейшего вопроса о выделении средств теплоснабжающим компаниям перенесено на 26 сентября. Как будто мы не на Крайнем Севере живем. Речь идет о больших деньгах, а в Мурманской области бюджет - дефицитный. В казне не будет хватать запланированных 3,5 млрд рублей от налога на прибыль. Он скомпенсируется возросшими отчислениями 1,5 млрд рублей НДФЛ, но 2 млрд все же «выпадает». У нас уже было заложено в региональном бюджете 6 млрд рублей дефицита, а к концу текущего года выйдем на дефицит в 8 млрд. Не хватает шестой части бюджета, который составляет на 2012 год 45 млрд рублей. При этом на заседании рабочей группы программно-целевого совета мы рассматривали вопрос о выделении «МЭС» (ОАО «Мурманэнергосбыт») на пополнение уставного капитала 730 млн рублей.
Прежний губернатор уже выделял этой компании несколько миллиардов рублей в уставный капитал. Это не компенсация разницы в тарифах, предусмотренная в бюджете и выдающаяся пропорционально, по формуле всем организациям, снабжающим теплом Мурманскую область.
По сути, эта финансовая помощь предназначена даже не «МЭСу», а находящемуся в его управлении предприятию-банкроту «ТЭКОСу». Если не погасить накопившиеся долги этого теплоэнергетического гиганта, чьи мощности отапливают большую часть области, хотя бы перед налоговыми органами, его активы могут пойти с молотка. Но и искусственно раздувать уставный капитал «МЭСа» - тоже путь не безупречный с правовой точки зрения. К тому же и долги обоих предприятий, несмотря на помощь из регионального бюджета, продолжают расти. Хотелось бы знать, есть ли у областного правительства какой-то стратегический план по разрешению этой ситуации.
Нельзя бесконечно заливать долговой пожар деньгами.
Вызывает озабоченность и ситуация в некоторых муниципалитетах. В Оленегорске, например, по настоянию городской администрации котельная ОАО «Олкон» перешла под управление муниципального предприятия «Оленегорские тепловые сети». И сегодня не совсем понятно, насколько профессионально новый менеджмент будет управлять объектом городского жизнеобеспечения в новом отопительном сезоне. Есть видимые проблемы с созданием нормативного запаса топлива. Пока что котельная работает, что называется, «с колес».
Не позаботилась администрация о приобретении и установке необходимого оборудования, которое критически необходимо в период низких зимних температур, а также о проблеме профессиональных кадров.
Складывается впечатление, что для мэра Оленегорска Дениса Володина главной задачей было снять проблему долга в 350 миллионов перед прежним арендатором котельной ООО «ТЭК», а решение хозяйственной проблемы теплоснабжения вверенного ему города - просто сопутствующая задача. С таким подходом администрации жители Оленегорска не могут не беспокоиться за тепло в своих квартирах.
И это не единственный печальный пример.
Кроме того, плохо подготовлен к зиме жилфонд, находящийся в ведении Минобороны. Я недавно встречался с Николаем Голдобиным, мэром Полярных Зорь. По его сведениям, у военных вообще отсутствуют запасы угля.
Хочу отметить, что законодательная власть не может оперативно воздействовать на текущую ситуацию. Решением проблем предстоящего отопительного сезона необходимо заниматься планомерно, системно, начиная с весны.
С точки зрения целесообразности
- Может быть, с точки зрения экономики, действительно целесообразнее в муниципалитетах региона ставить разные виды котельных, чтобы не зависеть от конкретного вида топлива? Вы об этом говорили в одном из интервью.
- Если говорить об экономике, то я опять хочу вернуться к заседанию рабочей группы программно-целевого совета, где говорилось также и о том, что 25 млн рублей нужно выделить на 2014 год для разработки проекта газификации Мурманской области. Это предложение вызвало возмущение у многих депутатов областной думы, которые там присутствовали. Ведь столько лет этот вопрос висит в воздухе, а ответа все нет. Мы едва ли не единственный регион в стране, оставшийся без газификации. До Карелии труба уже «дошла», до нас - нет. Не пора ли как-то определиться? Ведь если газ все-таки будет, зачем тогда тратить огромные средства по переводу котельных на уголь? Зачем экспериментировать с другими куда более дорогостоящими видами топлива?
В Минькино - газовая котельная, обеспечение которой обходится в 2 раза дороже, чем было раньше. В Лувеньге - котельная на пеллетах, которые у нас никто не производит. Во всем мире котельные на пеллетах строят вблизи от торфоразработок или деревообрабатывающих производств. Тогда это экономически оправдано. Опять все ставится с ног на голову. Если есть программа газификации, так может, лучше подождать, когда газ сюда придет, и делать все котельные газовыми?
Ещё один загадочный момент. Три года назад запланировали построить три угольные котельные в Мончегорске, Заполярном и Никеле За это время под Мончегорском вырыт одинокий котлован, даже фундамент ещё не готов. В 2009 году из областного бюджета выделили на эти цели 700 млн рублей, где они?
А средства эти вместе с такой же суммой от Кольской ГМК за вычетом первоначальных расходов до сих пор лежат на банковских счетах «Кольской теплоснабжающей компании». Ещё почти 100 миллионов из этих средств были направлены на покупку акций авиакомпании.
Сегодня из-за инфляции этих денег даже на одну котельную не хватит.
