К этому мнению приходится прислушаться, поскольку о проблемах спорта Юрий Макаренко, генеральный директор ОАО «ПЛАЗАГРУПП», знает не понаслышке
В состав Группы компаний «ПЛАЗАГРУПП» входит фитнес-клуб «СпортPlaza». На его долю приходится всего 4 процента основной деятельности холдинга, который занимается управлением недвижимостью, реализацией девелоперских проектов, строительством и т. д. Так какое место в этом ряду отведено фитнес-клубу «СпортPlaza», - спросили мы у Юрия Макаренко.
- Могу сразу сказать, что спорт - это не бизнес. Исключениями могут быть Москва и Петербург. Тут есть несколько причин. Основная причина в том, что люди привыкли к бесплатному образованию, медицине и спорту. То, что медицина и образование стали платными, пришлось так или иначе принять. А вот чтобы платить за спорт - принимать не хочется. Оно и понятно - услугами в сфере образования и медицины пользуются по необходимости, а спорт - по желанию, можно прожить и без него.
Намного проще выпить пива и вкусно покушать. Я это говорю не с желанием упрекнуть кого-то. Сам с большим удовольствием поем шашлык на природе, нежели буду бегать по морозу на лыжах. И если я занимаюсь спортом, то только потому, что осознал необходимость - это как чистить зубы. Именно поэтому зарабатывать на спорте очень сложно.
- И тем не менее вы взялись за этот проект.
- Да. Самым большим достижением я считаю то, что в 2000 году мы из магазина сделали спортивный клуб. В те годы, наоборот, из спортивных сооружений делали магазины, рынки, автосалоны и т. д. Кроме того, могу сказать, что фитнес-клуб «СпортPlaza» был признан одним из самых успешных региональных проектов в сфере фитнес-индустрии.
- Ответьте прямо на такой вопрос, вы можете себя за это похвалить?
- Конечно. Но клуб создавала команда, а не я один. Я смог собрать талантливых и трудолюбивых профессионалов и мотивировать их работать над этим проектом.
- Расскажите, откуда взялся такой спортивный интерес?
- В конце 1990-х я познакомился с очень интересными людьми - Ольгой Слуцкер (президент сети фитнес-клубов «World Class») и Ириной Краг (основатель сети клубов «Планета Фитнес»). Посетил их клубы. Эта идея очень понравилась. Я увидел в таких клубах будущее для развития массового спорта и взялся за этот проект.
По сути, мы запустили механизм фитнес-индустрии в городе Мурманске. И это наше главное достижение. Важно еще и то, что именно по нашей инициативе в Мурманске было проведено три чемпионата России по бодибилдингу и фитнесу. Обычный маленький клуб в небольшом российском городе организовывал такие мероприятия. По триста спортсменов приезжало. Хочу еще раз поблагодарить правительство Мурманской области за содействие и помощь в организации этих мероприятий.
- После этого было открыто много спортивных клубов, появилась жесткая конкуренция.
- С одной стороны, конкуренция - это очень хорошо. Она заставляет лучше работать, повышать качество и ассортимент услуг, снижать цены. Но, с другой стороны, не дает возможности развиваться.
- Поясните.
- Если раньше мы зарабатывали и имели возможность отправлять персонал на обучение, обновлять оборудование, проводить спортивные соревнования, то сейчас у нас такой возможности нет. Расходная часть большая, доходов меньше, а все потому, что конкуренция стала чрезмерной.
Перед открытием фитнес-клуба «СпортPlaza» мы заказали маркетинговое исследование, которое показало, что в нашем городе исходя из численности населения нужен всего один спортивный клуб площадью 2000 квадратных метров. И мы его открыли. Вслед начали создаваться и другие, но людей в городе больше не стало.
- Так и денег у людей, наверное, больше не стало.
- Деньги - это второй вопрос.
- Но, Юрий Анатольевич, откуда взять деньги на фитнес обычной семье со средним доходом? В первую очередь они потратят их на питание и одежду, а не на покупку абонемента в спортивный клуб. Ваш-то клиент наверняка богат.
- Да не в богатом клиенте дело. Есть такое понятие, как провокация спроса. Существует много разных приемов. Приведу пример. Раньше мобильные телефоны меняли в среднем через 1,9 года, потом «телефонисты» при помощи маркетинговых приемов довели замену телефона до 0,9 года. То есть люди меняют телефоны, которые не сломались. Они просто покупают новые, потому что их на это провоцируют. То же самое и с фитнес-индустрией, там тоже есть свои приемы как спровоцировать спрос. Но это же в хорошем смысле, мы же не агитируем за пиво и сигареты. Мы призываем вести здоровый образ жизни.
У нас, например, есть варианты рассрочки. Можно сделать так, что вы будете просто копить деньги, как на отпуск, как на заветную покупку. Уверяю вас! Я прошел через это, и не только в продажах фитнес-услуг.
- С вашим нынешним опытом вы бы решились сейчас открыть еще один клуб?
- Нет. И главная причина - политика государства в этом вопросе. Сейчас государство очень активно занимается популяризацией массового спорта. Существуют разные программы и проекты строительства стадионов, спортивных школ и клубов, бассейнов и т. д. И те самые 320 тысяч жителей нашего города получат возможность посещать государственные спортивные площадки. Исходя из этого я не считаю целесообразным для Группы компаний развивать это направление деятельности. Так же, как не вижу реальной перспективы, например, в торговле алкогольной продукцией, потому что, думаю, года через три-четыре эта сфера торговли будет государственной. И это, с моей точки зрения, правильно.
- Есть ли в клубе проблема с кадрами?
- С кадрами всегда была проблема и в СССР, и в США, и тем более в России. Могу сказать единственное - когда клуб открывался, к нам пришли самые лучшие люди. Им хотелось работать в новом спортивном клубе. Собралась молодая команда с амбициозными задачами. Некоторые работают до сих пор. Но в целом коллектив обновился. Поскольку изначально требования к кандидату выше, чем к должности. Условно говоря, мы берем на работу кандидата и знаем, что через год-полтора он уволится. Он уйдет на другую работу - на ту, которая будет ему более интересна, которую он заслуживает.
- Вы так спокойно говорите о том, что они уйдут после того, как чему-то научатся у вас.
- Да, мы вкладываем знания, отправляем на обучение, но наш сотрудник, прежде чем уйти, делится знаниями с другими. Внутреннее обучение проходит постоянно. И очень многие сотрудники, уходя из фитнес-клуба «СпортPlaza», говорят, что это большая школа жизни, на каком бы участке они ни работали, будь то администрация, инструкторы, техперсонал...
- И все-таки кто ваши клиенты?
- Разные люди. В Мурманске вообще все по-другому, не как в Питере или Москве. У нас все ходят в одни магазины, кинотеатры, в один бассейн и один спортзал. Привязка к тому, где тебе больше нравится и где ближе. Есть в клубе и подростки, и пожилые люди, с которыми мы празднуем их 70-летие. Есть бывшие спортсмены. Но основной сегмент - это работающие люди, которые ведут активный здоровый образ жизни. Для которых спорт - это стиль жизни. Многие из них ходят годами.
- Почему?
- По разным причинам. В основном звучит такое пресловутое выражение, как атмосфера клуба.
- Какие перспективы развития фитнес-клуба «СпортPlaza»?
- Мы будем продолжать работать. Будем стараться улучшать качество наших услуг для комфорта наших клиентов.
Наталья ЧЕЧЁТКИНА.
(«Полярная правда»).