Как мы уже сообщали, в минувшую субботу в Мурманске, под председательством премьер-министра Владимира Путина, состоялось общероссийское совещание по приёму, переработке, хранению и транспортировке рыбной продукции. Участником мероприятия столь высокого уровня стал Вячеслав Зиланов, председатель КС «Севрыба», вице-президент ВАРПЭ.
Вячеслав Константинович рассказал о ходе и итогах совещания, а также ответил на вопросы редакции.
- Прежде всего, я хотел бы отметить, что на встрече с председателем российского правительства Владимиром Путиным и другими официальными лицами были широко представлены участники рыбной промышленности Мурманской области, - сказал Вячеслав Зиланов. - Это - Павел Агапов, гендиректор ООО «Робинзон», Николай Карлин, исполнительный директор ОАО «МТФ», Валерий Зимницкий, гендиректор «Норд-Вест Ф. К.», Владимир Соколов, гендиректор ОАО «Мурманский морской рыбный порт», ваш покорный слуга. Побывали в Мурманске и представители других рыбохозяйственных бассейнов - Владимир Серенков, гендиректор калининградской добывающей компании «ФОР», Юрий Белкин, руководитель рыбокомбината «Островной», расположенного на острове Шикотан, Владимир Романенко, президент рыбопромышленного холдинга «Карат», Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая.
Ряд вопросов, которые собирались поставить мурманские рыбаки, уже были поставлены в начале совещания Владимиром Путиным, первым заместителем председателя российского правительства Виктором Зубковым и главой Росрыболовства Андреем Крайним. Однако Владимир Владимирович дал нам возможность высказаться и по другим проблемам.
В своём выступлении он отметил, что в рыбной промышленности сейчас продолжается единый интеграционный процесс, который надо развивать и дальше: добыча, береговая рыбопереработка, сбыт. Это прозвучало впервые за последнее время из уст председателя правительства. Дело в том, что в период рынка сектора рыбной промышленности пошли по пути раздробления, да и законодательная база была сформирована, прежде всего, под запросы добычи. Федеральное агентство по рыболовству тоже, в основном, занималось регулированием промысла водных биоресурсов. А рыбопереработка - один из основных секторов отрасли - оказалась в стороне. На совещании Виктор Алексеевич Зубков подчеркнул: для того, чтобы устойчиво работала добыча, сделано многое, теперь наступил период, когда надо всерьёз заняться переработкой. Рыбакам и переработчикам необходимо повернуться навстречу друг к другу в вопросе урегулирования цены на рыбное сырьё, надо устранять бюрократические препятствия, мешающие развитию рыболовного бизнеса.
Андрей Крайний рассказал об успехах, достигнутых отраслью в прошлом году. И выразил пожелание, чтобы Росрыболовство занималось не только вопросами добычи рыбы, но и другими функциями, в частности - рыбопереработкой, которая сейчас гуляет сама по себе.
Я в своём выступлении обратил внимание на 3 вопроса. Во-первых, говорил о том, что наши промысловые районы, в основном, находятся в зонах иностранных государств и за их пределами. Существует жёсткая конкурентная борьба за морские ресурсы. Учитывая предстоящее разграничение морских пространств и 200-мильных экономзон с Норвегией, нужно обеспечить тесное сотрудничество с этим государством в области управления морскими ресурсами и одновременно обеспечить спокойную и успешную работу нашего флота в традиционных районах промысла. Это предложение нашло поддержку у председателя правительства. Владимир Владимирович обещал, что соответствующие указания внешнеполитическим ведомствам будут даны, и мурманчане будут участвовать в этом процессе. Тем более что на недавнем заседании рабочей группы, прошедшем в Мурманске с участием главы Росрыболовства, уже разработан комплекс мер.
Также я затронул вопрос разницы в подходах добычи и переработки к цене за рыбу - цена, которую предлагают рыбаки, рыбопереработчиков не устраивает. Например, что разрыв между ценами на мойву достигает 2-3 рублей за 1 кг, сельдь - 3-5 рублей за 1 кг. Я предложил продумать систему поддержки через субсидирование на региональном или государственном уровне - для покрытия той дельты, которая не устраивает ни тех, ни других.
