Ориентировочно в конце августа (когда выйдет соответствующее постановление российского правительства) должен состояться закрытый аукцион, на котором, наконец, определится покупатель многострадального Архангельского тралфлота.
Вот уже третий год подряд аббревиатура АТФ не сходит со страниц печатной и электронной прессы - как узкоспециализированной, так и предназначенной для самого широкого круга читателей. Не обходило стороной тему и ИА «Nord-News», продолжает ее и сейчас, тем более что наступает самое время.
Приватизационные планы
Напомним, в 2011-м Минэкономразвития РФ запланировало к приватизации 100% ОАО «Архангельский траловый флот» на период 2012-2013 годов. Тогда же агентом по продаже всех акций АТФ был назначен Газпромбанк.
После долгих размышлений и совещаний по поводу того, каким же способом будет осуществлена процедура продажи госсобственности, чтобы это было максимально выгодно государству, агент пришёл к мнению, что должна вестись речь об аукционе.
14 июня этого года, на открытой информационной встрече с потенциальными покупателями АТФ в Москве, Газпромбанк пришёл к выводу, что это будет закрытый аукцион, участие в котором примут одобренные ФАС РФ покупатели с годовым оборотом (совокупность доходов и расходов) не менее 500 млн рублей.
Одобрение ФАС на покупку АТФ получили ОАО «ГК «Русское море» с его стопроцентной дочкой - ЗАО «Русская рыбная компания». 60,9% акций «Русское море» с 2011 года принадлежит кипрской «RSEA Holdings Limited», которая в свою очередь является собственностью совладельца нефтетрейдера «Gunvor» и НОВАТЭК Геннадия Тимченко и основателя «Русского моря» Максима Воробьева. Также в списке одобренных - зарегистрированное в своей время в Карелии для удобства бизнеса, а по сути, мурманское, основанное патриархом отрасли Марком Любовским, ООО «Вирма» (учредитель ООО «СЗРК-Мурманск»). ОАО «Робинзон» (Мурманск) Павла Агапова и жены его, продвигающей идею возрождения мурманского судоремонта посредством Мурманской же судоверфи, от которой ничего не осталось, Ирины Мокеровой. ОАО «Меридиан» (Москва), имеющего в Подмосковье склады и рыбопереработку. И, наконец, «АТФ Северные инвестиции» (компания менеджмента АТФ и фонда UCP Ильи Щербовича).
Заявленный ранее ОАО «Мурманский рыбокомбинат» из перечня участников закрытого аукциона фактически выпал, как не имеющий годового оборота в 500 млн рублей. Но об этом - чуть позже.
Оценка АТФ проводилась дважды. Летом 2011 года центр оценки «Аверс» оценил его в 1,2 млрд руб., годом позже «Ernst & Young» - в сумму до 4,3 млрд руб.
Дела на флоте - швах
По мнению экспертов, текущее финансовое состояние АТФ может усложнить приватизацию флота. «С одной стороны, это способствует снижению текущей оценки компании, что делает ее продажу невыгодной собственнику, с другой - интереса со стороны потенциальных покупателей, на которых после приобретения ляжет и текущая долговая нагрузка»,- предупреждает управляющий партнер юридической фирмы «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов.
В АТФ по итогам 2012 года проводился аудит. В заключении отмечено не менее десяти факторов, приведших к ухудшению финансового состояния флота. В частности, значительно выросла дебиторская задолженность (с 93,4 млн руб. до 323,2 млн руб., то есть в 3,5 раза). Кредиторская задолженность АТФ увеличилась в полтора раза, до 618 млн руб. Ревизионная комиссия обращает особое внимание на долг перед «Osean Ship Services» («Британские Виргинские острова») в 233 млн руб., отмечая, что при такой задолженности «существует реальная угроза подачи данной компанией на банкротство АТФ». Но даже если компанию не попытаются обанкротить сторонние контрагенты, то она может быть вынуждено подать на собственное банкротство. По итогам года размер чистых активов АТФ стал меньше уставного капитала на 31% и составил 1,057 млрд руб. Если стоимость чистых активов останется меньше его уставного капитала, АТФ в шестимесячный срок должен принять решение либо об уменьшении уставного капитала, либо о ликвидации, говорится в документе. Общие финансовые показатели компании также не внушили ревизионной комиссии оптимизма: выручка за 2012 год составила 3,44 млрд руб., чистая прибыль уменьшилась в 4,2 раза, до 32,9 млн руб.
