Олимпийским отелям в Сочи. Процедуру «звездной» классификации им нужно пройти в обязательном порядке с 1 июля 2011 по 31 декабря 2016 года. Ради блага туристов Госдума приняла в третьем чтении поправки к Закону «Об основах туристской деятельности в РФ», направленных на оптимизацию процесса подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи. Для всех остальных российских гостиниц - дело добровольное. Хотя многие СМИ поторопились распространить информацию, что в стране введена обязательная классификация отелей, видимо, желая сдвинуть с мертвой точки вопрос, повисший еще с прошлого года, когда присвоение звезд было приостановлено из-за неясностей в законодательстве.
Напомним, в конце 2009 года в Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» появилась часть, где говорилось, что классификация объектов туристской индустрии осуществляется аккредитованными организациями. Но не было определено, какие именно аккредитованные организации должны ее проводить. После принятия поправок этого года отраслевой закон определил, что региональные органы государственной власти будут сами выбирать, кого аккредитовать для такой миссии. Что касается гостиниц, то за ними остается право выбирать - претендовать им на звезды или нет. Их защищает гражданское законодательство РФ: ограничение правоспособности юридического лица (например, обязательная классификация), то есть запрет на осуществление его деятельности без специального разрешения, может быть установлено только федеральным законом.
Надо заметить, что требования и критерии к объектам остались прежними. В Минспорттуризме заверили, что в дальнейшем система будет совершенствоваться, и все пожелания бизнеса и экспертов отрасли будут учтены, так как классификация гостиниц поможет им правильно позиционировать себя на рынке.
Сарафанное радио рекомендует
В Интернете давно принято числом голосов постояльцев тем или иным гостиницам присваивать звезды. Хоть они и виртуальные, но несут в себе реальный опыт, на который можно ориентироваться. Так, оказалось, что в Мурманске насчитывается десяток гостиниц разного уровня: три бизнес-класса («69 параллель», «Меридиан», «Парк Инн Полярные Зори»), пять эконом-класса и две мини-гостиницы. Впечатления гостей самые разные. Перечислю некоторые из них, без упоминания названия конкретных заведений.
«Отличный, маленький, уютный, очень чистый отель с демократичными ценами. Идеальный вариант для командировок. Радушный, отзывчивый персонал. В следующий раз только туда».
«Весь отель - однокомнатная квартира в доме. Интернет ужасный, работает через раз. Нет плиты. В ванной мыло есть, а шампуня нет. В целом неплохо, в командировку можно ездить спокойно».
«Обычный совковый санаторий. За 2000 рублей вы не получаете практически ничего. И реклама врет. Интернета и сейфа нет, из удобств - душевая кабинка, унитаз и телевизор размером с ладошку. Кафе или столовой даже близко нет. Зато персонал приветливый: проводят до номера, помогут с сумками. Правда, в течение дня не убираются, одноразовые шампуни не кладут».
«Отвратительное впечатление из-за работы персонала гостиницы. Завтрак вкусный, но рядом со шведским столом нет официанта, который объяснил бы, где и какая еда, как пользоваться кофе-машиной. В целом гостиница чистая, расположена в прекрасном месте, но я поеду в более неуютные гостиницы, но с вежливым и предупредительным персоналом».
«Завтрак однообразный: зачастую каша, омлет и сосиски были всегда холодными. Хотел выпить чаю с клубничным джемом, но его срок годности истек еще 7 месяцев назад. А пять дней салата меня просто убило».
«Удаленность диктует высокие цены на еду и выпивку в ресторане. Директор хамит гостям, попавшимся под горячую кавказскую руку. А в целом неплохо».
«Хорошая по своей ценовой категории гостиница в центре города. Спокойная, чистенькая, уютная, без излишеств. До центральной площади идти пешком минут 10-15. Рядом несколько кафе, но в самой гостинице поесть негде».
«Гостиница очень старая, давно не было ремонта. Рекомендательно не советую жить здесь. Ужасная кухня, мы с коллегой не вылезали из уборной (извините за прямоту). Номера грязные (множество волос на ковре). Нет занавески в ванной (мерзнут все). Телефон в номере - забудьте про нормальную связь. Телевизор - 2 канала с неработающим пультом. Если ваш рост более 170 см, то ваши ноги никогда не поместятся на кровати. В общем, все рассчитано на любителей советского периода. Радио «Апогей 204» и щетка для чистки «Ветерок 3» возбуждают интерес. Также приводит в шок номерок на ключах гостиницы, мы долго думали: чьи же это кости? Оказалось, что оленьи рога».
«Для нас главное - не звездочки»
Все-таки придется приоткрыть некоторые карты. Самые горячие и восторженные отзывы пришлись на долю отеля «Парк Инн Полярные Зори», поэтому за комментариями мы и обратились к Андрею Милохину, заместителю генерального директора «Парк Инн Полярные Зори».