- Субсидировать предлагается кого - рыбаков или рыбопереработчиков?
- Этот вопрос я оставил открытым. Но, с моей точки зрения, субсидировать должны рыбаков, потому что они отдают рыбу за меньшую цену, по отношению к её себестоимости. Но можно сделать и обратную цепочку, когда субсидия выделяется переработчику на закупку сырья в своём регионе.
Третий вопрос, который я затронул на совещании, касался развития береговой рыбопереработки в целом - в соответствии с принципами Доктрины продовольственной безопасности нашей страны. Там даются критерии оценки работы рыбной промышленности, говорится о том, что 80 процентов рыбной продукции на внутреннем рынке должно обеспечиваться за счёт отечественной рыбы. Я отметил, что сама доктрина представлена стройно, а прагматических решений на местах нет. Надо разработать такие программы на уровнях регионов и муниципалитетов. Взять Мурманскую область, население которой сегодня составляет порядка 830 тысяч человек. Если брать в расчёт норму - 23 кг на душу населения, то в год потребуется 20 тысяч тонн рыбопродукции, 16 тысяч из которых (80%) должно быть произведено на территории региона. То есть, всего ничего. Доктрину продовольственной безопасности в Мурманской области выполнять можно, другое дело - по какой цене эта рыба будет продаваться. Основную скрипку в данном вопросе должны играть региональные власти - искать рычаги воздействия, чтобы поставленная государством задача была решена.
Неоднозначную реакцию у рыбаков вызвало выступление Романа Троценко, руководителя ОАО «Объединённая судостроительная корпорация». Он предложил внести поправку в законодательство, касающееся наделения рыбопромышленников квотами, то есть, по сути, вновь встал вопрос о переделе квот. Понимая, что в данных условиях эта идея не пройдёт, Роман Троценко предлагает пересмотреть вопрос наделения рыбаков квотами на последующие 10 лет, начиная с 2018 года. Он попытался укорить добытчиков в том, что за 2 года действия законодательной нормы о наделении долями на 10 лет вперёд, обновления флота на российских верфях так и не происходит. Я говорил о том, что это не так. Модернизацией своих судов занимается Мурманский траловый флот, компания «Сфен» приобрела современное наливное судно «Лазурный». Его эксплуатация позволит добывать мойву более современными способами, а значит, её можно будет реализовывать не по 12-13 рублей за 1 кг, а по 7-8 рублей. Это уже прогресс. По данному вопросу Владимир Путин принял взвешенное решение: не надо торопиться с квотами под киль, необходимо пытаться найти компромисс между судостроителями и рыбаками.
Николай Карлин и Валерий Зимницкий говорили о трудностях, возникающих при чрезмерных проверках рыбаков на всех уровнях, в особенности - ветеринарных, подчинённых разным ведомствам, а также контролирующих, включая налоговые. Есть проблемы и на промысле: ловим мойву у Кильдина и Рыбачьего, а на разгрузку идём к острову Медвежий, теряя драгоценное время. Всё это в конечном итоге приводит к удорожанию рыбного сырья.
Все поднятые на совещании вопросы нашли понимание у председателя российского правительства. Я оцениваю это мероприятие, как продуктивное и своевременное. Более того, мы передали в аппарат правительства свои предложения к протоколу, которые включают 13 пунктов. Будем работать в этом направлении. На подготовку к протоколу отведена неделя.
- Прошла информация о том, что Владимир Путин предложил создать программу развития на территории России холодильных мощностей? Это значит, что предприятия береговой рыбопереработки с поставленными объёмами не справляются?