Состав АТФ и официально-социальная позиция по его приватизации
АТФ был основан в 1920 году, это старейший флот на севере России, входит в тройку крупнейших рыбодобывающих компаний cтраны. Сейчас 100% акций ОАО принадлежит государству. В состав АТФ входит 21 рыболовецкое судно, 1 транспортное, а также береговая инфраструктура - склады, холодильники, рыбоперерабатывающий завод. Основной вид деятельности - добыча трески, сельди, скумбрии и мойвы. Работает в структуре предприятия более 2 тысяч человек.
В Росрыболовстве категорически возражали против продажи АТФ через аукцион. Эта позиция также высказывалась трудовым коллективом флота и правительством Архангельской области, которые опасались, что такая сделка может привести к массовым увольнениям работников. Есть мнение, что спустя пару лет после аукциона новый собственник Архангельского тралфлота выведет флот в Мурманск, что гораздо рентабельнее с точки зрения промысла и логистики, но тем самым отрежет всю социалку в виде устаревшего холодильника и перерабатывающих мощностей, оставив без работы 350 семей. Поэтому для государства целесообразнее было бы провести конкурс, по условиям которого собственник возьмет на себя обременения в виде той инфраструктуры и тех рабочих мест, которые сейчас находятся в Архангельске. Так объясняли свою позицию в декабре прошлого года в Росрыболовстве.
Зимой текущего года, после заседания правительства РФ, где рассматривался вопрос об управлении государственным имуществом, министр экономического развития Андрей Белоусов рассказал журналистам о постприватизационном контроле и соглашениях с инвестором, которые предполагается заключать. «Очень важно, чтобы Архангельский тралфлот базировался и дальше в Архангельске, потому что у него большая социальная нагрузка», - подчеркнул Андрей Рэмович.
Архангельские рыбаки не сомневаются, что за словами министра экономразвития РФ стоит продуманная программа, в которой нет места уничтожению старейшего рыбопромыслового флота России. И надеются, что именно такая позиция будет определяющей при проведении приватизации АТФ.
Идея и прогноз главы ОАО «Мурманский рыбокомбинат»
Генеральный директор ОАО «Мурманский рыбокомбинат» Михаил Зуб напоминает, что законом о приватизации предусмотрено три формы продажи акций. Во-первых, приобретение их одним покупателем, которого должен был предоставить агент - Газмпромбанк, но не сделал этого. Вторая форма продажи государственных акций - аукцион. Но тогда не нужен агент, аукцион может провести и Росимущество. Принцип здесь соблюдается один: выигрывает тот, кто даст за предприятие больше денег.
Третья форма - проведение конкурса, что предусматривает учёт интересов отдельных ведомств, например, Росрыболовства, Минсельхоза и т.д. В данном случае на конкурс выходят компании, которые готовы соблюсти чьи-то ведомственные интересы.
Михаил Зуб загорелся приобрести АТФ два года назад и сразу же принялся анализировать его бухгалтерскую отчётность за 2011 год, которая была в открытом доступе.
