ОАО «РЖД» начинает регулярную публикацию данных о подвижном составе частных операторов, который простаивает на путях общего пользования, тем самым негативно влияет на пропускную способность железнодорожной инфраструктуры и является незадействованным погрузочным ресурсом.
На инфраструктуре общего пользования ОАО «РЖД» в настоящее время уже более 5 суток простаивает без движения и без оформления перевозочных документов 237 цистерн и 79 полувагонов.
Например, на станции Мурманск без движения простаивают 4 полувагона компаний «СУЭК», «НТС», «ТТК2» (2 вагона).
ОАО «РЖД» отмечает, что с учетом имеющейся грузовой базы нехватки вагонов на сети железных дорог не наблюдается, однако существует дисбаланс в технологии работы приватного парка.
Промышленные предприятия используют собственный подвижной состав для обеспечения перевозок в основном своей грузовой базы и, как правило, в одном направлении. Для ускорения оборота вагона и выполнения контрактных обязательств по поставкам продукции эти предприятия осуществляют возврат вагонов в порожнем состоянии. В то же время компании-операторы заинтересованы в высокой доходной ставке на вагон, которая зачастую не соответствует ожиданиям грузоотправителей. В результате порожние вагоны простаивают на путях общего пользования ОАО «РЖД» в ожидании более доходного груза.
В случае скопления вагонов на подъездных путях грузоотправителя железная дорога обращается к собственнику с предложением направить вагоны на другие станции, где имеются заявки на перевозку. Если вопрос не решается, вагоны отставляются до тех пор, пока их не примет грузополучатель с оформлением соответствующих документов.
Как отмечает пресс-служба РЖД, с начала текущего года парк грузовых вагонов российской принадлежности увеличился на 41 тысячу единиц или на 4% и достиг 1 млн 60 тысяч вагонов. Этот прирост эквивалентен 1 тысячи дополнительных поездов на инфраструктуре или 930 км станционных путей.