- Основной добывающий цех находится на Дальнем Востоке, где проживает в 1,5 раза меньше людей, чем в Москве, основное население проживает за Уралом. Железная дорога не справляется с перевозками, оптовики берут рыбу мелкими партиями, поэтому, конечно же, её надо передерживать. Во-вторых, в российских рыбохозяйственных бассейнах - путинный промысел, и, в основном, он проходит в весенний и предлетний период. То есть, в тёплое время года рыбы поступает большое количество, и холодильников не хватает. В этой связи надо увеличивать объемы холодильных мощностей, особенно вблизи портов, по всей стране. Председатель правительства, ознакомившись с представленным материалом по расстановке холодильников в России, сказал, что не возражает против увеличения числа холодильников, если они считают это правильным.
- Разве на территории Мурманской области не реализуется 16 тысяч тонн рыбы собственного производства? По данным Мурманскстата, насколько я помню, продаётся даже больше? Выходит, в нашем регионе Доктрина продовольственной безопасности уже исполняется?
- Прежде всего, эта задача исполнима в приморских регионах, потому что там много рыбного сырья, и возможно развитие рыбопереработки. В ряде российских регионов проблема насыщения внутреннего рынка собственной рыбопродукцией действительно решена. В Мурманской области, и я уверен, что Мурманскстат это подтвердит, требуемые 80%, в Карелии приближаются к 80%, в Вологде - процентов 50, а ещё дальше, к средней полосе - процентов 30. Здесь ставится такая задача: приморские регионы, где норма выполнена, должны перекрыть рыбной волной другие регионы. Государство при этом должно взять на себя обязанность по введению протекционистских мер. В Госрезерве есть холодильные мощности, и этой организации нужно вменить в обязанность закупать отечественную рыбу. Армия и флот потребляют рыбу, но, оказывается, есть ведомственное требование о том, что мойву надо шкерить. Эта норма должна быть пересмотрена, потому что шкерить мойву, как и кильку, это глупость. Почему мурманские рыбопромышленные компании постоянно проигрывают конкурсы по поставкам рыбопродукции военным тоже непонятно. При выборе поставщика обязательно должны учитываться такие нюансы, как приближенность продуктов к местам потребления. Ограничьте наценку между оптом и розницей. Во время своего визита в Мурманск Владимир Путин зашёл в аптеку и проверил максимум наценки на жизненно-необходимые лекарства. По рыбе тоже должен быть закон гласящий о том, что наценка на рыбную продукцию между оптом и розницей должна быть не выше, к примеру, 30%.
- По вашему мнению, о чём сигнализирует сбор в Мурманске столь высокого собрания общероссийского уровня?
- Во-первых, о том, что государство, наконец, пришло к чёткому пониманию, что продовольственной программе России без рыбы не обойтись. Белки животного происхождения есть только в продукции животноводства и рыбе. Других белков нет, и в нашей стране традиционно определённая часть белкового насыщения происходила за счёт рыбы. В угаре капитализма о ней забыли, и отрасль пошла в 90-95 годах прошлого века не по тому руслу. Без рыбной промышленности программу продовольственной безопасности не решить. Государство поняло, что в городах центральной полосы говорить о рыбе - несерьёзно, об этом нужно заводить разговор в приморских регионах.
Как бы не развивалось направление нефтегаза, рыбная промышленность в любом случае должна быть в нашем регионе очень сильна и устойчива.
- На совещании поднимался вопрос создания в Мурманске оптово-розничного рыбного рынка?
- Эта тема была затронута в докладе Андрея Крайнего. Владимир Путин её не комментировал, но мы - люди опытные и знаем, что если премьер не комментирует, то это надо расценивать, как согласие. Что касается мурманского проекта о создании рыбного рынка - это общепринятая мировая практика. Оптовые рынки существуют практически во всех портовых городах, другое дело, что при организации этих рынков должна быть перестройка отношений между покупателем и добытчиком. Чтобы рыбаку было выгодно сдавать рыбу на этот рынок оптом. Эти вопросы надо продумывать заранее. А ведь многие думают, что расчистил площадку, и рынок сразу насытился рыбой. Это не так.
- Спасибо за беседу.