«Я сделал вывод, что тралфлот может при вылове всех квот дать оборот порядка 3,5 млрд рублей, а получает всего 2,5 млрд, - излагает Михаил Изяславович. - На сегодня АТФ имеет 85 тысяч тонн квоты, из них - 30 тысяч тонн трески, 6 тысяч тонн пикши. Только за счёт донных объектов можно иметь 36 млн долларов - 1 млрд рублей ренты (продажа квоты другим интересантам - Авт.). Плюс из 21 судна - 16 судов, в основном типа «Моонзунд» (большие пелагические траулеры - Авт.), находятся в отстое. То есть, нет эксплуатационных расходов, затрат на оплату труда рыбаков в море. Работают всего 5 ПСТ (посольно-свежьевые траулеры, переоборудованные в морозильщики - Авт.). А вся пелагия - 15 тысяч тонн мойвы, 25 тысяч тонн сельди, 5 тысяч тонн скумбрии - остаётся неосвоенной полностью или не до конца освоенной. Менеджмент предприятия так и говорит: мойва нам экономически невыгодна».
Сделав вывод, что менеджмент АТФ неэффективно управляет предприятием, Михаил Зуб написал письмо на имя тогдашнего первого зама председателя российского правительства Виктора Зубкова с предложением одобрить его кандидатуру к участию в конкурсе на замещение должности гендиректора Архангельского тралфлота. Запрос прошёл через ряд инстанций и обернулся ответом, суть которого сводилась к тому, что в услугах мурманского топ-менеджера не нуждаются.
Но Михаил Зуб решил не сдаваться. «Мы с исландской компанией «Марел» проработали вопрос строительства в Архангельске рыбоперерабатывающего завода, потому что там инфраструктура береговой переработки развита плохо, а рыбопродукция должна выходить - высокого качества, - продолжает гендиректор Мурманского рыбокомбината. - Его стоимость - 10,5 млн евро, и эти затраты, по нашим расчетам, окупятся за 3 года. Но «Марелу» за это нужно 18 тысяч тонн трески. У АТФ - 36 тысяч тонн тресковых, так что половину можно взять совершенно безболезненно для добычи».
Параллельно гендиректор Мурманского рыбокомбината намерен развивать и своё производство. «В Архангельске порт - замерзающий, поэтому 8 месяцев в году флот может находиться в Мурманске и сдавать рыбу здесь», - строит планы Михаил Зуб, надеясь, что его все-таки допустят до закрытого аукциона. Постановления-то правительства еще нет, а надежда, как известно, умирает последней.
Под эти планы на месте одного из «выпотрошенных» сегодня цехов рыбокомбината волжская строительная фирма строит холодильник вместимостью в 14 тысяч тонн. Обещает открыть его к Дню рыбака - 14 июля. Но вряд ли получится, считает автор этих строк, побывавшая вместе с Михаилом Зубом на стройке, работы на которой ещё хватает.
Раньше Михаил Зуб выступал на поле грядущей приватизации АТФ в паре с мурманской компанией «Робинзон», но потом, по его словам, они разошлись «в подходах и взглядах».
Собеседник информагентства выступает категорически против закрытого аукциона, считая его «предварительным сговором». «Собирается группа лиц, которая знает, кто какую поставит цену, и главное - кто выиграет», - убеждён он.
На вопрос, кто, по его мнению, победит в закрытом аукционе, гендиректор Мурманского рыбокомбината говорит: «На мой взгляд, есть два течения, одно - по линии компании «Русское море», второе - «АТФ Северные инвестиции». Если победит последняя, то, я думаю, что их задача - убрать из добычи тралфлота пелагические виды рыб, а тресковые в конечном итоге уйдут за границу. Донные виды нужны гонконгской компании «Оушен Тролерз». То есть, за этим кругом лиц стоит Гонконг. «Русская рыбная компания» - «дочка» «Русского моря» - развивается. Она уже приобрела две добывающих фирмы на Дальнем Востоке. Значит, им будет интересно осваивать пелагические квоты Архангельского тралфлота. Компания станет работать на российский рынок. Если закрытый аукцион выиграет «Русская рыбная», это даст государству больше плюсов от продажи АТФ. Да и социальная составляющая выиграет, я думаю. Из нынешних участников вероятность того, что выиграет «Русская рыбная компания», - очень большая».