Сегодня в ББТУ прошло селекторное совещание по оперативному регулированию промысла мойвы. На связь с Мурманском вышли Росрыболовство и рыбоохранное судно «Анграппа», на борту которого находится начальник морского штаба по оперативному регулированию мойвеной путины, старший инспектор ББТУ Андрей Ревякин.
Василий Соколов, заместитель руководителя Росрыболовства напомнил участникам селекторного совещания, что в 2011 году промышленная квота России на добычу мойвы составляет 100 тысяч тонн и 5 тысяч тонн этой рыбы выделено на научные исследования. Для сокращения времени перехода судов для контроля в период мойвенной путины открыта вторая контрольная точка «Север-2».
Достигнуто взаимопонимание рыбного ведомства с Минобороны. Сейчас в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект по согласованию закрытия морских районов на период проведения военно-морских учений. Из аппарата российского правительства поступило протокольное решение о подготовке совместного приказа Росрыболовства и Минобороны о порядке закрытия квадратов акватории Баренцева моря.
Валентин Балашов (фото 4), начальник Баренцево-Беломорского территориального управления ФАР по представленной сводке доложил, что сейчас на промысле мойвы находятся 15 судов, из которых 2 - представители Западного рыбохозяйственного бассейна.
По состоянию на 31 января добыто 1 тысяча 493 тонны мойвы, по данным на сегодня эта цифра увеличилась до 6 тысяч 955 тонн. Что на 2 тысячи 841 тонну больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Промысел ведётся в российской экономзоне. Первым начали добычу мойвы 25 января два судна компании «Робинзон» - «Капитан Сулимов» и «Капитан Моргун». В первые сутки взяли 30 тонн и 50 тонн соответственно, на вторые сутки вылов был доведен до 120 тонн каждым траулером. В лидерах по вылову мойвы сегодня числятся: судно компании «Робинзон» «Капитан Сулимов» и траулеры МТФ «Адмирал Шабалин» и «Павел Кутахов».
На связь с моря вышел Андрей Ревякин. Он напомнил, что «Анграппа» вышла в инспекторский рейс 25 января, и уже с 28 января ежедневно по радиосвязи проводятся промысловые часы с участием капитанов траулеров - участников путины - и научных наблюдателей на промысловых судах. Андрей Михайлович подкорректировал цифры, озвученные Валентином Балашовым: сейчас на промысле мойвы находятся 19 судов - 13 Северного бассейна и 6 Западного. На подходе ожидаются еще. Арендованное ПИНРО судно «Новая Земля», призванное обеспечить поиск и оперативный прогноз, свой рейс завершило. Ожидается, что ему на смену подойдёт НИС Полярного института «Фритьоф Нансен».
Мойва сейчас сосредоточена в Северном Центральном районе РЭЗ, в координатах 70 градусов 40 минут с.ш. и 40 градусов 50 минут в.д. Промысловая обстановка хорошая - подъём 30-60 тонн за 2 часа траления. В зависимости от типа судна есть вероятность увеличения подъёма за 1 траление до 240 тонн. Прилова молоди нет. Размерный ряд рыбы - от 14 до 18 см. Норвежских судов в РЭЗ не обнаружено.
По данным научных наблюдателей на промысловых судах, основные косяки мойвы движутся двумя потоками - с севера и с востока.
Евгений Шамрай (фото 5), заведующий лабораторией ПИНРО сообщил, что НИС «Фритьоф Нансен» вчера вышел из порта Мурманск на плановую съемку донных видов рыбы, но попутно займётся обеспечением оперативных данных по мойве. Судно направляется в Смежный участок рыболовства до анклава, 74 градуса с.ш. Там отследит пути миграции мойвы и направится в РЭЗ на поиск запасных участков распределения мойвы.
Евгений Шамрай сравнил сегодняшнюю обстановку по мойве с промыслом 1991 года: мойва подходит к северо-востоку моря, потом движется на юго-запад и к берегам Териберки. Основной поток рыбы движется в западном направлении, подход осуществляется через Центральный желоб.
По прогнозу, такая хорошая промысловая обстановка продержится ещё неделю. Со второй декады февраля и до конца месяца продлятся сильные шторма. Синоптики говорят, что штормовая обстановка второго зимнего месяца 2011 года будет более суровой, чем в 2010-м.
Сейчас на промысле работают 4 научных наблюдателя на добывающих судах: 1 - от ПИНРО и 3 - от НПФ «Морская информатика».
Сергей Поляков, главный инженер ОАО «ММРП» сообщил, что холодильники рыбного порта забиты на 95% прошлогодней сайкой, заявок на отгрузку которой сегодня нет. В резерве для мойвы - 3,5-4 тысячи тонн свободных мощностей. Для более оперативной обработки судов с мойвой, которые ожидаются буквально на днях, решено создать 2 дополнительных бригады докеров из числа сезонных рабочих. Бригады будут сформированы к 10 февраля.