Но если газ придет, зачем тогда нам уголь? Вот этими вопросами надо заниматься. Мы спрашивали у Владимира Софьина (первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Мурманской области. - Авт.): зачем строить котельные на пеллетах и опилках? Он ответил, что это пилотный проект, хотят посмотреть, как будет работать. В Минькино - тоже пилотный проект, покупают газ по цене 30 тысяч рублей с НДС за кубометр, а мазут стоит 15 тысяч за тонну. О какой экономии можно говорить?
- Пилотный, вероятно, предполагает чье-то софинансирование?
- Все профинансировано из бюджета Мурманской области.
Системную чехарду пора прекращать
- У вашего комитета уже есть что-то в планах по законотворческой деятельности на ближайшую перспективу?
- Основной вопрос, над которым предстоит хорошо поработать, - это подготовка проекта о создании регионального фонда по капитальному ремонту многоквартирных домов.
19 сентября, в среду, наш комитет проводит заседание «круглого стола» на эту тему. Приглашены представители правительства области, муниципалитетов, управляющих компаний и ТСЖ, экспертного сообщества, граждане, которые проявляют заинтересованность, потому что работа этого фонда коснется каждого.
Соответствующие поправки в Жилищный Кодекс уже прошли первое чтение в Государственной Думе и готовятся к рассмотрению во втором. Когда документ будет принят, его спустят в регионы для создания на базе этого закона соответствующих региональных.
Важно понимать: как региональный фонд будет работать, сколько средств из всех уровней бюджета понадобится на его софинансирование, как эти деньги будут распределяться, кто будет отбирать подрядчиков и т.д.
Кое-где уже прошла информация, что дополнительные платежи с населения за капитальные ремонты составят от 4-х до 10 рублей с каждого квадратного метра в месяц.
Так вот, лично я вижу своей главной задачей - не допустить того, чтобы очередное финансовое бремя в очередной раз легло на плечи собственников жилья. По мнению депутатов нашей фракции, на каждый рубль из карманов граждан должны приходиться минимум 4-5 рублей государственного финансирования. Правда, средства господдержки должны быть направлены, в первую очередь, на снижение неэффективных коммунальных затрат: установку бойлеров, реконструкцию внутридомовых сетей и т.п. Тогда экономический эффект от ресурсосбережения со временем покроет бюджетные затраты. Это рациональный и оправданный подход.
- Что вы можете сказать по поводу перевода населения на новые тарифы жилищно-коммунальных услуг?
- С 1 сентября повысились тарифы на разные виды коммунальных услуг, и наша тревога усугубляется тем, что раньше собственники жилья платили за отопление по 1/12, а когда лето прошло, будем платить по 1/9, не включая летние месяцы. Хотя логичнее и справедливее было бы сделать наоборот. Но сделали так, чтобы было выгодно тем, кто устанавливает тарифы. В сумме всех этих повышений рост платежей получается достаточно существенный. Отследить его простой обыватель и даже эксперт не может, потому что параллельно с этим была проведена работа по оптимизации нормативов. Например, для определения норматива на теплопотребление, были учтены высотность и время постройки домов, региональное деление по климатическим зонам. Раньше жители соседних домов, сравнив квитанции по уплате услуг ЖКХ, могли понять, обманывают их или нет. Сейчас такое сравнение не даст ничего, потому что все эти нормативы настолько дробные, что понять их, даже специалисту, очень мудрено. А с учетом того, что изменились еще и сами тарифы, просчитать, сколько получается по каждой отдельной квитанции, невозможно.
Министерство энергетики и ЖКХ региона не может повышать тарифы в каждом текущем году более чем на 12%, а здесь они кое-где выходят за эту цифру - у кого-то меньше, а у кого-то больше. Там, где превышает 12%, тарифы не повысятся сейчас, но они все равно повысятся с будущего года. Получается системная чехарда, которую очень трудно объяснить так, чтобы человек понял правила игры.
То есть мы вновь наблюдаем отсутствие сбалансированного системного подхода.
Ведь в чем проблема нового отопительного сезона? Она даже не в том, что где тонко, там и рвется, а в том, что каждый раз вваливается огромная сумма денег в очередную проблемную зону. Перспективы развития ситуации не просчитываются, есть просто латание дыр огромными финансовыми потоками.
Да, необходима модернизация котельных, но системы и программы этого процесса нет. То, что правительство называет программой, на самом деле является набором разрозненных мероприятий по отдельным муниципалитетам, внутри которых остается пространство для злоупотреблений и махинаций, недочетов и элементарных провалов.
- Та хаотичность, о которой вы говорите, это сознательная хаотичность, или, может быть, она возникает от недостатка каких-то знаний?
- Я не думаю, что это финансовая схема увода денег. Просто в голове у одних специалистов появляется идея рационализировать процесс, в другом ведомстве блеснет мысль модернизировать что-то ещё.
Например, я уверен, что Агентство энергетической эффективности, разрабатывая новые нормативы, думало, что делает благо, или, как минимум, отрабатывает свою зарплату. Но, повторяю: нет здесь системы стратегического планирования, когда определяются точки роста и именно они становятся приоритетом. Все остальное подчиняется им, как главной цели. Когда же разные ведомства просто продавливают свои инициативы, не думая о том, как это отразится на всех участниках процесса в целом, это неправильно.