- Ваш отель будет претендовать на звезды?
- Если только введут обязательный порядок. Для нас главное не звездочки, а мнения людей и турфирм.
- Сколько звезд вы бы присвоили «Полярным Зорям»?
- Три звезды по техническому состоянию здания. Четыре звезды по оснащению номеров. Сервис у нас колеблется между четырьмя и пятью звездами.
- Весьма адекватный ответ, если сравнивать с теми отзывами, что пишут в Интернете о вашем заведении. Андрей, как вы относитесь к классификации гостиниц? Нужно ли это потребителям?
- Наличие системы - звезд, корон, букв - не является панацеей для гостиничного бизнеса. Те, кто много путешествует по миру, знают, что звезды на фасаде могут не соответствовать действительному уровню всего комплекса. Например, в Италии много таких гостиниц. Звезда - это не ориентир для туриста. Данная система подразумевает оценку технического состояния здания. Теоретически (иногда это встречается и в реальной жизни) по количеству квадратных метров, по наличию конференц-залов отелю присуждают четыре звезды, а клиенты при этом недовольны сервисом. Важна ведь не только материальная база. Огромную роль играет система обслуживания, нацеленность на клиента. Никакая сертификация этого не обеспечит. Но «звездность» дает систему контроля качества в цепочке гостиниц. Я считаю, что в России вводить обязательную раздачу звезд для всех гостиниц преждевременно. Все-таки большинство наших отелей - наследство советского периода. Их ремонтируют, реконструируют, и в результате получается так, как в песне поется - «я его слепила из того, что было». В мурманских гостиницах нет конференц-залов, так как никто не предполагал, что они понадобятся. Вот «Полярные Зори» построили в 1973 году, не рассчитывая на звезды, в те времена были другие требования, типовые проекты с санузлами два на три метра. Старые гостиницы окажутся заложниками обязательной звездной системы. Но процесс этот необратимый. Проблемы возникнут при введении обязательного порядка для всех. Если гостиница шаромыжная, то наверняка хозяева заведения постараются решить проблему «по-доброму». Приходится признать, что у нас коррумпированное государство. И не нам обсуждать причины этого явления. Обязательное присвоение звезд чревато новой возможностью собирать теневую дань с бизнеса. К тому же получение звездной категории - мероприятие не бесплатное. Расходы потом включаются в стоимость номеров. И наши туристы это ощутят в полной мере.
- На ваш взгляд, каковы основные проблемы гостиничного бизнеса?
- Они такие же, как и у всего российского малого и среднего бизнеса. Это огромная бюрократия, избыток контролирующих органов, всевозможных проверок, коррупция. Отдельно можно выделить неконкурентоспособность тех компаний, которые не аффилированы, то есть не связаны с чиновниками. Нет честной конкуренции.
- Что вы можете сказать о мурманской гостиничной индустрии?
- Она находится на задворках. Все потому, что развитию отрасли в нашем регионе не уделяют должного внимания. Взять хотя бы тот факт, что у нас в городе нет элементарных информационных стендов с картой города, достопримечательностями, чтобы приезжие люди могли по ним ориентироваться. Зато полно рекламы ботинок, трусов и пуховиков. Понятно, что с такой рекламы город больше заработает. Но ведь и туристических стендов понадобится от силы штуки три. Зато какой будет эффект!
- В начале октября состоится II Мурманский международный экономический форум. Вы к нему готовитесь?
- Специально не готовимся, так как принимать гостей мы готовы всегда, в том числе и vip-персон. Практически вся гостиница уже забронирована под размещение участников экономического форума. Номеров не хватает. И это проблема Мурманска. Я наблюдаю, что в последние пять лет какие-то крупные события уходят в города соседних стран или областей - Киркенес, Архангельск. Деньги проходят мимо нас, потому что мы в должном объеме не можем обеспечить деловых людей гостиницами и залами для конференций.
- По-вашему, как можно развивать гостиничную отрасль в нашем регионе?
- Необходима четкая и согласованная политика властей города и области. Должны формироваться земельные участки и выставляться на конкурс со специальными условиями под застройку гостиниц. Чтобы в городе возводили не только торговые центры, которых уже переизбыток, но и туристическую инфраструктуру. Чтобы власти не создавали препон для будущих инвесторов, не заставляли их собирать десятки подписей и разрешений, а давали возможность сконцентрироваться на самом процессе строительства. И тогда выиграют все. Мурманск станет современным городом, к нам будет приезжать больше гостей, которые будут оставлять здесь свои деньги.
Ольга ФЕОФАНОВА.
(«Полярная правда», № 27).