Дмитрий Клочков, директор НПФ «Морская информатика» сообщил о том, что его научно-производственная фирма получила от ББТУ разрешение на доступ к данным спутникового мониторинга, это будет способствовать улучшению качества прогноза. По его данным, норвежские суда в Баренцево море ещё не выходили, они долавливают мойву у берегов Исландии. Норвежские управленцы и наука мониторят работу российских судов на мойвенном промысле, соглашаются с нашим прогнозом, но их информация проходит с опозданием на 2 дня. Эту новость Дмитрий Клочков «достал» с официального норвежского сайта.
Василий Соколов, зампредседателя Росрыболовства поинтересовался: нет ли на прилавках мурманских магазинов норвежской мойвы? Валентин Балашов сказал, что если она и поступает, то в центр страны. На мурманских прилавках лежит мойва прошлогоднего российского вылова (позднее на селекторном совещании рыбопромышленники возразили: на мурманских прилавках - мороженая норвежская мойва вылова 2011 года. - Авт.).
Николай Карлин (фото 2), исполнительный директор ОАО «МТФ» сказал, что сейчас на промысле мойвы работают 3 судна тралового флота: «Адмирал Шабалин» (взято 1 тысяча 429 тонн), «Борис Сыромятников» (390 тонн) и «Николай Кутахов» (820 тонн). После 3-х суток поиска суда наткнулись на мойву в районе Гусиной банки. От Губернского флота на промысел идет судно типа СТМ.
Первым из названной группы судов МТФ в Мурманский порт придёт «Адмирал Шабалин» - 5 января. Планируется, что судно должно привезти более двух тысяч тонн мороженой мойвы. (После селектора представитель компании «Робинзон» сообщил ИА «Nord-news», что «Шабалина» попытается обойти «Капитан Моргун», приход которого запланирован на 4 января.) Под мойву МТФ в рыбном порту обещали 2 тысячи тонн свободных холодильных мощностей.
Николай Карлин заявил, что тралфлот в целях оперативной выгрузки готов сам формировать бригады докеров из числа собственных рыбаков. От руководства ММРП требуется лишь кран и сторопальщик. Для приёма рыбы в море готовится транспортное судно, стоящее сейчас у причала порта. Ему на помощь из Петербурга движется другой транспортник МТФ.
Василий Никитин (фото 3), генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера сообщил, что сейчас на промысле мойвы находятся 6 судов СРпС, которые уже взяли 3 тысячи тонн. Для сравнения: в 2010 году в это время на промысле было только 1 судно, взявшее 100 тонн. Планируется, что на период путины будет выставлено 14 судов Союза, которые в состоянии выбрать всю выделенную им квоту. Суточный вылов 6 судов составляет 1,5 тысячи тонн, планируется довести его этими траулерами до 2,5 тысячи тонн.
Василий Фёдорович обозначил проблемы: на федеральном уровне так и не решен вопрос с выгрузкой рыбопродукции в естественных укрытиях, будут большие сложности со сбытом мойвы этого года, на прилавках в заполярной столице лежит исландская мойва по цене 24 рубля за 1 кг, и она будет успешно конкурировать с отечественной рыбой. Василий Никитин пояснил, что сайка, которой забиты едва ли не под завязку все холодильники рыбного порта, компаниям СРпС уже не принадлежит. Она продана, и покупатели-оптовики её не вывозят - то ли нет спроса у розницы, то ли ждут от неё хорошей цены.
Олег Заболотский, и.о. председателя регионального комитета рыбохозяйственного комплекса сообщил о рассылке в 23 региона информационных писем-предложений об ожидаемом вылове 100 тысяч тонн мойвы. Может быть, это поможет рыбакам найти сбыт, поскольку долгосрочных договоров о покупке мойвы у них нет.
Василий Соколов похвалил мурманских коллег, сообщив, что по результатам работы в первом месяце 2011 года Северный бассейн лидирует по стране. Объёмы вылова составили 172% от показателей 2010 года за аналогичный период.
Участники селектора из Мурманска напомнили Валентину Балашову о том, что заместитель председателя берегового штаба по оперативному регулированию промысла мойвы, начальник Мурманского морского рыбопромышленного колледжа Валентин Жук предложил встретить первое судно с мойвой, как в старые, добрые времена - торжественно, с цветами и оркестром.
Валентин Валентинович сказал, что ничего не имеет против, даже поддерживает забытый почин. Но если Валентин Жук проявил данную инициативу, то ему и карты в руки - пусть сам занимается организацией торжества.
Первое судно с мороженой мойвой «Капитан Моргун» в Мурманском морском рыбном порту планируется встречать как в старые, добрые времена с оркестром и цветами
