В этом попытался убедить участников российско-норвежской конференции по проблеме изменения климата, завершающейся сегодня в Сванховде, Алексей Кококин, руководитель климатического направления WWF России.
На видеоконференции он говорил о том, что нынешнее изменение климата происходит по вине человека, и именно от него зависит климат XXI века. Однако действия непрофессионалов и лоббистов бизнеса сильно осложняют понимание проблемы.
Наша планета теплеет, и вывод Росгидромета по кривой холодной зимы 2009 -2010 - о том, что погода носит циклический характер, не означает смены тенденции антропогенного воздействия на природу.
«Проблема - в изменении химического состава атмосферы, а не в росте температуры, - говорит Алексей Кокорин. - Никогда в истории человечества не было ни такой концентрации углекислого газа в атмосфере, ни столь резкого его роста».
По его словам, с 1970-х годов заработал новый климатический фактор - антропогенное усиление парникового эффекта. При этом опасно не нынешнее, еще относительно слабое, изменение климата, а то, что будет через 20-50 лет. Человечество должно замедлить рост выбросов, а потом постепенно их снижать. Ориентир: к середине XXI века глобальные выбросы парниковых газов надо снизить в 2 раза от уровня 1990 года.
В числе причин глобальных изменений климата Алексей Кокорин называет: изменение размеров и взаимного расположения материков и океанов, изменение светимости солнца,
изменения параметров орбиты Земли, изменение прозрачности атмосферы и ее состава в результате изменений вулканической активности Земли плюс антропогенное влияние.
Есть теория, что в целом годовое количество тепла, поступающего к Земле, почти не меняется, но меняется количество тепла, приходящее в разные сезоны года к различным широтным зонам. Этот тепловой импульс играет роль спускового крючка, т.е. запускает цепь климатических изменений, приводящих к сильной изменчивости климата с возникновением ледниковых эпох. Наших знаний уже достаточно, чтобы более активно предпринимать превентивные меры, совпадающие с приоритетами национального развития. Но недостаточно знаний для того, чтобы снижение выбросов стало приоритетом перед целями социально-экономического развития.
Остановить антропогенный рост концентрации углекислого газа, метана и других парниковых газов в атмосфере в принципе можно. В развитых странах он уже прекратился. Имеются технологии, применяя которые можно обойтись без термоядерной энергии и иных потенциально возможных, но отсутствующих сейчас источников. Это всего лишь вопрос цены и оптимального экономического решения.
Период с 1930 по 1950 годы характеризуется большим прогревов Арктики солнцем. В результате прогрева тропосферы и стратосферы в
1990-2000-ые годы отмечается усиление парникового эффекта.
Льды это такое же возможное следствие антропогенного усиления парникового эффекта, как и температура, считает руководитель климатического направления WWF России. Это утверждение нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Это не миф и не катастрофа, а реальность, к которой надо отнестись серьезно. Если в XXI век в целом для Земли означает маленькое потепление, то в масштабе тысяч лет - это похолодание.
Разбаланс климата и погоды вызвал засухи, волны жары, шторма, наводнения. К этому надо готовится, а чрезмерное развитие вызываемого эффекта нужно и можно предотвратить. Лучшее средство для России на ближайшие 10-15 лет - это перевод экономики на энергоэффективность и энергосбережение. Среди профессиональных климатологов разногласий по этим вопросам практически нет, есть разногласия по более детальным аспектам, например, по роли океана в поглощении углекислого газа.
Ученые других естественных специальностей, в частности, геологи скептически относятся к крайне коротким антропогенным эффектам, неинтересным в геологическом масштабе времени.
Математики, филологи, экономисты любят порассуждать о погоде, и часто это лишь запутывает ситуацию, говорит Алексей Кокорин.
Население имеет низкий уровень знаний и запутано мифами и страшилками из СМИ и кинофильмов.
Хотя многие негативные воздействия могут быть ослаблены с помощью адаптации человека, с экономической и экологической точек зрения надо ограничить само изменение климата - снизить выбросы парниковых газов.
Не так давно ряд стран заключили так называемое Копенгагенское соглашение, которое предусматривает реальное сокращение выбросов парниковых газов со стороны всех крупнейших стран-эмиттеров этих газов. Согласно документу, к 2020 году развитые страны снижают на 2,1 млрд тонн СО2/ в год от базовых уровней (1990 или 2005 гг.).
Китай, Индия, Бразилия, ЮАР - на 2,7 млрд тонн СО2/год от BAU, Бразилия, Индонезия -1,5 млрд. т СО2/год. Это соглашение закладывает основы прозрачного механизма оценки выполнения странами своих обязательств, пусть даже добровольных. Оно создаёт условия для беспрецедентного потока ресурсов беднейшим и наиболее уязвимым государствам. Помогает им адаптироваться к изменению климата, сохранить свои леса и внедрить чистые технологии в энергетике, промышленности и сельском хозяйстве. В расходах заложено: 30 млрд долларов на 2010-2012 гг., предусмотрен рост потока до 100 млрд долларов в год к 2020 г., причем новых денег, а не перераспределения помощи от других проблем.
Страны готовы работать над соглашением 2-3 года, оно может быть разделено на несколько частей, а исполнительная часть переведена на двух- или многосторонний уровень. С экологической точки зрения, здесь важны не сроки, а действенность соглашения, как долгосрочного инструмента снижения глобальных выбросов парниковых газов. Однако, теряя время нельзя забыть о срочной помощи наиболее уязвимым и слабым странам. Это тоже должно служить индикатором успеха или неудачи той или иной встречи. Копенгагенское соглашение представляет собой начало нового типа сотрудничества между странами.
Страны - участники Копенгагенского соглашения - периодически пересматривают свои обязательства и действия в целом, ориентируясь на последние научные данные - следующий пересмотр назначен на 2015 год. Цель данных пересмотров - направить мир на путь, приводящий к ограничению роста глобальной температуры в пределах 1,5 градусов. Ситуация постоянно меняется, причем изменения могут быть кардинальными. Например, в США газ из сланцев по себестоимости догнал ямальский.
В России для борьбы с потеплением принята специальная Климатическая доктрина. Согласно этому документу, к отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для нашей страны относятся: повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности) некоторых социальных групп населения, рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы - в других. А также - повышение пожароопасности в лесных массивах, деградация вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для строений и коммуникаций, нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими, распространение инфекционных и паразитарных заболеваний, увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населённых пунктов. (Доктрина, раздел IV, п.27).
К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемых изменений климата относятся: сокращение расходов энергии в отопительный период, улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения, улучшение структуры и расширение зоны растениеводства. А также - повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии определённых мер), повышение продуктивности бореальных лесов. (Доктрина, раздел IV, п.28).
Основными задачами политики являются: укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к его изменениям. А также - разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами. (Доктрина, раздел III, п.18).
Учитывая возможность конфликта интересов субъектов политики в области климата, профессиональным и иным общественным организациям (объединениям) и средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряжённости, недопущении коррупционного лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп. (Доктрина, раздел VI, п.44).
22.04.10
Проблема антропогенного изменения климата необычна и сложна для понимания
