Многие годы не прекращались дискуссии по поводу минусов и плюсов вступления России во Всемирную торговую организацию. Несмотря на отмечаемые экспертами негативные последствия, вступление всё же состоялось, и сегодня отечественный бизнес вынужден готовиться к новым условиям работы на фоне грядущего роста конкуренции. Вопросы налогового администрирования в этом играют далеко не последнюю роль. Именно этому и была посвящена III Мурманская налоговая конференция, которую проводят совместно Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области и Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, которая прошла 20 сентября.
«Я всегда был и остаюсь противником вступления России в ВТО. Я придерживаюсь политики здорового протекционизма, - отметил президент СПП МО Александр Лебедев. - Именно такой подход, на мой взгляд, может обеспечить развитие российской, подчёркиваю, российской экономики. Впрочем, рассуждать на эту тему теперь уже поздно. Сейчас нам надо заботиться о повышении конкурентоспособности российских предприятий на национальной и международной аренах. В особенности это касается малого и среднего предпринимательства».
А конкурировать российским предприятиям предстоит с иностранными компаниями, которые иной раз существенно превосходят наши по различным аспектам, говорит президент регионального СПП. Несмотря на то, что задача по повышению конкурентоспособности перед бизнес-сообществом стояла всегда, только сейчас, на фоне протекционистских мер, которые будут ослабевать, эта задача превращает в проблему и панацею. По мнению Александра Лебедева некоторые отрасли, сформированные у нас российскими компаниями, могут вообще перестать существовать чисто в отечественном варианте.
«Налоговое администрирования является одним из факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, - сказал Александр Геннадьевич. - Очень часто, когда проводим оптимизацию того или иного процесса, мы приходим к выводу, что многие факторы, влияющие на оптимизацию, находятся за пределами этого процесса. Для многих налогоплательщиков процесс налогового администрирования является своеобразным таинственным непредсказуемым чёрным ящиком, на который оказывают влияние огромное количество факторов. Если влияние каждого фактора будет позитивным, то и процесс администрирования будет быстрым и лёгким. Но воздействие факторов часто носит негативный характер. На этом фоне сложно получить какой-то позитивный результат, сколько ни шлифуй процесс администрирования».
Первый фактор, который отметил президент СПП МО, - количество налогов. Каждый понимает, что чем меньше налогов, тем их проще платить, и упрощается сам процесс администрирования. Негативным примером здесь можно привести отмену в своё время единого социального налога, который раздробили на отдельные платежи в фонд социального страхования, фонд медицинского страхования и пенсионный фонд. Естественно, что количество различных отчётов пропорционально увеличилось.
Простота исчисления налогов - тоже важный фактор, ведь много ошибок возникает именно при исчисление того или иного налога. Коррективы сюда вносит российское налоговое законодательство, которое трактует по-разному исчисление налогов, объект исчисления и прочее. Эти постоянные изменения и различные трактовки вносят неудобства в весь процесс администрирования. «Как ни странно, желание платить налоги тоже является определяющим фактором эффективности налогового администрирования, - замечает Александр Лебедев. - Понятно, что есть закон, по которому мы обязаны платить налоги, но есть и вопросы, касающиеся оптимизации системы налогообложения. Качество и количество внесения налогов напрямую зависят от их распределения. То, что мы наблюдаем сейчас в нашей стране, и тот уровень коррупции, который мы имеем, совершенно не внушают мне оптимизма и уверенности. Я уверен, что это негативно влияет на процесс налогового администрирования. Если посмотреть данные последних опросов, то мы увидим, что за последние три года количество предпринимателей, которые считают коррупцию основной проблемой в нашей стране, увеличилось в 5 раз. Естественно, что, если руководитель предприятия видит несправедливость в распределение налогов, то он задумается вообще о смысле платить налоги. Срабатывает инстинкт самосохранения, сохранения себя и своего предприятия. Об интересах государства он думает в последнюю очередь».
Налоговая ставка - ещё один фактор, который постоянно становится предметом жарких споров. Понятное дело, что предпринимательское сообщество хочет платить меньше, а государство говорит, что надо платить больше. Вероятно, компромисс находится где-то посередине. Но следует понимать, что любое увеличение обязательных отчислений неминуемо ведёт к снижению их собираемости, уверен президент регионального СПП. «Наглядный пример со страховыми взносами, - поясняет Александр Геннадьевич. - Для предприятий, работавших на упрощённой системе налогообложения, рост страховых взносов увеличился в 2,5 раза. У остальных эти взносы увеличились на 40%. И что мы получили в итоге? Рост поступлений в фонд социального страхования составил всего 1%. Вопрос, зачем надо было всё это делать? Ради 1%?! Министерство экономического развития Российской Федерации уже признало, что идея была глупая. Но отыграть обратно уже нельзя».
Все эти факторы оказывают существенное влияние на процесс налогового администрирования, и при правильном формировании могут серьёзно этот процесс упростить. Александр Лебедев, который сам является предпринимателем, не понимает, зачем российскому бизнесу такое огромное количество различных отчётностей и, как следствие, огромное количество человеческих затрат. По его мнению, чем проще система, тем надёжнее она работает, а значит поддерживать её нормальное функционирование гораздо проще.
Средняя заработная плата бухгалтера в России составляет 32 тысячи рублей, они все в стране в месяц зарабатывают 150 млрд рублей, а за год - 1,8 трлн рублей. Эта цифра равна оборонному бюджету Российской Федерации на 2012 год. Если сюда ещё включить НДФЛ, страховые взносы и прочее, то получится 2,6 трлн рублей. В итоге на бухгалтеров приходится 3,3% всей внутренней экономики страны. 7,1% всех работающих граждан России приходится именно на бухгалтеров. Для сравнения, в США этот показатель равен всего 1,9%, а ведь у них населения страны в 2,5 раза больше, чем в России. В США на 4 млн солдат приходится 3 млн счётных работников. В России на 1 млн армию приходится аж 5 млн бухгалтеров. «Наиболее понятным объяснением того, почему же в России так много бухгалтеров, является то, что в России слишком сложный финансовый учёт. Но при этом ничего не делается, чтобы его упростить. - поясняет президент СПП МО. - Я с большим уважением отношусь к работе бухгалтеров, поэтому не воспринимайте это всё на свой счёт, просто я хочу показать, что наша система очень далека от эффективной и оказывает отрицательное влияние на конкурентоспособность наших предприятий и страны в целом».
Подводя итог, Александр Лебедев отметил, что систему налогового администрирования в России необходимо совершенствовать путём коррекции влияющих факторов. «Необходимо стремиться к простоте, ведь не зря говорят, что всё гениальное просто, - подытожил Александр Геннадьевич. - Мировой опыт это в полной мере подтверждает. Если мы, вступая в ВТО, хотим конкурировать с иностранными компаниями, то нам надо создавать соответствующие условия для ведения бизнеса в России».