08:5705.06.12

Конфликт вокруг создания национального парка «Хибины» не утихает

Конфликт вокруг создания национального парка «Хибины» не утихает

5 июня - день эколога в России и Всемирный день окружающей среды. Общественные экологические организации Мурманской области надеются, что хотя бы в этот день органы власти - как федеральные, так и региональные - всё же примут меры к разрешению затянувшегося конфликта, связанного с созданием национального парка «Хибины».
ЗАО «Северо-западная фосфорная компания» не выполнила требования Министерства природных ресурсов и экологии РФ и по-прежнему намерена проложить дорогу к месторождению Партомчорр в Хибинских горах, которая исключает создание национального парка «Хибины», предусмотренного «Концепцией развития особо охраняемых территорий федерального значения» утвержденной Владимиром Путиным (тогда ещё премьер-министр. - Ред.), в декабре прошлого года.
28 апреля в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ состоялось совещание, посвященное созданию национального парка «Хибины, в ходе которого принято решение ускорить этот процесс, а руководству ЗАО «СЗФК» предложено до конца мая представить на рассмотрение в МПРиЭ разные варианты дорог к месторождению Партомчорр. При этом особо было отмечено, что все они должны проектироваться за пределами границ создаваемого национального парка.
Как сообщает Михаил Рыжов, член «Кольского экологического центра», ЗАО «СЗФК» (дочерняя структура холдинга «Акрон»), которой принадлежит лицензия на месторождение, заявила о намерении приступить к строительству рудника уже в этом году и одновременно начать проектно-изыскательские работы для прокладки дороги от строящегося ГОКа «Олений Ручей» к месторождению Партомчорр. Это известие и стало поводом к совещанию в МПРиЭ: любой из вариантов планируемой СЗФК дороги неприемлем, так как они пройдут по наименее затронутым антропогенным воздействием территориям, и неизбежно приведут к уничтожению популяций редких видов растений, что является уголовным преступлением. Территория национального парка окажется рассеченной на части, рядом с промышленными дорогами ни о каком туризме не может быть и речи, тем более, что месторождение, хоть и не входит в территорию парка, находится в одной из самых посещаемых долин Хибинских гор, на «перекрестке» большинства туристских маршрутов.
Несмотря на это, 15 мая комитет по лесному хозяйству Мурманской области заключил договор с компанией «МурманскТИСИз» об аренде сроком на один год участка лесного фонда для проектно-изыскательских работ для прокладки дороги от Оленьего ручья к Партомчорру. Эта компания - подрядчик СЗФК - уже «отличилась» осенью 2010 года: она проводила проектно-изыскательские работы у месторождения Партомчорр, которые были приостановлены в связи с нарушениями природоохранного законодательства после вмешательства прокуратуры и возбуждения уголовного дела. Кстати, хозяйственный мусор, оставленный работниками «МурманскТИСИз» на месте этих работ, а также брошенная техника, до сих пор не убраны.
Эта ситуация встревожила Русское географическое общество (председателем попечительского совета которого также является Владимир Путин), оно направило запрос в Институт проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН и получило ответ от директора института Владимира Маслобоева, где сказано, что территории, по которым компания планирует проложить дорогу, в случае строительства рудника вообще должны стать заповедной зоной для «сохранения редких видов растений и уникальных растительных сообществ на горе Рисчорр и перевале Умбозерский. Необходимо так же, например, пересмотреть режим охранной зоны проектируемого национального парка на северных слонах гор Северный Лявочорр и Валлепахк, так как из-за возросшей в последние годы антропогенной нагрузки может исчезнуть одно из крупнейших в Мурманской области зимних скоплений лосей».
Кроме того, в письме подчёркивается, что при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту «Строительство I очереди подземного рудника на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Партомчорр» производительностью 2.0 млн тонн сырой руды в год», в котором участвовал Институт, дороги через национальный парк не рассматривались вообще. Утверждения руководства СЗФК о том, что их дороги могут быть полезны для национального парка и ссылки на ОВОС несостоятельны, так как речь шла «исключительно о вариантах дороги, проходящих за пределами границ предполагаемого национального парка «Хибины» в соответствии с документами территориального и лесного планирования Мурманской области». В Схеме территориального планирования и Лесном плане нет дорог, которые собирается прокладывать СЗФК.
При этом, обладая всеми необходимыми инструментами, правительство Мурманской области не смогло переломить ситуацию, несмотря на многократные просьбы экологических организаций о резервировании территории национального парка, и о том же в марте ходатайствовал комитет по экологии Мурманской областной думы.
- Складывается впечатление, что только общественные и научные организации последовательно отстаивают решение правительства России о создании национального парка, в то время как СЗФК последовательно осуществляет шаги к уничтожению Хибин, только на словах заявляя о поддержке национального парка, - говорит Виктор Петров, научный сотрудник института и председатель Совета Кольского центра охраны дикой природы. - Например, совсем недавно представитель компании заявил, что СЗФК собирается «возглавить» процесс создания национального парка, и даже выделить на это деньги. Непонятно только, кому они собираются платить, поскольку ни один специалист не станет заниматься подобной профанацией: проектировать национальный парк, где наиболее ценные участки уничтожены технологической дорогой, бессмысленно.
Поэтому мы были вынуждены обратиться в прокуратуру в надежде на то, что органы власти наконец-то воспользуются своими полномочиями, и предотвратят авантюрные проекты, уничтожающие уникальный в мировом масштабе природный объект.

Поделиться: