Несмотря на холодную зиму этого года прогноз на глобальное потепление в мире не снят с повестки дня. А для Мурманского порта продолжение этого процесса открывает заманчивые перспективы. В результате таяния ледников ожидается, что в ближайшей годы в Арктике в летнее время станет возможной сквозная навигация.
Как сообщает А. Власов, главный технолог ОАО «ММТП», в настоящее время огромный грузопоток контейнерных грузов из Северной Европы идет через Суэцкий канал, затем по Индийскому океану в порты Китая, Кореи, Малайзии, Индонезии. Путь неблизкий, и на побережье Сомали грузовые суда подстерегают пираты, против которых бессильны и дипломаты ООН и вооруженные силы НАТО.
Совсем другое дело Северный морской путь: в Арктике вдоль северных границ России нет пиратства, а расстояние, например, от Гамбурга до Шанхая короче на 6400 км, чем по Индийскому океану. Единственное «но» - это нетающие ни зимой, ни летом льды. Но глобальное потепление дает надежду на уменьшение их площадей или даже полное исчезновение.
Мурманский порт имеет опыт отправки грузовых судов по Севморпути в Юго - Восточную Азию. В 90-х годах прошлого века из Мурманска в Китай была доставлена партия апатитового концентрата. При этом рейс оказался короче на 7 суток, что для Китая, чья экономика зависима от внешней торговли, имеет решающее значение.
Эксплуатация Севморпути позволит Мурманску включиться в мировую контейнерную систему и претендовать на статус базового контейнерного порта для примыкающих территорий Северной Европы и Северо-Запада России - Финляндии, Швеции, Норвегии, Карелии, Коми, Архангельской области. Контейнерная линия свяжет Северным морским путем Западную Европу через Мурманск с Пусаном, Шанхаем или Владивостоком.
Транспортировка контейнеров по Севморпути может производиться судами усиленного ледового класса, например, судами Мурманского морского пароходства. А компании «Росморпорт» имеет в своем распоряжении на Северном бассейне дизельные ледоколы, а «Росатом» - атомные ледоколы, для обеспечения гарантированной проводки.
Помимо контейнерных грузов по Севморпути в Юго-Восточную Азию через Мурманск могут быть отправлены крупные партии навалочных грузов, в которых заинтересована китайская промышленность - уголь, руды, концентраты.
Перевозка грузов на морских судах по Севморпути может оказаться выгоднее, чем транспортировка тех же грузов по железным дорогам с запада на восток России. Во-первых, морской транспорт изначально самый дешевый, во-вторых, сегодняшние железнодорожные цены опережают даже авиационные.
Кроме того железные дороги в значительной степени загружены, а Севморпуть пока абсолютно свободен.
Портовики с нетерпением ждут глобальной весны в Арктике
